Невербальная коммуникация
В ситуации языкового дефицита (отсутствие языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобретенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения.
Невербальные средства общения подразделяются на группы:
а) кинесические (от греч. Kinetis - движение) – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно – регулятивную функцию в общении. К ним относятся поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения;
б) просодические (от греч. Prosoidia – ударение, припев) – ритмико – интонационные особенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения;
в) экстралингвистические (лат. Extra – вне, сверх, лат. Lingua - язык) – включенные в речь психофизиологические проявления. Это пауза, вздохи, кашель, смех, плач и прочие;
г) такесические(от лат. Taktus – прикосновение, ощущение) – это динамическое прикосновение в форме рукопожатия, похлопывание по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновение телом;
д) запах, издаваемый партнерами (редко отмечается в академической литературе как невербальное средство общения).
5. Различие понятий “язык” и “речь”.
Хорошо известно, что проблема единства и различия языка и речи – одна из сложнейших теоретических проблем.
Термины и понятия «язык» и «речь» тесно связаны и взаимодействуют с терминами и понятиями “речевая деятельность”, «текст», «содержание (смысл) текста».
Примем следующие определения:
Язык – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отличие от многообразных конкретных высказываний отдельных людей.
Язык – средство общения, хранения и передачи знаний, общепонятное для всех говорящих на этом языке людей.
Язык – продукт человеческой культуры и в то же время условие его развития. Это означает, что язык сам по себе чудный мир красоты и гармонии, творение ума человека.
Язык – отражает опыт всех, людей для которых данный язык является родным.
Способность языка закреплять знания и представления человека о мире в форме понятий, суждений, умозаключений (художественных образов) является решающим условием развития культуры, в том числе и речевой.
Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
Речь – опыт (практика) употребления языковых средств (слов, выражений, стилей) в процессе общения и обмена мыслями.
Речь выражает опыт отдельного человека.
Речевая деятельность – совокупность психофизических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.
Текст–словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.
Смысл текста – конкретная информация (логическая, эмоциональная, эстетическая и иная), выраженная речью и при ее участии сформированная в сознании человека.
Видимо, из различения и определения этих терминов и понятий следует, что можно говорить не только о культуре языка. По мнению Б.Н. Головина, это будут очень различные “культуры”. Культура языка окажется не чем иным, как степенью развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенностью его семантики, его интонации и т.д.
Культура речи – это совокупность и система ее коммуникативных качеств, а совершенство каждого из них будет находиться в зависимости от разных условий, в число которых войдут и культура языка, и незатрудненность речевой деятельности, и смысловые задания, и возможности текста.
6. Виды речевой деятельности:
К видам речевой деятельности относятся:
А) чтение;
Б) говорение;
В) слушание (аудирование);
Г) письмо.
Каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику, особые условия формирования, наиболее удобные и эффективные приемы обработки.
Чтение. Под формулировкой умение читать мы привыкли подразумевать чтение беглое, осмысленное, выразительное.
Виды текстов:
а) связный;
б) с разными типами деформации (пропуск букв, знаков препинания, логических частей текста, с отсутствием абзацев, с нарушением последовательности в изложении фактов);