Композиционно-речевое оформление публичного выступления

В теории риторики под композицией понимается построение выступления, т.е.:

а) соотношение его отдельных частей;

б) отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

Основой композиции является план – взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Кони), не отклоняться от темы, уложиться в отведенное для речи время.

Наиболее часто студентам приходится иметь дело с информационными типами речей (семинары, отчеты, защита курсовых и дипломных работ). Обратимся к отдельным частям информационной речи. Наиболее распространенной её структурой классическая риторика считает структуру трехчастную – вступление, основная часть, заключение. Каждому из компонентов присущи свои особенности, обусловленные прежде всего спецификой восприятия устного выступления, а именно – действующим здесь законом первого и последнего места («закон края»). Действие его приводит к лучшему усвоению материала, который излагается в начале и в конце выступления.

Следовательно, вступление и заключение должны быть в центре вниманияоратора. Главное достоинство первой и последней частей речи - краткость.

Во вступлении информационной речи автор решает следующие задачи:

а) заинтересовать публику;

б) сформулировать цель выступления, подчеркивая его актуальность для слушателя.

В заключении информационной речи автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение.

Повторение может быть организовано:

а) воспроизведением формулировки поставленной оратором цели;

б) воспроизведение главных разделов речи.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение ещё не обеспечивают успеха выступления. В процессе произнесения основной части речи оратор может «потерять» слушателя.

Чтобы этого не случилось, следует соблюдать два правила:

а) быть логически последовательным в изложении материала;

б) следить за его подчиненностью основной мысли.

Методы изложения материала в информационной речи: дедукция, индукция, проблемный, концентрический, ступенчатый и метод аналогии.

Наиболее распространенные недостатки устных выступлений:

а) нарушение логической последовательности изложения материала;

б) перегрузка текста теоретическими рассуждениями;

в) отсутствие доказательности (аргументов) основных положений;

г) обилие затронутых вопросов;

д) шаблон в композиции и в использовании языковых элементов.

Оратор и аудитория.

Аудитория (лат.) – некоторое количество людей, собравшихся выслушать публичную речь и сосредоточивших своё внимание на ораторе. Мотивы присутствия каждого из слушателей могут быть очень разнообразны:

а) интеллектуально – познавательные (пришёл, т.к. интересуюсь данной проблемой);

б) морально – дисциплинарные (подчиняюсь долгу, приказу, порядку);

в) эмоционально – эстетические (интересен сам выступающий или ситуация общения – хочется «побыть на людях»).

Оратору предстоит увлечь всех присутствующих, то есть преобразовать морально-дисциплинарные и эмоционально-эстетические мотивы в интеллектуально - познавательные. Осуществить это можно, если учесть основные, групповые и конкретные интересы аудитории.

Основные интересы людей составляют проблемы жизни и смерти, здоровья, материального благополучия, профессионального и социального престижа, взаимоотношений с окружающими.

Групповые интересы – это интересы членов конкретных социальных групп, сформировавшихся по профессиональному, возрастному, эмоциональному, учебному и прочим признакам.

Конкретные интересы – интересы ко всему, что человек видит, слышит, осязает, вкушает, обоняет, чувствует. Они тесно связаны с половыми, возрастными, культурными особенностями людей.

Первое впечатление об ораторе – зрительное. Психологи установили, что 80% информации о мире мы получаем через зрение, поэтому и наши слушатели оценивают нас прежде всего зрительно – каков наш внешний облик, поза, выражение лица, одежда, манеры. Первое впечатление обманчиво, тем не менее оно сильно. Если мы вызываем в слушателях антипатию, то разрушить её бывает очень сложно, и выступление окажется неэффективным: оратор не сможет установить столь необходимый для успеха речи контакт с аудиторией и не достигнет цели.

Контакт с аудиторией легче бывает установить, если вы учтёте следующие рекомендации:

а) заранее ознакомьтесь с комнатой, в которой вам предстоит выступать, - акустика, место, где вы будете стоять, расстояние от слушателей;

б) выбрав место, стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы – рекомендуется стоять больше «вольно», чем «смирно», не следует переминаться с ноги на ногу;

в) будьте умерены в жестикуляции и мимике (они выдадут ваше волнение);

г) не читайте речь по написанному тексту – если вы не знаете её наизусть, не стоит и выходить к слушателям. Вполне допустимо (если объем выступления большой) иметь перед собой тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты;

д) в процессе произнесения текста речи смотрите на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тогда вы вовремя заметите малейшие признаки усталости, невнимания или разочарованности вашей речью и сумеете улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес ваших слушателей.

Помогает восстановить утерянный контакт и обращение к слушателям с вопросом, предложением выполнить какое – либо действие, позволяющее убедиться немедленно в правоте ваших утверждений.

Контакт с аудиторией в очень большой степени зависит от дикции оратора.

Дикция (лат. Dictio – произнесение) -это произношение, артикуляция звуков и их сочетаний. Дикция является основой разборчивости речи и может быть отчетливой, членораздельной, косноязычной, нечленораздельной.

Хорошая дикция обеспечивается точной и автоматизированной координацией психофизиологических речевых центров с органами речи - дыхательными органами, вибраторами (связками), артикуляторами (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) и резонаторами (полость рта и носа). Дикцию можно и нужно тренировать: систематически читать вслух скороговорки, крупные предложения (20-30 слов), периоды (читаются с ускорением или замедлением темпа, приданием различных интонаций), скандировать стихи.

