Информативные (предметные) речи
(Сообщения, обучение, представление программ и планов)
«Образ» оратора | Компетентный, сведущий человек |
Цель речи | Расширение «информационного поля» знаний аудитории; овладение ею новой полезной информацией - опоры для социальных действий. Стимулирование интереса к предмету |
Профессиональная задача оратора | Помочь усвоить новую информацию |
Сложности работы | Пассивность аудитории Необходимость представлять «новое» как бесспорное, очевидное |
Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели | «Цеплять внимание» любопытными сведениями, красочными примерами; Представлять информацию как полезную; Обеспечить возможность восприятия информации («сжатие», дозирование, упрощение, прояснение, популяризация); Преодолевать барьер отторжения «чужого»; пытаясь «вживить» новые фрагменты в уже существующую систему знаний |
Приемы и способы передачи информации | Поэтапное закрепление материала. «Разработка понятий» в процессе обсуждения и их уточнение с помощью определений и сравнений. Повествование, описание, объяснение (с соответствующими приемами «дозирования» информации) |
Особые соображения | Поиск возможностей «повторять не повторяясь». Необходимость уточнения представления о «фундаменте знания» у данной аудитории |
Прерывистость внимания, естественная при восприятии информации на слух, вынуждает оратора организовать так называемое «возвратно-поступательное» движение речи от одного блока информации к другому.
Кроме того, необходимо постоянно заботиться о возвращении внимания («завлекательные» фрагменты речи), и закреплении внимания (представление информации в плане «полезного»).
Необходимо также прояснять термины, понятия, и вообще облегчать фразы, которые воспринимаются на слух; в отличие от письменной речи тут смысл высказывания должен быть понят не к концу периода, а с первых же слов.
В целом необходимо уменьшение объема информации и ее «дозирование»; при разных способах передачи информации это делается по –разному: при повествовании фрагменты информации располагаются по хронологии, при описании - это набор качеств, составляющих целое, и т.п.
Особенно важно (и трудно) помочь аудитории преодолеть психологический барьер, мешающий ее контакту с оратором, тормозящий движение навстречу общению (т.е. взаимообмену информацией, во время которого и происходит усвоение), ощущение неравенства, своей беспомощности и некомпетентности перед лицом сведущего человека («Послушать еще можно, но уж общаться…»). Надо суметь обработать информацию в свете «знакомого» данной аудитории.
Желаемый результат информирующего выступления оратора, проясненность, системность знаний или сведений в какой-то области, ощущение твердой почвы под ногами, прочной основы для рассуждений и действий.
Примечание : К этим темам см. также: Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания); Гл. III., разд. А «Тема речи (Интересы аудитории)», разд. Б.2.: «Информационная речь»
Ситуативная речь
Оратор выражает эмоции аудитории в форме яркой, выразительной, доставляющей удовольствие. Однако, он и «управляет» эмоциями: оказывается в состоянии их «разрулить» (подкрепляя «материалом для эмоций» (напоминая о таких фактах и событиях, которые вызовут эмоции).
Желаемый результат ситуативного выступления оратора коммуникатора, помогающего аудитории в социальной ориентации: достижение эмоциональной стабильности, необходимой для рассуждений и приятия решений и некий эффект воодушевления (эмоциональный посыл).
Ситуативные речи, включая «ритуальные» и «рамочные»
(Поводы к такому типу публичного общения: визит вежливости, презентации, поздравления, траурные речи, «спич» политика /«речь с бокалом в руке»/, церемонии награждения, просто общая ситуация, на время сплотившая людей /напр. отложенный рейс самолета, опоздание и пр.)
