Таким образом вопрос, на который автор собирается найти ответ в ходе своего исследования заключается в изучении способов привлечения и удержания внимания.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тверской филиал

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

По учебной дисциплине

Деловое общение

Психологические особенности публичного выступления

Л. В. Пьянова

Тверь 2015

Фондовая лекция «Психологические особенности публичного выступления» обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин ТФ МГЭИ. Протокол № от « 26 » октября 2015 года.

Рецензенты:

Кандидат психологических наук

Т. А. Попкова

Кандидат психологических наук

С. А. Травина

Пьянова Л. В. Психологические особенности публичного выступления: Фондовая лекция. - Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2015, 70 стр.

Фондовая лекция «Психологические особенности публичного выступления» предназначена для студентов очной и заочной формы обучения направления «Менеджмент», «Экономика» квалификация (степени) выпускника бакалавр Тверского филиала МГЭИ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении специфики делового общения как важной составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.

Л. В. Пьянова

Московский гуманитарно-экономический институт

Г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................................................3

Подготовка к выступлению..................................................................................9

2.Начало выступления............................................................................................14

Завершение выступления ...................................................................................29

Голосовые и кинесические средства воздействия ...........................................38

Культура речи делового человека.......................................................................43

Функциональные стили ....................................................................................................55

Заключение...............................................................................................................66

Рекомендуемая литература......................................................................................69

Введение

Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.

Иногда возникает вопрос: зачем обращаться к прошлому? Но нельзя познать суть современного ораторского искусства, если не обратиться к истории, как нельзя понять культуру народа, не обратив внимание на его прошлое.

Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Ораторское искусство знали еще в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако его непрерывная история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено общественными потребностями. Всем известны такие имена, как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель.

“Сократ говорил всегда, если к нему приводили на предмет определения уровня образованности: “Ну, скажи что-нибудь, незнакомец!” По темпу речи, модуляции, интонациям, лексическому запасу, грамотности Сократ определял профессию человека, среду проживания, уровень образованности и поклонения богам”.

Интересным и поучительным является пример Демосфена (384-322 гг. до н. э.). Например, Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского (с тех пор до наших дней дошло выражение “филиппики”). Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, он под сильным впечатлением воскликнул: “Думаю,что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя”. Современники рассказывают, что первая речь Демосфена была встречена градом насмешек: картавость, слабый от природы голос не импонировали темпераментным афинянам. Но в этом хилом на вид юноше жил могучий дух. Он понимал, что нужна упорная работа над собой. Он брал в рот камешки и читал отрывки стихов, голос укреплял бегом, разговаривал на крутых подъемах. Настойчивость и энергия победили. Он

довел речь до совершенства. Своим примером он подтвердил важнейший принцип:оратором может стать любой, если не пожалеет сил и труда.

Древняя Греция дала много выдающихся ораторов, но итог древнегреческого периода подвел в своих трудах Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его “Риторика”, написанная около 330 г. до н. э., представляет собой подлинно научную разработку.

Именно он обосновал и доказал, что публичная речь состоит из трех элементов: личность самого оратора; предмет, о котором он говорит; и лицо, к которому он обращается. Каждый элемент очень важен и требует бережного к себе отношения, если человек ориентирован на достижение результата.

С установлением македонского владычества, вместе с гибелью политических свобод в Греции начался упадок и ораторского искусства. Однако ораторское искусство не погибло с падением Греции. Ему суждено было возродиться и пережить второй “золотой век” в Римской рабовладельческой республике примерно со II в. до н. э. благодаря греческим эмигрантам, которые познакомили римлян с историей красноречия своей страны. Но перенесение не было чисто механическим, а было качественно преобразовано на более высоком уровне. У истоков римского красноречия стояли Катон Старший, Марк Антоний, братья Гракхи, Марк Фабий Квинтилиан, Марк Туллий Цицерон и др. Например, Гай Гракх был первым, кто в своих публичных выступлениях повернулся лицом к народу (до него ораторы обращались к судьям, сенату). По примеру Гая Гракха многие ораторы стали обращаться к своим слушателям.

Отныне ораторское искусство означало уже не только, что и как сказать, но и кому, какой аудитории.

Не только теоретиком, но и блестящим оратором, выдающейся личностью был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.)