В устном общении, особенно в долгих выступлениях, большую роль играют паузы. Они помогают как говорящему, так и слушающему:

а) облегчают дыхание;

б) дают возможность обдумать предстоящее высказывание;

в) улучшают восприятие речи.

В зависимости от этих функций различают паузы:

- дыхательные;

- ритмические;

- смысловые или логические;

- психологические.

Публичное выступление может стать особо выразительным и запоминающимся, если оратор умеет пользоваться невербальными средствами общения.

Речевой этикет.

Этика – это учение о морали, система норм нравственного поведения.

Этикет – установленный, принятый обществом порядок поведения, отраженный в речевых формах.

Этикет этичен только тогда, когда отражает душевное богатство личности.

Этикет в поведении и речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те нормы вежливости, которые были привычны не только двести, но даже двадцать лет тому назад, сегодня уже устарели.

В общении, в социальных контактах употребляются слова, словосочетания, целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных социальных группах.

По этикетным речениям нетрудно распознать:

а) возраст говорящего;

б) уровень образованности;

в) общественную принадлежность;

г) профессию.

Так, можно говорить об этикетных формах общения в условиях школы между учащимися и учителями, в среде военнослужащих, среди людей общей, одной профессии.

Этикетные слова и словосочетания, привычные в общении молодежи, не употребляются среди немолодых людей. Общение, уместное в дружеской переписке, совершенно не подходят к стилю официально - деловых писем. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета, даже его чутьём.

Ситуации, требующие речевого этикета, отличаются одна от другой и имеют свой этикетный словарь, обладающий большим разнообразием вариантов: обращение, знакомство, благодарность, выражение признательности за оказанное добро, внимание, поздравление, пожелание, извинение, просьба, приглашение, совет, предложение, приказ, утешение, сочувствие, соболезнование, одобрение, похвала, комплимент.

Ситуации, в которых требуется соблюдение этикета, бесконечно разнообразны.

Какими же качествами должен обладать хороший оратор?

Вот эти качества:

- компетентность, эрудиция;

- высокая общая культура;

- убежденность:

Чтоб собеседник нашу мысль постиг,

Нужней нам сердце, нежели язык.

Как сможешь в чем – то убедить другого,

Когда ты сам в своё не веришь слово?

(О. Хайям)

- ум (гибкость, критичность, самокритичность);

- настойчивость решительность, самообладание (волевые качества);

- устойчивость, импульсивность, жизнерадостность (эмоциональные качества);

- доброжелательность, общительность, скромность, такт (коммуникативные качества);

- организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность (деловые качества).

Все эти стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействия с нею и результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения.

Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их сочетание с природным темпераментом, особенностями характера, опытом дает нам многообразие индивидуальных стилей, определяет успех любого публичного выступления.

«Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения: другой – вкладчивою грациею изложения; третий - преимущественно ирониею, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения… Каждый из них говорит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты…».

IV. Тема:Понятие нормы и виды норм современного русского литературного языка.

Цель: Дать понятие нормы и видов норм современного русского литературного языка, научить определять и исправлять нарушения норм (орфоэпических, морфологических, синтаксических), воспитание уважительного, трепетного, бережного отношения к русскому языку.

Основные вопросы:

1. Правильность как качество грамотной речи.

2. Понятие нормы. Нужна ли норма?

3. Виды норм современного русского литературного языка.

4. Нарушения норм современного русского литературного языка и пути их преодоления:

4.1. Нарушения орфоэпических норм и пути их преодоления.

4.2 Нарушения морфологических норм и пути их преодоления.

4.3 Нарушения синтаксических норм и пути их преодоления.

Терминологический словарь:

Арго – (фр. argot- жаргон). Язык отдельных социальных групп, искусственно создаваемый с целью языкового обособления.

Варваризм- (греч. barbarismos). Иноязычное слово или выражение, неравномерно использующееся в языке при наличии исконного аналога.

Вербальные (средства) – (лат.verbum-глагол). Словесные, языковые средства общения в противовес несловесным, неязыковым, невербальным.

Вульгаризмы- (лат.vulgaris – простонародный, грубый). Грубые слова и выражения, находящиеся за пределами литературного языка.

Диспозитивная(норма) – (лат.dispositivus – допускающий выбор). Норма, допускающая отклонения.

Императивная (норма) – (лат.imperativus – повелительный). Норма, нарушение которой рассматривается как недопустимое.

Интонация– (лат.intonare – громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи.

Лингвистика- (лат.lingva-язык). Наука о языке.

Литературный язык – нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа.

Морфология – грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования.

Норма – (лат.norma). Единое, образцовое, общеупотребительное использование элементов языка в данную эпоху данными носителями языка.

Орфограмма – (греч.orthos- правильный, прямой + gramma – запись). Написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

Орфография – система правил правописания слов и значимых их частей, слитных, дефисных и раздельных написаний, употребления прописных и строчных букв, переноса слов с одной строки на другую.

Орфоэпия– (греч.epos – речь). Раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения.

Пунктуация – (лат.punctum – точка). Собрание правил постановки знаков препинания.

Синтаксис – (греч. Suntaxis – составление). Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Слова – паразиты – слова и словосочетания, вносимые в нашу речь, но не имеющие никакой смысловой нагрузки, заполняют физиологическую паузу при затруднении в выборе слова, характерны для речи малообразованных людей.

Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, воле изъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.

Наши рекомендации