Публичная речь. Формирование риторики как науки
Виды и жанры красноречия
Важнейшей разновидностью публицистического стиля является устная публичная речь. Под публичной речью, как правило, понимается устное выступление, обладающее рядом характерных признаков, таких как:
· коллективный или массовый адресат;
· общественно значимая тема выступления;
· подготовительная работа, предшествующая выступлению (хотя, разумеется, нельзя исключать и спонтанных публичных выступлений);
· планируемое целенаправленное воздействие на адресата.
Хорошо сформированные умения и навыки устного публичного выступления издавна называют ораторским искусством (или мастерством), и изучаются эти важнейшие для человека умения древнейшей наукой – риторикой.
Однако не следует отождествлять риторику и ораторское искусство. Действительно, риторика как наука начиналась с обучения именно ораторскому мастерству, но сейчас сам термин риторика трактуется значительно шире: он включает в себя любые разновидности речевого взаимодействия, в рамках которого мы осознанно ставим цели, заранее планируя воздействие на адресата, прогнозируя результат. Врачу, к примеру, надо убедить пациента принимать лекарство, менеджеру – побудить покупателя приобрести товар и т.д. Современная риторика призвана научить человека эффективному взаимодействию в самом широком смысле этого слова.
Есть еще один термин, который часто употребляют как синоним слову риторика. Это исконно русское слово – красноречие. Надо сказать, что в русском языке были и другие слова с подобной семантикой: златоустие, красноглаголанье, велеречие. Это наглядно показывает, насколько почиталось в русской культуре истинное, красивое, веское слово. Разграничил понятия риторикаи красноречиев свое время М.В.Ломоносов (его и считают основателем русской риторики). Под риторикой он понимал «науку, учение, правила», а под красноречием умение «красно говорить», то есть практически использовать эти правила. Издавна формируются отдельные виды красноречия или направления риторики. Одна из классификаций представлена в табл. 9.4.
Таблица 9.4
Виды красноречия на основе сферы употребления
Виды красноречия | Основные жанры |
Политическое | Политическая дискуссия, парламентская речь, выступление на митинге, телевизионное обращение президента (депутата) |
Академическое | Научный доклад, защита диссертации, лекция, научная дискуссия |
Судебное | Прения сторон (обвинительная речь прокурора, выступление адвоката), речь ответчика, оглашение приговора |
Социально-бытовое | Юбилейная речь, застольная речь (тост), комплимент |
Духовно-нравственное | Проповедь, речь миссионера |
Дипломатическое | Переговоры, правительственное заявление, нота |
Зарождение риторики как науки и учебной дисциплины связано с периодом демократии в Афинах. Произнесение речей тогда было способом решения государственных вопросов на форуме или в сенате; спорные речи произносились в судах, где не было профессиональных адвокатов или обвинителей, а каждый гражданин мог выдвигать обвинения и защищать себя. На многолюдных празднествах и поминках звучали ритуальные речи. Риторическое учение дошло до нас в виде высоких образцов речей выдающихся греческих ораторов Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла и др., а также теоретических трудов по риторике Горгия, Аристотеля. В дальнейшем риторическую традицию продолжили в Древнем Риме Цицерон, Цезарь, Брут, Квинтилиан и др.
Ораторское мастерство - это отчасти искусство, но этому искусству, по мнению античных деятелей, можно и нужно научиться. Хорошо известно высказывание на этот счет Цицерона1: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Многие античные риторы своей биографией доказали справедливость этого положения.
Особенно ярким в этом смысле является пример Демосфена, от природы обладающего невыразительной внешностью и тихим голосом. К тому же он картавил, а одно плечо при волнении подергивалось. Первое публичное выступление Демосфена в суде, где ему необходимо было отстаивать свои права на собственность, закончилось провалом. И тогда Демосфен стал настойчиво учиться ораторскому мастерству: брал уроки у выдающегося актера Исея, упорно занимался дикцией и развивал голос. Известно, например, что, набрав в рот камешки, он читал скороговорки; декламировал стихи, поднимаясь в гору или перекрикивая шум морских волн, стоя на берегу. Надолго удаляясь от людей, он репетировал речи перед большим зеркалом, над которым висел острый меч: если плечо дергалось, оратор ранил себя (таким образом он избавился и от этого недостатка). И труды Демосфена не пропали даром: он стал выдающимся оратором и прославился на века.
►Как вы полагаете, изменилось ли отношение к ораторскому искусству в современном обществе? Достаточно ли развито риторическое образование у нас сегодня?