Именно ему принадлежит крылатое выражение: “Поэтами рождаются, ораторами становятся”. В своих знаменитых трактатах “Об ораторе”, “Оратор” он рисует идеальный образ оратора и особое внимание обращает на

5

глубину содержания публичной речи. При этом он ставил три задачи: продемонстрировать истинность приводимых фактов; доставить эстетическое удовольствие; воздействовать на волю и поведение людей, побудить к активной деятельности.

Цицерон в трактате “Об ораторе” писал: “Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней” (Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. — М.: Наука, 1972. — С. 81).

Марк Фабий Квинтилиан (приблизительно 35-100 гг. н. э.) был самым знаменитым учителем риторики в Риме. Уровень его требований к ораторам был очень высок. Основные требования - тщательное воспитание и разностороннее образование. Часть многочисленных искусных приемов, которым он обучал учеников, достойна внимания и сегодня. Главный труд Квинтилиана - “Риторические наставления”, который состоит из 12 книг. В своих произведениях он ратовал за возвращение к классическому красноречию Цицерона. Огромное место в его произведениях отведено личности оратора, содержанию речи. “То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу”, - говорил знаменитый оратор. В его трудах можно найти много полезного современному человеку: как развивать свое дарование тренировкой и упражнениями, как должен вести себя оратор перед аудиторией, какие приемы можно использовать для украшения речи.

Эпоха Цицерона и Квинтилиана была наивысшим расцветом риторики, но одновременно и конечным пределом ее. В средние века господствующим жанром становится церковное красноречие.

Христианская церковь обратилась с проповедью ко всем: и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения. Ораторское искусство

средневековья приобретает новое качество. О чем бы ни говорил священник, он соотносил суждения и выводы со Священным писанием. История сохранила имена выдающихся богословских ораторов.

Иоанн Златоуст - византийский проповедник (умер в 407 г.). Само прозвище свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Его труды легли в основу гомилетики - церковного красноречия. На первый план выступают красивость, напыщенность. Главным принципом является не убеждение, а внушение. Важнейшее умение - это завладеть чувствами и сознанием людей. Этот тип риторики оказал влияние на страны Центральной и Западной Европы. Распространению способствовало отсутствие языковых барьеров (проповеди читались на латинском языке).

“Новое время” началось западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью и к началу XVI в. ознаменовавшее новую эпоху. Оно сменилось затем эпохой Просвещения. Европейские писатели и мыслители Б. Паскаль, М. Монтень, Жан де Лабрюйер, Ф. Бэкон и другие в своих произведениях оставили много тонких советов оратору, точных рекомендаций.

Как и в античных риториках, серьезное внимание уделяется технике речи, манерам, жестикуляции. Например, Леонардо да Винчи писал: “Хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-либо своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными стульями”.

Если обратиться к российской истории, то прежде всего следует выделить личность М.В. Ломоносова (1711-1765). Именно он предпринял трудную реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. В своем труде “Краткое руководство к красноречию” он писал: “Красноречие — это искусство о всякой данной материи красно говорить и

7

тем преклонять других к своему об оном мнению.” Он говорил, что для этого нужно пять следствий:

- природное дарование;

- наука;

- подражание

-упражнения в сочинении;

-знание других наук.

М. В. Ломоносов приводит много советов, полезных наблюдений, которые спустя века будут сформулированы как социальная психология, теория управления и др.

Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.

Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, который оказался простым: “Практика, практика, практика!”.

Что является причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен? Почему возникает страх перед публичным выступлением?

Анализ этого вопроса показывает, что для большинства из нас разговор с приятелем - это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство.

С чем это связано? Дело в том, что меняется ваша роль.

В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей и информации.

Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей. В частном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и высказываниям ваших собеседников вы сразу же можете оценить эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует открыто на ваши высказывания. Никто не отвечает на ваши вопросы, никто не выказывает ни поддержки, ни осуждения. Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет?

Именно поэтому прежде всего вам следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важное условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Не случайно в народе говорят: "Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, а наполовину тому, кто слушает". Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо спланировать, подготовить и реализовать выступление, используя речевое мастерство и ораторское искусство. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи,

искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Хорошо подготовленная речь - это на девять десятых произнесенная речь.

Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории - таковы объективные требования к оратору, стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Основой зарождения ораторского искусства, как социального явления, стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Подготовка к выступлению

Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. планирование и подготовку выступления и коммуникативную - реализацию выступления.

Работа на докоммуникативном этапе носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать,

уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей.

Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим. Следует помнить, что выступление имеет три составляющие:

1. Задача, или цель, речи;

2. Тема или проблема;

3. Метод выступления.

Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить - побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Оратор должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Речь должна быть ясной, четкой, по возможности краткой. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес.

Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления

значительную роль играет анализ аудитории. Важно определить, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Коммуникативная фаза - это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

Успех публичного выступления или ораторской речи зависит от структуры ораторской речи и этикета выступления.

В теории ораторского искусства под структурой речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Основными элементами речи в выступлении являются:

. введение, которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает его на тему своего выступления;

. главная идея;

. основная часть, в которой раскрываются главные пункты сообщения;

. заключение, в котором подводятся итоги.

Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края".

Цель введения - привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть свободным, естественным. «Засиживаться» на вступлении не стоит - оно должно быть кратким.

Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление.

В основной части выступления развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Существует шесть методов последовательного изложения идеи:

1. Индуктивный метод- изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях.

2. Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера.

3. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей;

4. Концентрический метод- расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.

Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

5. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;

6. Исторический метод - изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.

Продумывая структуру своей речи, выступающий не должен забывать о поддержании внимания, которое со временем притупляется и человек перестает слушать. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой из существующих приемов использовать:

обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

прерывание речи, использование паузы;

вопросно - ответный ход;

примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п.

Заключение является важной композиционной частью любого выступления. Народная мудрость утверждает: "Конец венчает дело". В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, которые следуют из главной цели основной идеи выступления или аудитория побуждается к определенным действиям. Некоторые исследователи коммуникаций предлагают заключить обобщением, т.е. можно еще раз подчеркнуть важность проблемы, верность основной идеи, плодотворность использованного метода, при этом используя такие приемы, как: личный опыт, юмор, иллюстрации.

Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению, призывом к действию, поэтической строкой (если это уместно).

2. Начало выступления

Контакт оратора с аудиторией, контакт со слушателями – это важнейшее условие эффективности ораторской речи.

Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории.

Виды контакта:

1. зрительный;

2. личностный;

3. эмоциональный;

4. познавательный.

Зрительный контакт.Любое выступление начинается с установления зрительного контакта (контакт глаз). Зрительный контакт устанавливается во время начальной паузы. она длится 10-15 секунд. Начальная пауза нужна для того, чтобы:

·установить зрительный контакт со слушателями;

·чтобы слушатели пригляделись и привыкли к нему;

·чтобы оратор пригляделся к своим слушателям, чтобы определить их состояние;

·позволяет почувствовать себя увереннее. позволяет преодолеть ораторский страх.

Правила использования взгляда в ходе выступления:

1. на протяжении всей речи оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них;

2. в большой аудитории нужно разбить зал на секторы и медленно переводить взгляд с одного сектора на другой;

3. глядя на отдельного слушателя достаточно продолжительное время нужно смотреть ему в лицо, а не в глаза.

При решении деловых вопросов нужно использовать деловой взгляд, который направлен на треугольник глаза – нос; при дружеском общении взгляд лучше опускать ниже, на треугольник глаза – губы; интимный взгляд – от глаз до груди.

Не нужно в процессе выступления смотреть на пол, в потолок, в окно. Взгляд не должен быть пустым или отсутствующим. Смотреть на слушателей нужно дружелюбно.

Личностный контакт проявляется во взаимном уважении и интересе оратора и его слушателей.

Установлению личностного контакта препятствуют 2 барьера:

1. барьер установки - если у человека (аудитории) ранее уже сформировалась отрицательная оценка говорящего, то она помешает по-настоящему понять такого оратора;

2. барьер первого впечатления - если у человека (аудитории) во время выступления сформировалась отрицательная оценка говорящего, то она так же помешает по-настоящему понять такого оратора.

Эмоциональный контакт. заключается в том, что ораторы и слушатели во время выступления испытывают сходные чувства.

