Iii. перечень родовых категорий 4 страница
9.24. Вариант фиксации (XIX)
Теперь, когда крепление как бы подготовлено вариантами деления и подвижности, а его интенсивность установлена вариантом запахнутости, остается упомянуть о его способе: этим занят вариант фиксации (можно было также сказать крепления, если бы это слово не было использовано для одной из родовых категорий суппорта).
Фиксация может быть постулирована, однако оставлена без уточнений: таково лежащее, расположенное или помещенное — нейтральный термин, в отличие от целого ряда полных и точно определенных фиксаций:
полный термин | нейтральный термин |
на аграфе / на пуговицах / скользящее / пришитое / на молнии / в оправе / на завязках / на кнопках... / лежащее | |
помещенное расположенное |
- I - -
полный термин нейтральный термин
на аграфе / на пуговицах / скользящее /
пришитое / на молнии / в оправе /
на завязках / на кнопках... / лежащее
помещенное расположенное
Число полных терминов, входящих в значимую оппозицию, по необходимости неограниченно, поскольку всегда может быть изобретен или извлечен из забвения такой прием фиксации, который до сих пор еще не упоминался. Таким образом, данный вариант - один из самых слабо структурированных (он не может быть сведен к альтернативе, даже сложной), и вполне понятно почему: фактически он смыкается с видовой вариацией - привязанное недалеко отстоит от узла. Этой двусмысленности способствует сам язык, используя одно слово, чтобы обозначить акт крепления и предмет, служащий агентом этого акта (это и есть слово крепление); однако это все-таки настоящий вариант, именно постольку, поскольку акт нельзя спутать с предметом; мы уже видели, что в видовом утверждении противопоставляются фрагменты материи (узел, пуговица, шнуровка); а в варианте фиксации противопоставляются нематериальные способы, состояния, свободные от своего суппорта, -одно дело молния, другое дело на-молнии; кроме того, в качестве рода-суппорта крепление вполне может и не обладать никакой функцией фиксации - узел или пуговицы могут быть накладными, платье с пуговицами не обязательно является платьем с застежкой на пуговицах. Тем не менее с точки зрения общего структурирующего усилия, которое проступает в Моде и совершается всем вырабатывающим ее обществом, данная структура, конечно же, распадается в плане видовых категорий, точнее, в плане их открытого набора (номенклатурыУ; вариант вступает в конфликт с видо-
1 На уровне отношений между языком и реальностью номенклатура представляет собой сильную структурированность; на уровне же такого куда более частного поля, как одежда-описание, номенклатура видов - это фактор недостаточной структурированности.
выми категориями, они как бы вторгаются в недоструктуриро-ванный вариант - например, в вариант фиксации.
9.25. Вариант изгиба (XX)
Состав элемента одежды может оставаться молекуляр-но неизменным, однако менять свою ориентацию - такое изменение и должно отражаться вариантом изгиба; здесь значимыми делаются все неровности, возникающие вопреки изначальному или «естественному» направлению элемента, при его выворачивании или сшивании. Понятно, что список терминов этого варианта определяется не абсолютной ориентацией, но единственно тем сугубо относительным движением, в котором находятся вещи и которое зависит от их происхождения и функции; отсюда кажущиеся противоречия между терминами чистого изгиба (отогнутое) и терминами направленного изгиба (приподнятое, отложное); приподнятые поля шляпы можно считать отогнутыми, а поднятый воротник - нет; зато опущенные поля шляпы не являются отогнутыми, а отложной воротник -является. Такой перекрестный обмен терминов, разумеется, никоим образом не искажает реальную организацию варианта, поскольку между родовыми категориями нет никакого систематического отношения. Поэтому данный вариант организуется следующим образом: два полярных термина, один из которых соответствует изгибу вниз (опущенное, отложное), а другой - изгибу вверх (приподнятое); смешанный термин, соответствующий одновременно и изгибу вверх, и изгибу вниз, - отогнутое; и нейтральный термин (ни приподнятое, ни опущенное, то есть прямое), ныне отсутствующий, но исторически засвидетельствованный, например в брыжах:
смешанное | нейтральное | ||
отогнутое | / приподнятое | / отложное | / прямое |
поднятое засученное | опущенное |
смешанное |____________ 1_______ |______ 2_______ | нейтральное
отогнутое / приподнятое / отложное / прямое
поднятое опущенное
засученное
ВАРИАНТЫ ОТНОШЕНИЯ
Открытая матроска с трикотажной отделкой декольте'.
