Пло́ка. см. антанаклаза

ПОВЕДЕ́НИЕ ОРА́ТОРА В АУДИТО́РИИ.Всем известно, что выступление оратора перед аудиторией связано с колоссальным интеллектуальным, эмоциональным, физическим напряжением. Чтобы общение со слушателями было эффективным, ритору необходимо учитывать особенности публичной ситуации и грамотно выстраивать своё речевое поведение.

Во-первых, чтобы чувствовать себя в аудитории уверенно, важно тщательно подготовиться к выступлению: изучить особенности слушателей, продумать содержание речи, её структуру и т.д. Как писал выдающийся адвокат и блестящий оратор ХIХ века А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду», т.е. чем больше готовишься, тем меньше волнуешься во время выступления.

Во-вторых, необходимо с самого начала установить контакт со слушателями. Ведь отсутствие связи с аудиторией приводит само выступление к нулевому результату. Рассмотрим различные виды контакта оратора со слушателями и те приёмы, которые помогут его поддержать. Важно открыто смотреть на свою аудиторию, тем самым демонстрировать искренний интерес, расположение к слушателям. Такой вид контакта называется зрительным, или контактом глаз. Его необходимо поддерживать на протяжении всего общения, внимательно отслеживая отношение аудитории к происходящему, развивая в себе такое важное качество, как ораторская проницательность.

Прежде чем начать речь, ритору нужно понять настроение, самочувствие слушателей, «подстроиться» под них. Техникой «подстройки» может стать какой-нибудь забавный пример, случай, факт, история, рассказанная оратором – это позволит собрать внимание аудитории, подготовить её к восприятию речи. Всегда хорошо реагируют слушатели на улыбку, юмор, шутку, добрый, непринуждённый тон оратора. Это приёмы психологического, или эмоционального, контакта, которые должен использовать выступающий. Оратору важно знать приёмы вербального контакта: использовать во время выступления обращения Дорогие друзья! Уважаемая аудитория! Коллеги!;местоимения мы, наши; вопросы и вопросно-ответный ход при раскрытии содержания речи; глаголы повелительного наклонения посмотрите, представьте себе, вообразите, послушайте, давайте поразмышляем и т.д.Мы постоянно применяем эти приёмы в нашей разговорной речи, привлекая тем самым внимание нашего собеседника, как бы объединяясь с ним.

Ещё один вид контакта – контакт паравербальный. Это способ удерживать связь со своими слушателями при помощи выразительного, точного, уместного жеста, живой, адекватной речи мимики, взгляда, а также путём изменения места оратора в аудитории. Известно, что связь слушателей с оратором ослабевает, когда выступающий находится на большом расстоянии от аудитории, не учитывает своё местоположение и размеры помещения, количество слушающих. Напротив, когда расстояние сокращается, контакт становится более тесным, а значит, слово более действенным.

Важно умение ритора держать контакт с помощью выразительной интонации, вовремя сделанной паузы (порой это действенней, чем сказанное слово), изменения темпа речи, тембровой окраски голоса. Всё это относится к просодическим приёмам ораторской речи.

Итак, оратор должен владеть приёмами всех видов контакта: зрительного, эмоционального, вербального, паравербального, просодического.

В-третьих, необходимо установление тёплых, добрых взаимоотношений оратора и аудитории. Недопустимо со стороны ритора пренебрежение или равнодушие к адресату, высокомерие или желание доминировать. Напротив, важно использовать комплиментарную тактику, когда аудитория внимательна, проявляет интерес к речи. Согласитесь, что слушание – это трудный физический, психологический, интеллектуальный процесс, в ходе которого адресат должен воспринимать, понимать, анализировать, запоминать, эмоционально переживать информацию.