Установлению эмоционального контакта мешают:

· барьер отрицательных эмоций -это барьер, который проявляется у слушателей, находящихся в состоянии стресса, гнева, раздражения, страдания, страха, стыда, вины и т.д.;

· барьер плохого настроения. для того, чтобы преодолеть эти барьеры, нужно обладать зоркостью в общении. она проявляется в умении быстро оценить физическое и психологическое состояние вашего собеседника или собеседников.

Познавательный контактпроявляется во взаимодействии выступающего и аудитории уже на умственном или интеллектуальном уровне.

Этот контакт проявляется на основе совместной мыслительной деятельности оратора и слушателей.

Установлению познавательного контакта может мешать познавательный барьер, который связан с непониманием того, о чём идёт речь.

Важнейшее условие возникновения познавательного контакта – это интерес к теме выступления.

интерес ----> внимание -----> контакт с оратором.

Концентрация внимания аудитории на выступающем - необходимое условие для того, чтобы информация напрямую попадала в мозг людей. Если внимание публики занято мыслями о своих делах и проблемах, разговором с соседом, разглядыванием каких-нибудь материалов и оратор не сумел его захватить, любая речь бессмысленна.

Без внимания никакое воздействие на сознание и на эмоции публики невозможно. Самая мощная пушка бесполезна, если она не наведена на цель, ее снаряды будут рассеяны по воробьям. Так и сила оратора будет распыляться, если он не сумел захватить внимание слушателей.

Между тем хорошо известно из психологии, что внимание людей капризно и непостоянно, само по себе оно сконцентрировано не будет, но хороший оратор обязан грамотно им управлять. И важно делать это тонко и, как ни странно звучит, незаметно для публики - у хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.

Таким образом вопрос, на который автор собирается найти ответ в ходе своего исследования заключается в изучении способов привлечения и удержания внимания.

Способыпривлеченияиудержаниявниманиязаключаютсявследующемво-первых, любой движущийся предмет. Когда вы появляетесь перед публикой, сам факт появления нового движущегося объекта уже завладевает вниманием людей, хотя бы на несколько секунд - но для начала и этого достаточно. Я всегда говорю людям на тренинге - выступление начинается, не когда вы открываете рот и начинаете говорить, а когда появляетесь в поле зрения публики. В момент вашего появления все люди в аудитории повернут голову на вас - ага, вот кто у нас следующий, ну, давай, давай, сейчас посмотрим, на что ты способен… И вы спокойно и уверенно, по-хозяйски шагаете на сцену и занимаете центральное место для выступления.

Во-вторых, выразительная жестикуляция. Руки - тоже движущийся объект, который хорошо цепляет внимание людей. Жестикуляция выполняет очень важную функцию - она дает пищу для глаз. Обычно мы в общении перегружаем информацией звуковой канал, а зрительный канал у публики скучает. Ну, посмотрели люди, как вы вышли, как вы одеты, как вы держитесь, ну и все. Дальше глаза скучают. Плакаты, слайды, и наглядные пособия далеко не всегда

есть в запасе. А между тем, зрительный канал способен воспринимать в 10 раз больше информации, чем звуковой!

В-третьих, контакт глазами. Есть ораторы, которым некомфортно смотреть в зал, поэтому они начинают шарить глазами по сторонам и теряют контакт с аудиторией. Важное правило для любого оратора - держать глазами аудиторию, в основном центральный сектор, иногда - боковые сектора зала. Держите глазами публику!

В-четвертых, сильный и уверенный голос оратора. Звук голоса сам по себе является сильным раздражителем и не дает "засыпать" залу, даже если содержанием вы не удивляете. Если у вас негромкий голос, и вы полагаете, что публике и так слышно, вы заставляете людей, особенно на задних рядах, напрягать внимание и прислушиваться. А внимание так устроено, что оно скоро утомляется, и люди в зале перестают прислушиваться, и уходят мыслями в себя. В-пятых, энергетика речи. Энергетика - это эмоциональный заряд человека, его увлеченность, экспрессивность. Энергетика держит внимание людей лучше, чем многое другое. Заряженный по энергетике человек становится сильнейшим магнитом для зала, от него невозможно отвести глаз, он выразителен, он интересен, он привлекателен. И наоборот, в вялом состоянии нельзя выходить на публику и говорить, это лучший способ усыпить зал и далее при своем появлении вызывать только зевотный позыв.

Наши рекомендации