I. ВАРИАНТЫ ПОЛОЖЕНИЯ
10.1. Варианты положения по горизонтали (XXI), по вертикали (XXII), по глубине (XXIII) и ориентации (XXIV)
От вариантов положения зависит позиция вестимен-тарного элемента в том или ином поле; например, цветок может быть помещен на правой или левой стороне корсажа, складка - наверху или внизу юбки, бант - спереди или сзади платья; ряд пуговиц может быть вертикальным или же косым. На всех этих примерах хорошо видно, что комплекс вариантов положения предполагает соотнесенность конкретного элемента с каким-то пространством; это пространство может быть только пространством самого тела, обладающего традиционной ориентацией2, так как соответствующий предмет одежды (корсаж, юбка, платье) лишь воспроизводит собой пространство тела; таким образом, получается горизонтальное поле, если предмет виртуально может смещаться направо или налево, вертикальное поле, если он может смещаться кверху или книзу, и план глубины, если он может смещаться вперед или назад; этим трем планам, каждый из которых обладает своими собственными вариациями, соответствуют три первых варианта положения. Что же до последнего вариан-
t
2 Это, разумеется, то самое пространство, из которого возникли и три первых варианта меры (9, V).
та, который мы будем называть вариантом ориентации, то он устроен несколько иначе: во-первых, он соотносит с пространством всей вещи и тела не один точечный элемент (клипс, цветок, бант), как это делают другие варианты положения, а целый ряд элементов (застежка на пуговицах) или же элемент по своей природе линейный (горловина); а во-вторых, поскольку в модной одежде не бывает линии, направленной собственно в глубину, то вариант ориентации приводит в движение лишь фронтальное пространство тела; то есть его вариация касается лишь оппозиции вертикального и горизонтального (вертикальная или горизонтальная застежка). У этих вариантов одна и та же структура - одновременно простая и вполне насыщенная (кроме варианта ориентации, один из терминов которого отсутствует); у каждого есть два полярных термина: справа / слева, сверху / снизу, спереди / сзади, горизонтальное / вертикальное; один нейтральный термин - то, что ни справа, ни слева, оказывается средним (посредине), то, что ни сверху, ни снизу, также оказывается средним (на средней высоте), то, что ни спереди, ни сзади, находится сбоку (сбоку, по бокам), то, что не вертикально и не горизонтально, является косым; и наконец, один сложный термин - то, что одновременно и справа и слева, находится с обеих сторон (по всей ширине)1, то, что и сверху и снизу, располагается по всей длине вещи, а то, что и спереди и сзади, находится вокруг; один лишь вариант ориентации не имеет сложного термина. В языке все эти термины являются чисто денотативными, без заслуживающей упоминания терминологической вариации (кроме задранного и набек рень - для головных уборов, и гирляндой - для цветов); поэтому следует все время сохранять за ними значение наречий: сбоку и даже по бокам, спереди (а иногда и на спине) - это нематериальные локализации, которые нельзя путать с соответствующими родовыми категориями, то есть фрагментами вестиментарной материи (бок, перед, спина). Все четыре варианта положения можно сгруппировать в следующей таблице:
' Не следует путать г обеих сторон [des deux cotes] то есть и справа и слева, и по бокам [sur les cotes]
нейтральное | сложное | |||
XXI Положение по горизонтали | справа правое | / слева / (среднее) левое посредине | / по ширине с 2 сторон | |
XXII Положение по вертикали | сверху наверху (нареч ) задранное | / снизу / среднее внизу на средней (нареч ) высоте нахлобучен- ровное ное | / по длине по всей длине по высоте | |
XXIII Положение по глубине | спереди впереди на передней части | / сзади / сбоку позади по бокам на задней на боках части | / кругом вокруг гирляндой | |
XXIV Ориентация | горизон тальное | / верти- / косое кальное | / — |
_____________________ 1 I_______ 2 | нейтральное | сложное
XXI Положение по справа / слева / (среднее) / по ширине
горизонтали______ правое______ левое______ посредине_____ с 2 сторон
XXII Положение по сверху / снизу / среднее / по длине
вертикали наверху внизу на средней по всей длине
(нареч ) (нареч ) высоте
задранное нахлобучен- ровное по высоте
_____________________________________ ное_______________________________
XXIII Положение спереди / сзади / сбоку / кругом
по глубине впереди позади по бокам вокруг
на передней на задней на боках гирляндой
части части
XXIV Ориентация горизон / верти- / косое /
тальное кальное
Первые три варианта положения очень подвижны, легко оказываются «на острие смысла»; часто они модифицируют другие варианты, особенно варианты деления, запахнутости и фиксации: на пуговицах по всей длине, крест-накрест сзади, застегнутое слева и т.д.
