За́мысел ре́чи. см. инвенция
ЗАПОМИНА́НИЕ РЕ́ЧИ, или МЕМОРИЯ, – четвёртый этап Риторического канона (см.), заключающийся в выборе способов запоминания подготовленной речи, её «загрузке» в память с целью последующего воспроизведения.
Выбор способа запоминания зависит, прежде всего, от типа информации. Если нужно запомнить текстовую информацию, то более продуктивным является рациональный способ, который основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между запоминаемым материалом и уже накопленными знаниями. Одной из разновидностей рационального способа запоминания является «метод ОВОД», который получил название по первым буквам наименования четырёх стадий работы с текстом: 1) основные мысли: текст читается с целью восприятия и выделения основных мыслей и их взаимосвязи (основные мысли можно выделять или выписывать, после чего попытаться воспроизвести); 2) внимательное чтение: текст читается повторно и медленно с целью обратить внимание на подробности и увязать их с основными мыслями (можно ассоциативным путём), после чего основные мысли и связанные с ними подробности повторяются по памяти; 3) обзор: текст бегло просматривается, задаются вопросы по существенным пунктам текста, проводятся параллели с уже имеющимися знаниями, запоминается очерёдность главных мыслей; 4) доводка: текст повторяется по памяти, начиная с существенных моментов с постепенным вспоминанием подробностей, после чего он прочитывается ещё раз, отмечается упущенная информация; после анализа причин упущения и проработки деталей текст снова повторяется. Нужный материал повторяется также спустя несколько часов после запоминания. «…Для хорошей памяти самое важное − это упорядоченное изложение» [Йейтс 1997: 13].
При запоминании несмысловой информации (таблиц, номеров телефонов, схем, неупорядоченного перечня слов и т.д.) эффективен мнемотехнический способ (способ опосредованного запоминания), в соответствии с которым запоминаемый материал по определённым правилам переводится в иные образы, в этих образах выделяются ассоциативные и структурные связи, которые запоминаются легче. При запоминании мы находим ассоциативные связи с уже имеющимися у нас знаниями и знакомыми нам образами. Простейшие мнемотехнические приёмы используются в школе: определение биссектрисы (биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам); спектр цветов – Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (по первым буквам легко восстанавливается: красный – оранжевый – желтый – зеленый и т.д.); падежи – Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку (именительный – родительный – дательный – винительный – творительный – предложный) и т.д. Чем меньше общего с действительностью в искусственно созданных ситуациях (картинах), тем информация запоминается легче (более подробно о мнемотехническом способе и его разновидностях см., напр., в [Иванов 1996]).
При З.р. не рекомендуется использовать механический способ, или «зубрёжку», т.к. он является самым неэффективным: забудете слово – можете потерять нить всей речи.
При запоминании информации важно опираться на преобладающий тип памяти: зрительный, слуховой или моторный. Если у вас хорошо развита моторная память, старайтесь текст записывать; если зрительная память – стройте наглядные схемы, графики, передающие содержание материала, используйте шрифтовые и цветовые выделения; если слуховая память – многократно произносите тексты вслух.
Прочно запоминается та информация, которая значима для человека, более полно включена в его деятельность (отработка теории на материале упражнений, тренингов и т.д.), осмыслена, вызывает интерес, опирается на уже имеющиеся знания по определённой теме, воспринимается с установкой на запоминание, задействует разные каналы восприятия (зрительный, слуховой и т.д.) и повторяется (но не механически, а с использованием пересказа текста своими словами, воспроизведением его с любого места, а не только с начала). Всякое последующее запоминание тормозит (ухудшает) предыдущее, поэтому, когда что-л. учите, делайте перерывы на отдых.
В современной риторике проблема З.р. оборачивается другой стороной: «…актуально, насколько произнесённое или прочтённое слово запоминается слушателем или читателем. Однако система терминов, связанная с этим аспектом, ещё не разработана» [Хазагеров 2009: 399].
Лит.:Араева Л.А., Катышев П.А., Малахова Н.Е.,Князькова Т.В.,Оленёв С.В.,Паули Ю.С.,Стрыгина О.В. Риторика: учеб. пособие. Кемерово, 2006; Бэддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию. М., 2001; Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб., 2002; Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учёбе, деловом общении и повседневной жизни. М., 1996; Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997; Никитина Т.Самоучитель по развитию памяти. М., 1999; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009.
Г.А. Копнина