Слово как инструмент творения мира
Русское слово-концепт слово имеет фундаментальное начало в духовно-сакральном традиции как слово-логос, т.е. божественная благодатная сила, с помощью которой Господь творит мир. Эта фундаментальная идея лежит в основе европейской философской и филологической книжности как выражении духовной культуры европейских народов. Само слово Слово является синонимом слову Бог в соответствии с началом Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». Господь своим Божественным Словом творит мир (см. Книгу бытия) – и эта функция божественного Логоса, как показывает история духовных текстов, свойственна большинству представлений о творении мира и о происхождении языка в других духовных цивилизациях.
Разбор этих понятий отчасти осуществлен Ю.В.Рождественским в «Лекциях по общему языкознанию» [Рождественский 1991] В китайской литературе эти понятия реализованы в двух концептах дао и вэнь: Дао означает правильный путь, а вэнь - литература, или Слово, пронизывающее и отраженное во всех явлениях бытия.
Логосическая, т.е. словесная теория происхождения языка, как пишет об этом Ю.В.Рождественский, возникла на ранних этапах развития цивилизации и существует в нескольких традициях: библейской, ведической, конфуцианской. Различие состоит в том, что европейская традиция освящает эту идею авторитетом теологии и идея сотворения мира Словом становится краеугольным камнем религии и богословия, а в китайской традиции «логосическая теория, являясь влиятельной, не имеет богословского характера в силу отказа китайской философии от теистической идеи» [Рождественский 1990: 6].
Таким образом, в основе зарождения мира, согласно доктринам основных письменных культур человечества лежит духовное начало, которое древние обозначают разными терминами: Бог, «Логос», «Дао», «Слово» и т.д.. «Слово» существовало до создания человека и непосредственно управляло инертной материей. Творение мира, согласно европейской библейской традиции, «совершалось не руками Бога, а Его Словом» [Рождественский 1990: 6]. Эти энергия и орудие, воплощенные в Слове, «в основном так же», хотя и в других терминах, толкуются в конфуцианстве и индуизме. Таким образом, слово становится единой мерой создания и закономерного строения мира.
Другая функция, которая приписывается духовным началам во всех цивилизациях: сотворение человека и наделение его словом. Согласно акту божественного творения, человек создается по образу и подобию Божию. Это значит, прежде всего, что Бог «передает человеку дар слова», т.е. человеку дается способность нарекать имена животным, приводимым к нему Богом. Человек является единственным творением Божиим, которое наделено словом. Как пишет об этом Ю.В.Рождественский, «божественное слово, сотворившее человека, становится достоянием человека: человек начинает сам создавать слова» [Рождественский 1990: 7].
Один из выдающихся русских духовных писателей-философов Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Слово человеческое подобно Слову Божию». Однако подобие не означает равенство, т.е. человек, нарушивший заповедь Божию, теперь находится в срединном положении, между добром и злом, и его действия в языке могут быть как положительными, так и негативными. Язык и словесная способность приобретают теперь ту двойственную противоположность, которая будет свойственна всему, что касается до человека.
Схожую картину мы обнаруживаем и в конфуцианской традиции, читая, например, книгу о сотворении мира «Цзян Цзи Вэнь (Тысяча иероглифов)». В ней последовательно говорится о том, что в начале появились небо и земля, вода и суша, верх и низ, стороны света, деревья и растения, а затем появился человек, которому дан дар слова. Таким образом, при отсутствии монотеистического (т.е. божественного) начала в китайской традиции существует принципиально та же последовательность сотворения мира из небытия неким духовным началом, которое в европейской традиции названо Богом, а в китайской традиции объясняется как дао – правильный путь.
Подводя итоги этим основополагающим идеям сотворения мира и человека посредством слова, сделаем вывод о том, что именно слово господствует во всей общественной жизни древности и средневековья. Как отмечают Д.Фразер и Ю.В.Рождественский, «не какая-либо вещь, общественно необходимая, не строй семьи или рода, не государственность или какой-либо иной созданный обществом институт, а именно слово, речь воспринимаются как основа господства социальных сил над человеком, его разумом и общественным сознанием» [Фразер 1980: 65; Рождественский 190: 9].
Очевидно, что в соответствии с движением культуры именно эти идеи не умирали, а развивались в последующей традиции. Слово, как это будет показано в предыдущем параграфе, стало основным концептом русской филологической и философской культуры в Древней Руси. Духовная традиция толкования слова (Слова как Логоса) сохраняется и поныне – попытаемся привести свидетельства духовного осмысления слова современными авторами духовной литературы.
«Что есть слово?» - спрашивает в начале главы «Слово Божие – культура духа» румынский иеромонах Рафаил (Нойка) и отвечает: «Мы привыкли понимать его как способ установления контакта с другими с целью осуществления обмена информацией. Но мы видим, что Писание говорит о слове другое: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1.3.). И всё, что назвал Бог словом, - стало. И я снова обращаюсь к словам Спасителя, сказавшего: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6, 63). [Нойка 2006: 11].
По словам Нойки, дух и жизнь зависят от Слова Божия. Слово Божие как основа европейской культуры выражено в главном тексте европейской цивилизации - Священном Писании. Слово «слово» иеромонах Рафаил Нойка предлагает связать с понятием «культура, Культура Духа» (с прописной буквы у Нойки – В.Ц.). Творя мир, Бог творит его одним единственным словом: «Да будет!», но человека он творит по-иному: «…сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1, 26). И человек отличается от других творений Божиих «по слову, которое Бог нам дал». Бог «словом наставлял Адама».
В Ветхом Завете посредством слова Бог обратился к человеку и дал ему закон через пророка Моисея, но более значимо Слово Божие, которое было воплощено в Сыне Божием. Как сказано в Послании к евреям Св. Павла, «Бог … говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего…» (Евр. 1, 1-2). Таким образом, «Сам Сын Его – Слово Божие: Слово Божие ныне возвращается, чтобы продолжить Своё дело посредством «диалога» с человеком, снова после отчуждения, произошедшего в раю. Мы можем понимать слово как энергию – энергию созидательную» [Нойка 2006: 12].
Современные лингвисты часто рассуждают об энергии, заключенной в речевой деятельности. Оказывается, эта идея восходит к теологической трактовке божественной энергии, которой Господь напитывает человека: «Слово Божие пребывает и обитает в человеке. Бог энергией слова старается быть в контакте с человеком. Человек через слово молитвы старается отвечать Богу… Мы понимаем слово в его самом глубоком смысле как энергию» [Нойка 2006: 13].
Именно через слово, сказанное пророку Моисею формируются этические законы Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбы сотвори и т.д.), но в Новом Завете Бог говорит Сам, и «Христос говорит нам слова не высшей этики, а слова «жизни вечной» [Нойка 2006: 14].