10.2. Правое и левое, верх и низ
Как известно, альтернатива правого и левого в применении к одежде соответствует существенному различию означаемых - сексуальных, этнических1, ритуальных2 или политических3. Почему эта оппозиция образует столь сильные смыслы? Вероятно, потому, что тело обладает полной симметрией в горизонтальном плане4, а значит, размещение того или иного элемента справа или слева с необходимостью является произвольным актом; между тем известно, насколько немотивированность знака делает его сильнее; возможно, древнее религиозное различение правого и левого (левого как зловещего) было лишь способом заклясть естественную пустоту этих двух знаков, головокружительную свободу смысла, который из них возникает. Например, правое и левое не поддаются никаким метафорам; это хорошо видно в политике - одно и то же исходное условие (размещение кресел в амфитеатре парламентского зала) дает в одном случае простую денотативную оппозицию (левые / правые), а в другом, когда речь идет о верхе и низе, оппозиция легко становится метафорической
' Этническую классификацию способов запахивания одежды см в книге Leroi-Gourhan, Milieu et techniques, p 228
2 Об оппозиции правое / левое в этнологии см О Levi-Strauss, La
Pensee sauvage, p 190
3 В 1411 году бургиньоны носили корнет справа, а арманьяки - слева
4 См цитату из Паскаля выше, 9, 15
(гора / болото). Действительно, вариант положения по вертикали (верх / низ) не столь важен - вероятно, потому, что в этом плане тело достаточно четко разделено для различения зон ориентации, отличающихся по природе, а не по произвольному решению; между верхом и низом тела очень мало симметрии1; поэтому, маркируя ту или иную область некоторым элементом, мы не создаем какой-либо новой асимметрии (в случае правого / левого она является искусственной и тем более высокозначимой); в силу самого строения человеческого тела верх и низ в нем - области, трудно поддающиеся перестановке, а, как мы знаем, где почти нет свободы, там и смысла мало2, соответственно верх и низ — это такие положения, которым все время стараются придать динамику, то есть преобразовать их в подъем или спуск, в термины, относящиеся к варианту движения.
II. ВАРИАНТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
10.3. Вариант сложения (XXV)
Будучи вовлечены в процесс смыслообразования, даже сами числа, вопреки прогрессивному, равномерному и бесконечному характеру числового ряда, становятся функциональными единицами, оппозиция которых значима3; так, семантическая значимость числа зависит не от его арифметического значения, а от парадигмы, в которую оно входит: «1» оказывается различным в зависимости от того, противопоставляется ли оно «2» или «нескольким»4; в первом случае оппозиция носит определенный характер (вариант сложения), во втором же она оказывается репетитивно-неопределенной (вариант умножения). Поэтому терминами варианта сложения могут
1 Голова / ноги, верхняя / нижняя часть туловища, руки / ноги - все
это полезные оппозиции, но они носят характер ситуационный (по отно
шению к середине тела), а не формальный
2 По крайней мере так ощущается тело в нашей цивилизации, в других
же краях, как отметил КЛеви-Слросс, оппозиция верх / низ может быть
весьма сильной - блаюдаря ей гавайские туземцы, обозначая смерть своего
вождя, повязывают одежду не вокруг бедер, а вокруг шеи (Cl LeVi-Strauss, La Pensee
sauvage, p 189), так называемая природа — это, конечно, лишь наша природа
' Еще предстоит создать семантику чисел, ибо в этой области коннотации невероятно богаты чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любую газету и увидеть, сколь важное место занимают в ней числовые указания (см Jacques Durand, « L'attraction des nombres ronds », in Rev franq de soaologie, juill -sept 1961, p 131-151)
4 По этой причине в первом случае следовало бы писать «1», а во втором - «один»
быть только самые первые числа; в принципе уже после 4 цифры больше не уточняются, и используется умножение. Вообще-то базовой несомненно является оппозиция 1 и 2, единицы и двоичности; остальные термины представляют собой комбинации или нейтрализации; «4», применяемое главным образом к карманам и пуговицам, ощущается как дважды два, в силу симметрии, к которой самопроизвольно подталкивает это число (это как бы интенсив от 2); что же касается «3», то семантически это, пожалуй, не столько сложный термин (2+1), сколько нейтральный термин оппозиции 1/2 (то есть ни 1, ни 2), благодаря архетипической силе, которой обладает парность (или симметрия); «3» - это как бы эксцентрический полюс дуальности, ее отрицание; одним словом, это несостоявшаяся дуальность, образцовое воплощение нечета; впрочем, сходным образом и «1» оказывается как бы привативным членом по отношению к 2, что заметно в выражении «один-единственный». Кстати, известно, что в истории одежды дуальность служила источником многих символов: средневековые шуты и клоуны в елизаветинском театре носили костюмы, сшитые из двух частей и окрашенные в два цвета, которые своей дуальностью символизировали расщепление ума. Таблица данного варианта может быть построена так:
10.4. Вариант умножения (XXVI)
Вариант умножения - это вариант бесконечного повторения; очень точным терминологическим выражением его оппозиции могла бы стать - если бы Мода говорила по-латыни -мультипликативная парадигма semel / multiplex:
1 Трехцветное не может быть подходящим термином Моды из-за свя
занной с этим словом очень сильной патриотической коннотации
2 Артикль множественного числа des, разумеется, вестиментарно зна
чим лишь в оппозиции с артиклем единственного числа ип
Умножение - вариант ограниченной применимости, так как он легко приходит в конфликт с эстетическим табу: со вкусом. Можно сказать, что с этим вариантом связано структурное определение дурного вкуса: отрицательная оценка одежды чаще всего мотивируется изобилием элементов, аксессуаров и драгоценностей {женщина, увешанная драгоценностями). Поэтому Мода, по природе своей эвфемичная, может упоминать об умножении лишь тогда, когда оно способствует тому или иному «эффекту»: например, создает впечатление «воздушности» {нижние юбки, кружева) - этот термин обычно служит посредующим звеном между вести-ментарным означающим и означаемым «женственности»; или же создает впечатление «богатства» (ожерелья, браслеты), если только это богатство не слишком разношерстно, охватывая много разных видовых категорий, а соблюдает некоторое единство материала, которое как раз и позволяет сделать значимым вариант умножения.
10.5. Вариант равновесия (XXVII)
Чтобы имел место вариант равновесия, нужно, чтобы затрагиваемый им род одежды располагал какой-то осью, по отношению к которой проявляется симметрия или асимметрия; такой осью может быть средняя линия тела - либо вертикальная, либо горизонтальная; вся вещь в целом объявляется несимметричной (обычно упоминается именно об асимметрии), когда, скажем, линия скрещения бортов неправильным образом пересекает вертикальную ось тела (несимметричная блузка, платье, пальто); или же когда два или три элемента (например, пуговицы, украшения) расположены асимметрично по отношению к этой оси; или же когда элементы в принципе парные в силу строения тела (рукава, туфли) делаются разрозненными, асимметричными благодаря различию по материалу или цвету: данный случай отсутствует в современной одежде, но его следует учитывать, так как им объясняется такой вестиментарный факт, как вещи, сшитые из двух частей. В случае менее масштабном ось отсчета может располагаться внутри элемента; тогда асимметрией будет частичная неупорядоченность формы этого элемента (например, узора ткани), из-за которой он становится «неровным», «неравным», «неправильным». В целом же оппозиция основана на противоположности (симметричное / асимметричное); контрастов
ное может рассматриваться как своего рода интенсив симметрии — ибо контраст есть симметрия одновременно усиленная и осложненная, предполагая две, а не одну линию отсчета (впрочем, нам уже встречались оппозиции, отчасти построенные на отношении интенсивности, - например, застегнутое / крест-накрест / обертывающее). Итак, таблица варианта равновесия имеет следующий вид:
интенсив 1 | ||
симметричное / несимметричное / контрастное | ||
равное 1 еометрическое правильное | неравное неправильное | контрастирующее |
____________ 1________ |________________ |____ интенсив 1___
симметричное / несимметричное / контрастное
равное неравное контрастирующее
1еометрическое неправильное
правильное
До сих пор Мода лишь очень осторожно шла вразрез с конститутивной симметрией человеческого тела — как полагают некоторые, быть может, потому, что женщина более связана с симметрией, чем мужчина; возможно, также и потому, что внедрение неправильного элемента в симметричное целое — это символ критики, а Мода не терпит никакой субверсивности'. Как бы там ни было, если Мода и нарушает симметрию одежды, то лишь каким-то маргинальным способом, легким мазком, располагая в неправильном порядке некоторые неброские элементы убора (крепления, украшения); причем задачей является не явить зрелище беспорядка, а скорее придать одежде некое движение: слегка нарушенное равновесие - это просто признак какой-то тенденции (с наклоном, с раскачкой); как известно, движение - метафора жизни; все симметричное неподвижно и бесплодно2; оттого естественно, что костюм был строго симметричен в консервативные эпохи, а освобождение одежды в известной мере сводится к нарушению ее равновесия.
