Литературное творчество школьников
Сочинение – это творчество: оно развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь, в сочинении происходит акт самовыражения.
Кто не мечтает о творчестве?! В нем человек видит свой идеал счастья. Каждый человек может припомнить в своей жизни минуты и часы, окрыленные вдохновением. Творчество – это созидание, оно противостоит разрушению.
Изучение родного языка (неродного, разумеется, тоже) и особенно литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества: это и ведение дневника, и переписка, и описания картин природы, пусть даже по заданию учителя, и рисование картин, и декламация стихов, и инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по грамматике, истории слов и пр. Иными словами, творчество – это не только стихи; возможно, сочинение стихов не всегда вершина творчества, но ритмическая и рифмованная речь сразу выделяется из прозаических упражнений.
Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами. В современной системе образования известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких к этому:
а) самостоятельное творчество дома, иногда скрываемое: дневники, записи событий или чего-то интересного, важного для школьников, сочинение стихов и пр. Это все делается без заданий учителя, и бывает, что учитель узнает о скрытой творческой деятельности ученика спустя годы. На этом основании эта форма творческой жизни личности не только недооценивается, но даже подвергается осуждению. Это несправедливо: ребенок еще в большей степени, чем взрослый, имеет право на свою тайну, на нестандартное поведение;
б) кружки, организуемые школой и другими учреждениями: литературно-творческие, кружки изучения родного языка, театральные, детские клубы, литературные объединения, школьный театр, различные праздники, утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения в свободных условиях;
в) различные конкурсы, олимпиады, соревнования: конкурс загадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1 сентября. Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны. Победителям присуждаются звания лауреатов, как у взрослых;
г) выпуск газет и журналов детского творчества. Эти издания теперь выпускаются в сотнях гимназий, обычных средних школ, а нередко для начальных классов выходит самостоятельный журнал.
Приведем несколько примеров – из практики. Составление загадок.
Д а н о н а ч а л о . Мохнатенька, усатенька...
Д е т и п р о д о л ж а ю т . На солнышке лежит.
Прищурившись глядит.
Д р у г о й п р е д л а г а е т . Ее мыши боятся.
Т р е т и й . У нее одна забота:
Ночью ходит на охоту!
Конкурс загадок. Нет сомнения в том, что загадка должна быть веселой, шутливой и по возможности нелегкой.
Легких загадок не нужно, но все же они должны дать хотя бы два-три признака, по которым можно отгадать. Например, Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).
Она описательна, без юмора, без иносказания. Но намного интереснее такая загадка, где естьобраз, иносказание, юмор, ритм и рифма:
Колючий недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки – ни одной.
Здесь тоже указаны признаки ежа, но загадка поэтична, весела.
Пройти школу поэтического образа небесполезно каждому.
Личный дневник. Принято язык определять как средство общения между людьми.
Но общение с другими эпизодично, а сам с собой человек общается всегда. Это внутренняя жизнь, духовное богатство человека, это сознание, осознание всего, что человека окружает, это спор с самим собой, суд над собой, суд бескомпромиссный, это совесть – «когтистый зверь» (А. С. Пушкин).
Мы знаем сохранившиеся дневники великих и малых: это зеркало души. Пример – дневники Л. Н. Толстого.
Не следует понимать эту рекомендацию о детских дневниках как призыв к мукам совести в 9-летнем возрасте. Но разговор с самим собой и уместен, и полезен. И в обогащении духовного мира, и в развитии свободы речи, языковых навыков.
Журнал издает «Клуб сочинителей».
Чаще всего в журнале представлены не только I–IV классы, но и V–VI; общешкольные журналы бывают труднодоступны для младших школьников.
Общие советы учителю в связи с первыми попытками учащихся в литературном творчестве:
– не давать никаких заданий, никаких упреков и тем более – унизительных замечаний: полная свобода творческих попыток;
– создавать атмосферу положительных эмоций, хорошее настроение, можно читать образцы, рассказывать детям о ранних стихах М. Ю. Лермонтова, С Есенина, А. С. Пушкина и т. п.;
– помощь оказывать преимущественно индивидуальную; Л. Н. Толстой допускал помощь в выборе темы, в составлении отдельных фраз, в записи текста – а частности в орфографии;
– особенно высоко ценить удачный образ, точно выбранное слово, юмор, умение замечать детали описываемого;
– выполнять некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов, утренников, обсуждении, издания журнала и, конечно же, в редактировании.