«Образ» оратора | «Актер» |
Цель речи | Создать психологический комфорт Возможно, вывести аудиторию из состояния коллективной истерии; переломить ситуацию, обстановку, перенасыщенную эмоциями, «разрулить» в другое, менее напряженное эмоциональное состояние. Или превратить «нужные» ритуальные эмоции в подлинные |
Профессиональная задача оратора | Предоставлять материал (информацию, собственные размышления и предположения) для подпитки подлинных эмоций и для желаемого эффекта «владения эмоциями». |
Сложности работы | Состояние аудитории - капризное. Она совершенно точно знает, как и что нужно говорить в данной ситуации. Надо поначалу вести себя соответственно ожиданиям аудитории (вести разговор на волне эмоций). Необходима также особая «забота об удовольствиях». |
Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели | Поддержать эмоции (найти слова для состояния, которое «ясно без слов»); «Укрупнить» эмоции (найти образные эквиваленты эмоциональному состоянию); Развить и укрепить (подпитать информацией) идеи, связанные с ситуацией; Не ограничиваясь поддержкой только одной, «заданной» эмоции, ее постепенно корректировать (возможно, желая переменить); Закрепить новое или скорректированное эмоциональное состояние |
Приемы и способы передачи информации | Ситуативная самая короткая речь, наиболее точно оформленная (желательно, в образной, афористичной манере) Весь спектр вспомогательных материалов - иллюстраций (сравнения, шутливые определения, обыгранные цифры) |
Особые соображения | Речь «по случаю» должна оставлять впечатление импровизации. Однако – одна из самых подготовленных. Опасно превращаться в массовика-затейника, призывая к эмоциям, навязывая их |
Примечание К этим темам см. также: Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания), гл.3. Раздел 3.7 («Речь по специальному поводу»)
Убеждающая речь
Если аудитория охотно со всем соглашается, выражает готовность воспринять идеи оратора как свои собственные, это чаще всего не успех, но провал выступления коммуникатора: срабатывает «принцип экономии мышления» (изза нежелания сомневаться). Оратору необходимо создать обстановку активного соразмышления. Изначальный конфликт спорная информация. Цель – осмысленное отношение к проблемной ситуации.
Изображая конфликт, любой оратор (и манипулятор, и коммуникатор) «подогревает» его эмоциями. Дальше, однако, их пути расходятся. Один идет путем внушения (манипулятор как гипнотизер: рассудок надо «усыпить»). Другой, коммуникатор, напротив, делает все, чтобы рассудок пробудить.
Лучший прием – найти себе достойного «противника»: идею, позицию, противоречащую, или мешающую вашей позиции (притом достаточно аргументированную, с которой нелегко побороться).
При подготовке к речи желательно активно искать изъян в собственных рассуждениях. Быть готовым публично высказать придирки к собственной концепции. Позиционировать себя как «бойца» (Осведомленность, владение ситуацией. Выбор сильного противника - демонстрация мощного контртезиса). Особую роль играет проверка аргументации – собственной и «чужой».
Плюрализм мнений фон, на котором единственно возможно организовать общение в пропагандистском убеждающем выступлении. Необходима демонстрация уважения к мыслям других (по крайней мере внимания к ним).
Информация в рассуждающей речи:
· о проблемной ситуации и «теневых сторонах» фактов (материал для обрисовки положения вещей);
· о вариативности мнений и позиций (материал для сопоставлений);
· о качестве доказательств в уже известных мнениях и позициях
Среди информации, которую оратор предоставляет в убеждающей речи, особо ответственна демонстрация «спектра идей»: важно помочь каждому из аудитории «вспомнить» свои скрытые предпочтения, оформить их достаточно внятно, осознав как позицию, с которой можно вести обсуждение, вплоть до дискуссии.
«Ступени» решения профессиональных задач коммуникатора, выступающего с убеждающей речью – рассуждением.
· Расширив информационное поле знаний аудитории, уточнить, в чем суть проблемной ситуации и ее истоки;
· Пробудить желание разобраться в ситуации;
· Добиваться признанного единства оратора и аудитории как «лиц страдательных» («все мы – в одной лодке»), и выражать общую решимость «во всем немедленно разобраться»;
· Побудить аудиторию к активному размышлению; выдвигая все новые и новые препятствия (неизвестные дотоле факты-препятствия; серьезные возражения против каких- то поспешных шагов и т.п.):
· Дискутируя и полемизируя с «контр-тезисами» воображаемых оппонентов, отторгнуть, закрыть неверные и потому опасные ходы рассуждений;
· Организовать «подвижки в сознании» аудитории
· Нацелить на продолжение дискуссии
В целом, нужно:
· Выступая с убеждениями, предполагать предубеждения и быть готовым сражаться с ними и их отодвигать;
· Уметь представлять себя на месте аудитории. Предугадывать возражения и их немедленно рассматривать;
· Вести «диалог в монологе», подготавливая совместно с аудиторией догадки и открытия, новый взгляд
«Речь - рассуждение»