Микросоциолингви́стика. см. социолингвистика
МИ́МЕЗИС (МИ́МЕСИС)(от др.-греч. μιμησις – ‘подражание’), – приём имитации чьей-л. речевой манеры, особенностей стиля (идиостиля); «намеренное воспроизведение характерных элементов чужой речи» [Хазагеров, Ширина 1999: 247]. М. используется в целях пародирования, передразнивания, высмеивания. Такая разновидность М. обозначается термином гипокри́зис (от др.-греч. ὺπόκριsις − ‘притворство’). Напр.: В это время из дамских благовонных уст к нему устремилось множество намёков и вопросов, проникнутых насквозь тонкостию и любезностию. «Позволено ли нам, бедным жителям земли, быть так дерзкими, чтобы спросить вас, о чём мечтаете?» – «Где находятся те счастливые места, в которых порхает мысль ваша?» – «Можно ли знать имя той, которая погрузила вас в эту сладкую долину задумчивости?» (Н. Гоголь); Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать её?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. «Священную и древнюю столицу России!» – вдруг заговорил он сердитым голосом, повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов (Л. Толстой); <…> Москали обнаглели донельзя, желают песенки спивать на своем азиатском диалекте <…>. Я так полагаю, что це дило треба разжуваты (НезГ. 15.07.2000).
М. часто составляет стилистическую основу анекдотов и других малоформатных комических жанров. Напр., анекдот: Рассказывает «новый русский» сыну вечернюю сказку: – Ну, значит, сына, настучали дедке за «бабки» по репке… (КП. 20.10.2002); комическая заметка: Глава администрации Ненецкого автономного округа установил абсолютный, типа, рекорд поконкретным разборкам: прокуратура возбудила против него 7 (седьмое) за последние годы уголовное дело – на сей раз за избиение гаишника. Нервишки чисто шалят…. Тяжело тянуть губернаторские, в натуре, срока! (АиФ. 2003. № 35).
Средствами выражения М., кроме повтора фрагмента чужой речи, является особая интонация, находящая отражение в небуквенных графических средствах: кавычках, многоточии, восклицательном и вопросительном знаках, скобках, курсиве, разрядке, скандировании (разбиении слова на слоги через дефисы) и нек. др.
Лит.: Культура русской речи:Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М., 2007; Старичёнок В.Д.Большой лингвистический словарь. Ростов н/Д, 2008;Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика и Словарь риторических приёмов. Ростов н/Д, 1999; Ширина Л.С. Мимезис и средства его языкового выражения // Риторика и перспективы её изучения в школе и вузе. Ростов н/Д, 1990.
А.П. Сковородников
МИФОЛОГЕ́МА– первоэлемент сознания (индивидуального, коллективного или массового), с помощью которого человек познаёт, объясняет и структурирует окружающую его действительность. Это некая прототипическая формула, заключающая в себе универсальную идею-образ, которая затем может получить национальное наполнение. Напр., М. недосягаемости высокого творчества реализуется через мифотопонимы Олимп, Парнас или метафору башня из слоновой кости.
М. являются инструментом и способом упорядочивания мира: неизвестное знание с их помощью переводится в знание известное, обыденное, усвоенное и одобренное социумом. М. обычно противопоставлено научное знание, зиждущееся на рациональном, логическом восприятии мира.
М. вербально может выражаться через слово-имя, словесную формулу (словосочетание или предложение) и целый текст. Но в любом случае М. – это нарратив, история с определённым сюжетом и героями, действующими в архетипических ситуациях.
М. используются во многих сферах общественной жизни: в культуре, политике, массовой коммуникации, рекламе, т.е. М. бытуют в определённом социальном пространстве (контексте). Попадая в различные контексты, они получают различные измерения.
М. в контексте культуры.Культура – питательная среда, порождающая М. В контексте культуры (живопись, театр, литература и т.п.) М. – составная часть художественной картины мира.
Человек свои первые знания о мире «вложил» в мифы. Миф – это фрагмент коллективного знания о мире, облечённый в художественную форму.
Первоначально функция древнего мифа была когнитивной, с течением времени когнитивная функция вытеснилась поэтической функцией. Мифы сконструировали образ донаучного мира, в котором не противопоставлялись действительные события вымышленным.
