Iii. перечень родовых категорий 5 страница
сверху, снизу | ровно по краю |
видимое, скрытое, внахлест, в, свободно колышущееся на, вставленное в, внутреннее, открытое на, заправленное в, на, выступающее из |
сверху, снизу ровно по краю
видимое, скрытое, внахлест, в, свободно колышущееся на, вставленное в, внутреннее, открытое на, заправленное в, на, выступающее из
Именно вариантом выступания описывается вестиментар-ный факт, имеющий большое значение с точки зрения истории и психологии костюма, - появление на свет «исподнего». Возможно, есть такой исторический закон, согласно которому предметы одежды на протяжении времени как бы повинуются центробежной силе: внутреннее непрерывно выталкивается наружу и стремится показаться на свет, либо частично - у воротника, на запястьях, на груди, у подола юбки, - либо полностью, когда тот или иной предмет, изначально внутренний, занимает место внешнего (например, свитер); конечно, второй случай менее интересен, чем первый, ибо эстетической и эротической ценностью обладает именно неустойчивое смешение видимого и скрытого, которую как раз и призван сделать значимой вариант выступания. Одним словом, выступание имеет своей функцией делать скрытое зримым, не уничтожая при этом его тайного характера; тем самым сохраняется фундаментальная амбивалентность одежды, призванной скрывать наготу и в то же время демонстрировать ее; по крайней мере, именно такую психоаналитическую интерпретацию дают
ей некоторые авторы1; собственно, одежде присуща характерная двойственность невроза - ее сравнивали со стыдливым румянцем на лице, этим парадоксальным знаком секрета.
10.8. Вариант сочетания (XXIX)
Два элемента одежды могут объявляться родственными, диссонирующими или, в нейтральном случае, сочетающимися; это и есть три термина варианта сочетания.
нейтральное | ||
в тон / диссонирующее / сочетающееся | ||
в союзе тождественное родственное подходящее гармонично подобранное | режущее в противоборстве | сопутствующее и на |
____________ 1________ |________ 2_______ I___ нейтральное
в тон / диссонирующее / сочетающееся
в союзе режущее сопутствующее
тождественное в противоборстве и
родственное на
подходящее гармонично подобранное
Первый термин (в тон, гармонично подобранное) встречается значительно чаще других; он предполагает настоящую гармонию (союз) между соединяемыми им суппортами; эта гармония может доходить до тождества, если, к примеру, оба суппорта сделаны из одной и той же ткани. Когда такое соответствие дается абсолютно, это значит, что или второй (имплицитный) суппорт, или весь костюм в целом, или сам первый суппорт раздваивается, образуя структуру отражения (гармонично подобранные цвета). Соответствие порождает многочисленные метафоры - метафоры сродства и особенно парности (Горошек и легкие ткани созданы друг для друга)2. Второй термин (диссонанс, противоборство), конечно, редок: мы знаем, что Мода эвфемична, и она допускает противоположность лишь под маской пикантности. Гораздо чаще встречается нейтральный термин; ему соответствует чистая корреляция, значимая сама по себе независимо от ценности; конечно, Мода столь постоянно эвфемична, что простого выражения какого-либо отношения уже почти достаточно, чтобы из этого отношения получилось сродство: клипс на кармане не может быть негармоничным; но это сродство остается невыраженным - смысл рождается просто из встречи клипса с карманом; подобная обнаженность отношения отражается в ску-
1 См.: J.C.Fliigel, op. cit.
2
пой терминологии: часто это просто предлог (на) или союз (и); и хотя высказывание фактов сочетания часто бывает сложным, но это не из-за варианта, а из-за цепи матриц, порой весьма длинной, когда каждый из двух relata сам представляет собой как минимум целую матрицу.
10.9. Вариант регуляции (XXX)
Как мы видели, вариантом равновесия регулируется распределение тождественных и повторяющихся элементов (карманов, пуговиц). Вариант регуляции придает осмысленность равновесию разнородных элементов (блузка и шейный платок): он применяется к одежде как целому и говорит о том, как из разнообразия, нередко даже противоположности их элементов все же складывается осмысленное единство; и поскольку он обычно обращен на все пространство одежды, то есть на весь костюм, то его действие, удаленное и вместе с тем повелительное, во многом походит на действие тонкого механизма: Мода следит за туалетом - что-то увеличивает, подчеркивает, развертывает, что-то уменьшает или компенсирует. Итак, у этого варианта два противоположных термина: один выражает увеличение, другой — сокращение уже имеющегося; эти два противоположных процесса соответствуют двум типам равновесия (скоплению и оппозиции), а поскольку равновесие целого, если оно не чисто механично, практически может существовать лишь на уровне языка (журнального описания), то этот вариант, как и вариант маркированности, обладает по преимуществу риторическим существованием: чем больше об одежде говорят, тем легче ее и регулировать. Первый термин (увеличение, повышение) довольно редок, потому что в большинстве случаев для эмфазы служит вариант маркированности; оба термина, маркированное и подчеркнутое, весьма близки; разница их в том, что вариацией маркированного является отрицание (немаркированное), а подчеркнутое отсылает к противоположному утверждению (смягченное); кроме того, и это главное, маркированность применяется к одинарным суппортам, а подчеркнутость - к двойным; в первом случае суппорт маркируется абсолютно, во втором же имеется развитый синтаксис, один суппорт подчеркивается другим: меховая пелерина расширит ваши плечи1. Термин компенсации, гораздо более распространенный, включает в
