Вопрос 7. Классический канон риторики и ораторское выступление. Этап произнесения речи.
Интонация — это очень сложное и далеко еще не установившееся в лингвистике понятие. Обычно под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей, устной речи. К числу этих средств относятся: ударение;
мелодика (движение основного тона голоса);
паузы (перерывы в звучании);
сила звучания отдельных слов в речи;
Фраза Студент внимательно читает, эту книгу может быть произнесена с логическим ударением на каждом слове, и каждое произнесение будет передавать определенный оттенок значения:
1) Студент внимательно читает эту книгу (именно студент, а не кто-то другой);
2) Студент внимательно читает эту книгу (внимательно, а не урывками);
3) Студент внимательно читает эту книгу (читает, а не перелистывает);
4) Студент внимательно читает эту книгу (именно эту, а не какую-нибудь другую);
5) Студент внимательно читает эту книгу (книгу, а не газету).
темп речи (нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту; одна страница машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты);
тембр речи (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.). Компоненты интонации реально существуют лишь в единстве, хотя в научных целях их можно рассматривать и по отдельности.
Функции интонации:
1) при помощи интонации производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки (синтагмы)
Например, «Рукав был запачкан весь в крови»
2) интонация оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений
3) интонация участвует в выражении мысли, чувства и волеизъявления человека.
В русской речи насчитывается 16 интонаций.
1. Вопросительная 2. Восклицательная 3. Интонация удивления 4. Звательная 5. Утвердительная 6. Убедительная (поучительная) 7. Положительная 8. Просительная 9. Пригласительная 10. Увещевательная 11. Повелительная 12. Сопоставительная 13. Интонация перерыва или связи 14. Перечислительная 15. Повествовательная 16. Индифферентная.
Имидж оратора.
Расположение и движение оратора в аудитории
Оратору в аудитории лучше стоять. Он должен быть хорошо виден. Необходимо помнить, что стоящий оратор:
— демонстрирует уважение к аудитории;
— создает постоянное напряжение для себя;
— лучше чувствует время;
— энергичнее говорит.
Следует приближаться к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Лучше всего углубляться на четверть – треть длины зала, не более; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом».
Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше. Возвышаясь над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если вы выступаете с возвышения – подходите к самому его краю. Из-за кафедры время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с кафедрой, а не за нею.
В процессе выступления обязательно необходимо двигаться. Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.
Руки при ходьбе не должны быть статичными, они должны двигаться. Подбородок при ходьбе надо держать вверх, это создает впечатление уверенности оратора. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах – это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности, оратора, а в некоторых случаях – неуверенности его.
Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т.д. – лучше взять в руки указку или мел.
Взгляд
Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд, на чем-либо одном, это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.
Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.
В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов
Поза
Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах речи упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.
Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут.
Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен.
Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Не следует принимать закрытые позы (руки закрывают грудь, скрещены на груди, ноги скрещены), подобная поза воспринимается слушателями как выражение недоверия аудитории.
Жесты оратора
90% жестов делайте выше пояса; жесты ниже пояса рассматриваются как выражение неудачи, растерянности.
Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о слабости вашего авторитета.
Пальцы обеих рук держите так, как будто вы держите в них грейпфрут; если ваши ладони принимают неопределенное положение, это воспринимается аудиторией как отсутствие силы и способности вести аудиторию за собой.
Жестикулируйте всегда обеими руками.