Мифы имеют национальную специфику, но базируются на универсальных архетипических антиномиях: добро/зло, герой/злодей, космос/хаос, память/забвение, любовь/ненависть и других архетипах сознания (подвиг, жертва, время, место и т.п.). М. – общие структурные схемы, по которым строится конкретный миф (напр., герой – Геракл, Один, Илья Муромец – совершает подвиг или М. возвращение на круги своя, реализуется в нарративах о блудном сыне или в одиссее Одиссея), то есть М. – это «морфология» мифа (В.Я. Пропп).
М. – это первообраз искусства, давший толчок развитию науки (философии, истории, культурологии) и идеологии.
С помощью М. происходит канонизация реальных исторических событий, поэтизация и героизация повседневности. Миф – это не просто рассказанная история, а регламентация и санкционирование определённой модели поведения (напр., героизация самопожертвования в мифе о Прометее). Именно поэтому М. широко используются в идеологическом дискурсе.
М. в идеологическом контексте. М. в контексте идеологии используется и как собственно культурный феномен (как прецедентное имя и прецедентная ситуация) и как Идеологема (см.).
Сущность М. и идеологемы одинакова: сложные явления, укладываясь в устойчивую словесную формулу, с помощью неё редуцируются до «общепонятных идей» (Э. Дюркгейм). Такие формулы легко укореняются в массовом сознании с помощью стереотипных номинаций и становятся «предметом веры, а не рассуждения» (Л. Леви-Брюль). Как М., так и идеологемы включают в себя эмоциональную составляющую, воздействующую на чувства людей, т.е. обладают суггестивностью.
И миф, и идеологема базируются на некритическом восприятии действительности и служат для консолидации социума. Только миф аккумулирует исторический опыт человечества, а идеологема нацелена в будущее: она ориентирует массовое сознание в заданном направлении (Н. Клушина). Напр., лозунг «Украина – это Европа!», широко используемый во время оппозиционного протеста в Киеве в декабре-январе 2013-2014 гг., совмещает в себе буквальный (географический) смысл с идеологическими и мифологическими представлениями украинских масс. «Украина – это Европа» является, с одной стороны, идеологемой оппозиционной части украинских политиков и их электората, объявивших курс на евроинтеграцию, а с другой стороны, эта же словесная формула является в то же время М., т.к. упрощает сложный исторический путь развития украинского народа до эмоционально ёмкого прецедентного выражения, в котором не разграничиваются мечта, реальность и вымысел, а воспринимаются симультанно, как призыв. Таким образом, идеологема – это М., используемая в идеологических целях.
М. в медийном контексте.В медийном контексте М. можно рассматривать с точки зрения теории мемов. С развитием интернета в медиапространстве появились новые способы структурирования массового сознания – мемы. Мем в различных теориях трактуется по-разному: как идеологический код, как единица информации, которая содержится в сознании, как разновидность архетипов сознания, использующихся в массовой коммуникации и др. Особенностью мема является скорость распространения и массовость (связанные с особенностями интернет-коммуникации), обеспечивающие быстрое его внедрение в массовое сознание.
Мем можно считать медийным измерением М., поскольку он имеет общую с ней природу и общие функции: это образная, имплицитно эмоциональная идея, выраженная вербально или иконически, способная воздействовать на массовое сознание в заданном направлении, поскольку не предполагает критического восприятия, а усваивается как растиражированный стереотип помимовольно, подсознательно, за счёт частотности его использования. Новейшие исследования российской политической жизни вскрывают виртуальную борьбу идей как борьбу мемов (интернет-М.), которые оказывали вполне реальное воздействие на политическую жизнь общества. Напр., «раскрученным» через Интернет в 2012 году (год выборов президента России) «оппозиционным» мемам «партия жуликов и воров», «белые ленточки», «честные выборы» и т.п. противостояли «проправительственные» мемы «революция норковых шуб», «политика реальных дел», «сетевые хомячки» и т.п. (А. Столяров).
М. – необходимый элемент массового, коллективного и индивидуального сознания, поскольку рационализм человеческого мышления не исключает веры – как интуитивного, скрытого, ещё не достигнутого знания. Контекстные измерения М. позволяют увидеть в ней культурные, идеологические или медийные смыслы, которые составляют эмерджентность этого сложного феномена и его многофункциональность в жизни социума.
Лит.:Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996; Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М., 2008; Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и В.В. Петуховой. М., 1980; Столяров А.А. «Facebook-революция» в медиапространстве России // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. Мат-лы Международной научно-практической конференции (26-27 апреля 2013 г.). М., 2013; Шульга Н.В. Мифологема в структуре массового политического сознания: КД. Омск, 2006; Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 2006.
Н.И. Клушина