1 Buytendijk, цит. по: F.Kiener, Mode und Mensch, Miinchen, 1956, S.80.
Самый симметричный костюм - это военная форма.
2 Не желая делать недопустимые переносы из биологии в эстетику,
следует все же напомнить, что асимметрия есть одно из условий жизни:
«Некоторые элементы симметрии могут сосуществовать с некоторыми
феноменами, но не являются необходимыми. Необходимо другое - чтобы
некоторые элементы симметрии не существовали. Именно асимметрия
создает феномен» (Pierre Curie, цит. по: J.Nicole, inLa Symetrie, PUF, Que
sais-je?, p. 83).
III. ВАРИАНТЫ СОЕДИНЕНИЯ
10.6. Соединение
Все перечисленные выше элементы, даже релятивные, вполне могли относиться лишь к одному элементу (длинная юбка, открытый воротник и т.д.); пользуясь терминами логики, каждый из них образовывал сингулярный оператор. Однако Мода располагает и бинарными операторами, извлекающими смысл из самой координации двух (или более) вес-тиментарных элементов: блузка, свободно колышущаяся на юбке; шапочка в тон с пальто; твин-сет, оживляемый шейным платком; здесь именно способ сочетания вещей, и только он один, образует острие смысла, призванное придавать жизнь значимой единице. Действительно, в подобных примерах не найти иного конечного варианта, кроме самой комбинации материальных элементов матрицы. Конечно, любая комбинация может варьироваться: делать свободно колышущимся, сочетать, оживлять - каждый из этих терминов предполагает различные парадигмы, а стало быть и различные варианты; но во всех трех случаях перед нами одна и та же структура1, которую можно вкратце выразить формулой: OS1 • V • S2. В языке здесь соотносятся два вестиментарных суппорта {.блузка и юбка, шапочка и пальто, твинсет и шейный платок), а окончательный смысл одежды заключен в самом сосуществовании этих двух суппортов; именно способом такого сосуществования как раз и образуется вариант матрицы. По этой причине данный вариант будет называться коннективом. Собственно/и варианты распределения суть коннективы, поскольку в них тоже соотносятся два (или больше) материальных элемента одежды (два кармана, две части блузки); но это отношение как бы инертно - либо носит чисто количественный характер (сложения и умножения), либо глубоко внедрено в структуру суппорта (несимметричная блузка): соединение здесь не эксплицитно на уровне матрицы; а главное, соединение как таковое обладает особым структурным смыслом -мы видели, что отношение, соединяющее элементы матрицы (О )( S )( V), есть отношение двойной импликации или, как
1
говорят также, солидарности; разумеется, это синтагматическое отношение; напротив того, отношение, создаваемое между двумя элементами при введении коннектива, - это систематическое отношение, так как оно варьируется в зависимости от виртуальной игры оппозиций, или парадигмы. Тем не менее солидарность и соединение — понятия весьма близкие, и, несомненно, на уровне вариантов соединения система и синтагма особенно сильно совмещаются; возникает даже искушение определить коннективы просто как риторические вариации матричной солидарности. Этому есть два препятствия: во-первых, способы сочетания реально разнородны (свободно колы-шущаяся на чем-то, в тон с чем-то, оживляемый чем-то), во-вторых, любая матрица из двух элементов (костюм и шапочка к немуУ была бы неполной и, следовательно, ничего не значащей, если бы вестиментарный смысл нельзя было поместить в самом сочетании этих двух элементов (и). Здесь следует напомнить закон окончательного смысла2: если в матрице имеется сингулярный вариант (кардиган • воротник • открытый), то именно этот вариант (открытое) и несет в себе смысл, и в таком случае сочетание кардигана с воротником может быть лишь синтагматическим, хотя все высказывание не