себя многочисленные метафоры: смягчать, освещать, согревать, оживлять, добавляться для забавы, сглаживать1; цель каждой из них - сбалансировать некоторую тенденцию аллопатической дозой ее противоположности; соответственно Моде часто бывает достаточно связать вместе два противоположных означаемых в рамках одного высказывания, чтобы создать регуляцию означающих: эти причудливые, космополитичные сорочки... носите их с классическими брюками2. По сути, в подобных случаях регуляция происходит сама собой, как бы благодаря эндогенной игре противоположностей, о чем говорит следующий пример: яркость украшений следует из строгости платья. Все эти факты регуляции хоть и являются преднамеренными - ведь Мода преднамеренная система, - но тем не менее напоминают механизмы переделки природного объекта при культурной коррекции: создается впечатление, словно первоначально модель создалась сама собой, а уже на втором этапе в дело осознанно вступает Мода, устраняя излишества спонтанного контура; впрочем, суппорт 2, из которого обычно исходят эти поправки, почти всегда уступает по объему суппорту 1 (совмещенному с объектом значения), который их получает: все тонкое и миниатюрное действует сильнее — какой-нибудь «пустячок» (роза, шарф, аксессуар, маленький галстук) управляет большими вещами (твин-сет, ткань, костюм, платье), словно мозг телом; это важнейшая диспропорция в системе Моды, как мы еще увидим в связи с «деталью». Таблица варианта регуляции может быть построена следующим образом:
усиление | / компенсация |
подчеркивающее | смягченное |
подчеркнутое | добавляющее нотку |
расширенное | добавленное для забавы |
подсвеченное | |
оживляемое | |
облекающее | |
согретое | |
сглаженное |
усиление / компенсация
подчеркивающее смягченное
подчеркнутое добавляющее нотку
расширенное добавленное для забавы
подсвеченное
оживляемое
облекающее
согретое
сглаженное
1 Например:
IV. ВАРИАНТ ВАРИАНТОВ
10.10. Вариант степени
Завершая перечень вариантов, следует напомнить, что система Моды располагает особым вариантом, который мы назвали интенсивом или вариантом степени, так как терминологически он соответствует наречиям целостности (наполовину, полностью) или интенсивности (немного, очень); для него характерно то, что он может применяться только к другому варианту, в отличие от нормальных вариантов, применяющихся то к родовой категории, то к варианту; это, так сказать, вариант вариантов1. Он обладает основными признаками варианта (простыми, запоминающимися оппозициями из нематериальной субстанции), но его синтагматическое описание должно следовать не списку родовых категорий, а списку других вариантов. Такая особенность его склада ведет к тому, что интенсив всегда находится на самом острие смысла: к нему уже ничего нельзя прибавить; он увенчивает собой все высказывание и в то же время является самым субстанциально пустым (хоть и самым значимым) его элементом; в высказывании слегка закругленные баски2, несомненно, имеет место коммутация вестиментар-ного смысла между (полностью) закругленные баски и слегка закругленные баски; одно может быть в Моде, а другое — старомодным; именно вариация степени несет на себе окончательный смысл, и вместе с тем эта вариация структурно зависит от варианта формы (закругленные). Вариация степени может относиться к интенсивности несущего варианта (очень мягкое, слегка прозрачное) или же к целостности суппорта (то есть видовой категории), к которому он применяется (полуоткрытый воротник); редко бывает, чтобы вариант мог нести в себе одновременно вариацию интенсивности и вариацию целостности; это случается главным образом с вариантом формы (наполовину закругленное и слегка закругленное); таким образом, можно усматривать здесь два ряда оппозиций, если угодно два варианта, которые для краткости изложения мы сгруппируем в одной таблице:
1 Это чисто вспомогательный элемент.
2 уСлегка закругленные баски/
V2 VI OS
Целостность | совсем нет / наполовину / на 3/4 / почти /вполне | |||
полу- | целиком | |||
Интенсивность | чуть-чуть / немного / очень / предельно | |||
осторожно слегка в меру несколько | ||||
меньше / больше |
совсем нет / наполовину / на 3/4 / почти /вполне
Целостность --------------------- 1-------------- 1--------- 1---------- 1---------
полу- целиком
чуть-чуть / немного / очень / предельно
осторожно
Интенсивность слегка в меру несколько
меньше / больше
Целостность придает смысл той пропорции пространства, которая отведена изменяемому ею варианту; поэтому она может применяться только к вариантам, по природе связанным с протяженностью суппорта, — оформленным пространствам, линиям деления, запахнутости, фиксации, изгиба, зонам положения и выступания; вариант степени указывает здесь, какое количество пространства суппорта используется несущим вариантом, чтобы сделать его значимым; таким образом, в случае целостности вариации имеют форму закрытых, размеренных уровней; пороги здесь более отмечены, чем для варианта интенсивности. Действительно, вариация интенсивности оказывается более неопределенной; хотя ее термины, по самой природе языка, через который они проходят, дискретны, но она предполагает, что несущий вариант может варьироваться непрерывно; прогрессивный характер ее оппозиций проявляется в употреблении сравнительной степени: платье более или менее длинное в зависимости от сезона и времени дня. Здесь смысл организуется приблизительно вокруг двух полюсов -полюса сокращения {немного) и полюса эмфазы {очень). На полюсе сокращения возникает много метафор, употребление которых зависит от несущего варианта {небрежно завязанный шарф, мягко застегнутый пояс, неброское и умеренно просторное и т.д.), потому что Мода всегда старается подчеркнуть неброскость. У варианта степени имеется лишь три синтагматически невозможных сочетания: с утверждением существования, сложением и умножением; в самом деле, для этих трех несущих вариантов прогрессия невозможна - их коммутация является сугубо альтернативной: носить пиджак или не носить его, один карман или два.
СИСТЕМА
Перед нами полотно, легкое или весомое1.