В-четвёртых, воздействие словом зависит от эмоционального состояния ритора, его умения и способности зажечь аудиторию, захватить её внимание и поддерживать его на протяжении всего выступления. Речь идёт об энергетике, которая создаётся адекватной громкостью голоса, разнообразной интонацией, нужным тембром, темпом речи и т.д. Опытный оратор может управлять вниманием аудитории, меняя интонационный рисунок речи, внося разнообразие в тембровую окраску, темп, громкость голоса. Говоря о невербальном поведении, важно напомнить, что жесты выступающего должны быть открытыми, симметричными, движения рук начинаться от уровня груди, что подчёркивает открытость, искренность оратора. При этом жестикулировать нужно умеренно и уместно, не отвлекая внимания от слова.

В-пятых, как показывает практика публичных выступлений, аудиторияочень ценитискренность, естественность, открытость в поведении оратора. Только эти качества могут вызывать расположение и доверие к нему.

Наконец, нельзя забывать и о том, что нас всё-таки «встречают по одёжке…». Внешний вид – это то, что в первую очередь оценивают слушатели, причём оценивают очень строго. Одежда оратора, его стиль, манера держаться – всё это создаёт первое впечатление о нём: либо настраивает на позитивное восприятие, либо создаёт барьеры, которые необходимо будет преодолевать. Что предпочитает среднестатистический слушатель в отношении внешнего вида оратора? Вряд ли его убедят эпатажные детали в одежде или поведении, спортивный стиль или небрежность в причёске. Публичное выступление требует делового стиля. Хорошо воспринимается умение оратора подчеркнуть свою индивидуальность. Искусство состоит в умении заинтересовать своим внешним видом и в то же время не отвлекать от главного – речи.

Итак, к слагаемым грамотного поведения оратора в аудитории относятся самообладание, уверенность в себе, умение установить контакт со слушателями, уважение аудитории, энергетика, открытость, искренность, естественность в общении, продуманный внешний вид.

Лит.: Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2006; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2000; Кони А.Ф. Советы лекторам // Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 1956; Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1996; Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 2002; Полякова Е.К. Риторический идеал в русском коммуникативном сознании: психолингвистическое исследование: КД. Воронеж, 2003; Сопер П. Основы искусства речи. М., 2000; Хорошилова С.П. Психологические средства повышения эффективности речевого воздействия на человека: КД. Новосибирск, 2006.

С.В. Меньшенина

ПОВЕСТВОВА́НИЕ– функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий. Преимущественная сфера использования П. – художественная литература. Напр.: Доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, <..> говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник <..>, после приёма больных, Старцев отправился в город <..>. В городе он пообедал, погулял в саду, потом <..> решил сходить к Туркиным <..> (А. Чехов).

В повествовательных фрагментах текста каждое предложение обычно выражает какой-л. этап в развитии действия, в движении сюжета. Основную смысловую нагрузку, как правило, выполняют глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (в приведённом примере – поселился, представили, отправился, погулял, решил и т.д.), которые обозначают сменяющиеся действия. Для П. характерна конкретная лексика (доктор, улица, город, сад). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приёма больных, потом).

По использованию синтаксических построений и типов связи предложений П. противопоставлено Описанию (см.), что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов: описание строится главным образом на использовании форм несовершенного вида, П. – совершенного; 2) в преобладании цепной (последовательной) связи предложений в П. – для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений: для П. нетипичны номинативные, безличные предложения, широко представленные в описании.

В художественно-изобразительной речи – художественных произведениях, некоторых жанрах публицистики (очерк, репортаж и др.), текстах-рассказах в разговорном стиле – органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в П. для наглядно-образного представления героев, места действия.

Лит.: Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Виноградов В.В. Избранные труды. М., 1980; Корпусова Е.В. Прагматический аспект роли говорящего в функционально-смысловых типах речи: «описание» и «повествование»: КД. Кемерово, 2003; Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980;Нечаева О.А.Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. Улан-Удэ, 1999; Нечаева О.А.Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.

Т.Б. Трошева

Наши рекомендации