перестает быть значимым; а если такого варианта нет (кардиган и воротник к нему)3, то смысл вынужден как бы переходить на остающиеся элементы; тогда связывающее их синтагматическое отношение дублируется отношением систематическим, то есть собственно знаковым, поскольку оно включено в парадигму (в тон / диссонирующее); в данном случае, будучи изгнан из открытости воротника, смысл переносится непосредственно на сочетание воротника с кардиганом; смысл производится самой абстрактностью соединения, а не материальностью сочетаемых элементов. Таким образом, коннективы - это в конечном счете полноценные факты системы. Более того - именно потому, что в них так тесно совмещаются синтагма и система, значение и получается столь тонким; это хорошо видно в языке, где факты системы, растянутые на всю
1
1 См. выше, 6, 10.
2
фразу (ритм, интонация) получают особо ценный смысл; комплексам супрасегментных означающих, как их называют в лингвистике, свойственна особая семантическая зрелость. Мы только что видели, что по канонической формуле соединения в матрице появляются по крайней мере два эксплицитных суппорта О» S1 • V» S2 (блузка, свободно колышущаяся на юбке). Конечно, можно найти и трехсуппортные матрицы {.комплект, канотье и повязка в тонУ. Во всех таких случаях объект значения образуется либо первым суппортом, к которому язык привлекает внимание (перчатки в тон с пальто)2, либо комплексом из двух суппортов, имплицитно подходящих под понятие костюма (комплект, канотье и повязка); но может случиться, что объект значения эксплицитен, а суппорты имплицитны, — в высказывании цвета гармонично подобраны объектом являются все имеющиеся в виду цвета, а суппорты образуются каждым из этих цветов, соответствующим по тону другим3; такой мощный эллипсис очень походит на модные черты с вариантом распределения (два кармана), чей имплицитно коннективный характер мы уже отмечали.
10.7. Вариант выступания (XXVIII)
Вариант выступания отражает собой способ, которым два смежных элемента располагаются по отношению друг к другу. Смежность может быть по вертикали (блузка и юбка) или по глубине (пальто и его подкладка, юбка и нижняя юбка). Первый термин варианта (сверху, снизу) соответствует движению, при котором один из двух элементов, включенных в качестве суппортов в некоторую модную черту, покрывает другой элемент; поскольку оба суппорта находятся в отношении точной взаимодополнительности, то термины движения неизбежно семантически индифферентны, хотя терминологически и противопоставлены; если блузка сверху юбки, значит юбка снизу блузки; эта банальная истина в данном случае небесполезна, ибо в ней отражается тот факт, что значимостью обладает только сам феномен выступания; в каком порядке оно происходит, значения не имеет, так как терминологию
1
2 3
можно изменять, не меняя вестиментарного смысла (та же двойственность встречалась нам в случаях маркируемого-маркирующего и вуалируемого-вуалирующего); для кода важно только то, что между двумя суппортами имеется выступание; поэтому одним этим термином покрываются все выражения, обозначающие, что одно выступает из-под другого, независимо от того, как реально расположены соответствующие суппорты {.сверху, снизу, на, в, под, свободно колышущееся на..., заправленное в... и т.д.); одна вещь может даже полностью покрывать другую - первая видна, а вторая скрыта, но отношение дополнительности остается неизменным. Этому первому члену оппозиции, с обильной и многообразной терминологией, можно противопоставить только один негативный термин - ровно-по-краю, выражающий все случаи нулевого выс-тупания, когда оба суппорта точно сходятся друг с другом и ни один из них не короче и не длиннее. Получается следующая таблица оппозиции: