О́бщее ме́сто. см. топос
ОБЩЕЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ КОМПЕТЕ́НЦИЯ– одна из базовых компетенций в составе Культурно-речевой компетенции (см.), состоящая из двух субкомпетенций: общепонятийной и лексикографической. В общепонятийную субкомпетенцию входят наиболее общие, фундаментальные понятия лингвистики, необходимые для овладения другими базовыми компетенциями, напр.: язык, речь, высказывание, культура речи, литературный язык и др. (см. Тематический словник). Сюда можно отнести и содержание понятий, раскрывающих сущность взаимодействия языка и культуры, национальные особенности общения на данном языке, специфику социальной дифференциации русского языка, напр.: Лингвокультурология (см.), Социолингвистика (см.), Лингвоэкология (см.), Межкультурная коммуникация (см.) и др.
Содержание Лексикографической субкомпетенции (см.) отражено, в частности, в словарных статьях, содержащих описание тех словарей русского языка, которые в наибольшей степени помогают овладению всеми базовыми культурно-речевыми компетенциями, напр.: Толковые словари (см.), Учебные словари (см.), Словари правильности русской речи и трудностей русского языка (см.), Словари выразительных средств русского языка (см.) и многие другие.
Таким образом, О.к. включает в себя те знания, которые в некоторых других концепциях обобщаются термином «лингвистическая компетенция» (см., напр., [Русская речевая культура 2006; Обучение русскому языку… 2004; Кудинова 2009]).
Лит.: Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков). СПб., 1999; Калинина Е.Ю. Понятие лингвистической компетенции в свете наблюдений, полученных в ходе полевой работы // Типология языка и теория грамматики: мат-лы Междунар. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения С.Д. Кацнельсона. СПб., 2007; Кудинова Т.А. Значимость лингвистической компетенции в дискурсивной деятельности коммуникантов // Слово. Предложение. Текст: коллективная монография. Орёл, 2009; Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. М., 2004; Русская речевая культура: учебный словарь-справочник. СПб., 2006; Сковородников А.П., Копнина Г.А. О культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Филологические науки. 2009. № 3; Янченко В.Д. Пути формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка в средней школе: КД. М., 1999.
А.П. Сковородников
ОБЩЕ́НИЕ −присущая человеку социально-коммуникативная деятельность по обмену разного рода информацией, взаимодействию, воздействию на другого, регулированию речевого поведения. Взаимодействие, воздействие, регулирование происходят при учёте социального статуса, постоянных социальных признаков и переменных ролей коммуникантов. О. возникает тогда, когда у говорящего/пишущего появляется адресат как активный участник коммуникативного процесса. Активность адресата проявляется уже в том, что а) адресант ориентирует на адресата стиль, жанр, языковые средства, тематику и т.п. посылаемого дискурса/текста; б) принимает, понимает, интерпретирует информацию. Для приёма сообщения используются органы восприятия (чувств); понимание и интерпретация связаны со сложными когнитивными процессами распознавания как прямого, так и непрямого смысла сообщения с опорой на фоновые и текущие наивные и научные знания, а также социально- и национально-культурные значения (представления), образы, заложенные в языковых/речевых единицах. Интерпретация связана с вскрытием подтекста, предтекста, затекста, интертекста и т.п. Активность адресата и в том, что он в) меняет коммуникативную роль слушателя на роль говорящего и вступает в диалогическое взаимодействие, при этом важное значение приобретает ориентация и на предшествующий дискурс/текст.
Основными единицами О. являются адресованные высказывания и дискурсы/тексты. О. оперирует единицами речи, построенными из единиц и по законам языка и обмениваемыми в социально-коммуникативном взаимодействии.
Пользователь (носитель языка) совершает акты О., где синкретичный информационный блок в сознании говорящего не разделён на отдельные языковые уровни и единицы, а представляет собой единство звуков, слов и грамматических структур, автоматизированно извлекаемых из ментально-лингвальных комплексов памяти в соответствии с коммуникативной ситуацией, вызывающей к жизни интенциональные и пропозициональные смыслы высказываний, в необходимых случаях окрашенных национально специфичным колоритом.
Исследователь, в отличие от пользователя, ведёт анализ, стремясь к разграничению сущностных признаков языка как системы знаков, структурированных в уровневом устройстве, с правилами изменения и сочетания; речи как динамичного процесса реализации языка в виде дискурсивной деятельности и текстового результата; О. как речевого взаимодействия по крайней мере двух партнёров.
Толковые словари, посвящая языку и речи большие словарные статьи с выделением до 10 значений каждого слова, О. посвящают одну строчку: «связь, отношения». Между тем О. так же сложно и многоаспектно, как язык и речь. И здесь есть свои исследовательские ниши изучения коммуникативных категорий, в т.ч. адресатности, речевых интенций (в соотношении с эмоциями, оценками, отношениями), прагматических ракурсов коммуникативных ситуаций, стратегий и тактик общения (в т.ч. «языковой» игры и манипуляций), зоны кооперативности и конфликтности общения, прагматических принципов и постулатов и мн. др.
Некоторым возмещением невнимания традиционной лингвистики к феномену О. можно считать выпуск в 2005 г. словаря-справочника «Эффективная коммуникация: история, теория, практика» под. ред. проф. М.И. Панова, где раздел III посвящён лингвистическим основам общения.
Лит.: Баева О.А.Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие. Мн., 2001; Гавра Д.П.Основы теории коммуникации: учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. СПб., 2011; Гнатюк О.Л.Основы теории коммуникации: учеб. пособие. М., 2010; Гойхман О.Я., Надеина Т.М.Речевая коммуникация: учебник. М., 2011; Тумина Л.Е.Общение // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник / отв. ред. М.И. Панов; сост. М.И. Панов, Л.Е. Тумина. М., 2005;Формановская Н.И.Избранные статьи разных лет (Юбилейный сборник). М., 2007; Формановская Н.И.Культура общения и речевой этикет. М., 2002.
Н.И. Формановская