Особенности монологической речи. Ораторская речь
Марк Тулий Цицерон (известный оратор и теоретик красноречия в Древнем Риме в 106-43 гг. н.э.) считал, что обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все в памяти; произнести.
Задание 39. Найдите в энциклопедии и проработайте статьи о греческих и римских ораторах (Сократ, Аристотель, Платон и др.). Подготовьте устное сообщение.
Задание 40. Изучите материал на заданных сайтах по следующим темам «Управление вниманием аудитории», «Управление голосом», «План и эскиз речи», «Визуальный контакт со слушателями» (http://www.orator.biz , http://shkola-krasnorechiya.kz/). Напишите конспект.
Задание 41.Выявите наиболее уместные и эффективные приемы активизации внимания аудитории во время доклада. Подберите для них свои примеры.
Вступительная часть доклада:апелляция к событию, времени, месту; обращение к жизненным интересам слушателей; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; цитирование знакомого; цитирование знаменитости; исторический эпизод; ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; постановка проблемного вопроса и ответ на него; риторический вопрос; изложение цели и задачи выступления.
Главная часть выступления:вопросы к аудитории; организация дискуссии; обращение к отдельным слушателям; авансирование; акцентировка отдельных слов, фраз, мыслей; неожиданное краткое отвлечение от темы; физическое привлечение внимания; усиление эмоциональности речи; использование юмора.
Заключение речи: подытоживающее повторение; иллюстрация; цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; кульминация; обобщающий вывод; комплимент аудитории; обращение к слушателям; юмористическая концовка; благодарность за внимание.
Задание 42. Ознакомьтесь с рекомендациями молодым ораторам.
1. Настройтесь на аудиторию.
2. Выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории.
3. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.
4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.
5. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.
6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная пауза.
7. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.
8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.
9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.
10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).
11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.
12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут добиться одобрения ваших слов.
13. В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, не теряйте все же самоконтроль.
14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.
15. Не вступайте во время своей речи в дискуссии, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.
16. В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, с акцентуализацией каждого слова.
17. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места вашего выступления подкреплять очевидными примерами. Подчеркните, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами.
18. Не делайте неоправданных обобщающих выводов, даже если вам показалось, что аудитория их от вас ждет.
19. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.
20. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание. Никогда не допускайте, даже если соблазн велик, чествовать себя после выступления или ублажать свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.
Задание 43. Постройте письменный монолог-рассуждение на одну из заданных тем: « Живи будто завтра умрешь, учись будто будешь жить вечно» (Махатма Ганди), «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться» (Менандр), «Капля долбит камень не силою, а частотой падения» (Бруно Джордано), «Безвреден кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит» (Абай Кунанбаев), «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало.» (Омара Хайям).
Задание 44. Подготовьте и произнесите четырехминутную побуждающую речь на одну из следующих тем:
«Дома должен быть порядок»;
«Умеете ли вы составлять документы?»;
«Возможна ли дружба в современном мире?».
Этика делового общения
Задание 45.Рассмотрите формулы речевого этикета. Определите их принадлежность к официальной / неофициальной обстановке.
Приветствие | Добрый день (утро, вечер)! С добрым утром! Здравствуйте! Привет! Здравствуй! Разрешите вас приветствовать! Рад (-а) (вас) приветствовать! Я приветствую вас от имени… |
Знакомство | Разрешите с вами познакомиться. Я хотел бы с вами познакомиться. Давайте познакомимся. Будем знакомы. Позвольте (разрешите) представиться. Моя фамилия Сергеев. Меня зовут Валерий Павлович. Как ваше имя? Как тебя зовут? Я Иванов. Оля. Познакомьтесь с моим другом. Знакомьтесь! Разрешите вам представить. Прошу любить и жаловать! |
Прощание | До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи (если назначена встреча)! Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)! Пока! Увидимся. Счастливо! Целую! |
Благодарность | Спасибо! Очень признателен вам…. Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас! Примите мою благодарность…. У меня не хватает слов, чтобы отблагодарить вас. Ты не представляешь, как я тебе благодарна. Я вам многим обязана. Это очень мило с твоей стороны. |
Просьба | Будьте добры… Будьте любезны…Прошу вас… Сделайте одолжение… Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… Не могу ли попросить вас… Очень вас прошу… Я просил бы … Принеси (пожалуйста)… Будь другом… Не сочти за труд… Мне хотелось бы попросить вас… Ты не согласишься…? Просьба … Можно…? Разрешите (позвольте)… Может быть, ты…? Вы не будете против того, чтобы…? |
Предложение | Позвольте предложить… Мне хочется предложить… Я хотел бы предложить вам… Я предлагаю вам… Давайте… Хорошо было бы… |
Совет | Разрешите порекомендовать вам… Позвольте обратить ваше внимание на… Я бы посоветовал вам… Я советую тебе… Сделай… Могу ли я посоветовать вам…? Пора бы… Нужно было бы… |
Приглашение | Разрешите пригласить вас … Я приглашаю вас … От имени… приглашаю вас … Приходите … Будем рады видеть вас. Могу ли я пригласить вас? Пойдем… Прошу приехать… Не хотите ли пойти…? Не сходить ли нам…? Хорошо бы зайти… Надо бы пойти… Я хочу, чтобы мы пошли… Как ты смотришь на то, чтобы пойти… |
Отказ | Нет, я не могу. К сожалению, не могу. Я бы с радостью, но не могу. Ни за что! Об этом не может быть и речи! Я не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). В настоящее время это (сделать) невозможно. Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. Я вынужден отказать (запретить, не разрешить). |
Извинение | Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста… Виноват. Я хочу извиниться перед вами… Позвольте попросить у вас прощения… Не сердись. Я не хотел вас обидеть. Я причинил вам столько беспокойства. |
Сочувствие, соболезнование | Я вам сочувствую. Мне жалко, что так случилось. Я тебя понимаю. Не расстраивайтесь. Не вспоминайте о том, что случилось. Возьмите себя в руки. Не надо сдаваться. Все будет хорошо. Всякое бывает в жизни. Вы тут ничего не можете сделать. Это не ваша вина. Я вам искренне соболезную. Примите мое глубокое (искреннее) соболезнование. Я горюю вместе с тобой. Я потрясен горем, которое обрушилось на вас. Будьте мужественны. |
Поздравление | Разрешите поздравить вас с… Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… Горячо поздравляю… С днем рождения! От всей души поздравляю с праздником! |
Комплимент (может относиться к внешнему виду, профессиональным способностям, нравственности, умению общаться и т.п.) | Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно) выглядите. Вы так (очень) обаятельны (умны, находчивы, рассудительны, практичны). Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство). Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их. С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать). |
Задание 46.Употребите правильные предложно-падежные формы с предлогом «о» или без него.
1. Ваша анкета и рекомендации показывают …, что вы обладаете теми качествами, которые нам необходимы. 2. Мы узнали, что у вас возникли трудности с принятием решения … поставке (и) нам труб. 3. На заседании профкома рассматривался вопрос … предоставления (и) квартир молодым семьям. 4. Нет сомнений…, что произошла ошибка и что ежеквартальные платежи будут осуществляться своевременно. 5. Есть мнение …, что нужно пересмотреть основные статьи бюджета.
Задание 47.Составьте сложные предложения с приведенными глаголами и союзами что, при необходимости, используя указательное местоимение о том.
доложить…, (что)
рапортовать…,(что)
высказывать мнение …, (что)
излагать соображения по вопросу…, (что)
обосновывать свои выводы сведениями …, (что)
обвинять…, (что)
справиться …, (что)
Задание 48. Охарактеризуйте приведенный отрывок диалога с точки зрения нормативности используемой лексики и укажите грамматические ошибки.
А.—Вот теперь / мы вложились / а вы нам кислород перекрываете с новыми тарифами // Это значит все пересчитывать / так / все бумаги и по новой оформлять / бегать по коридорам.
Б. — Ну так а что вы от нас-то хотите / мы что ли их устанавливаем …А. — Не вы / конечно / но если б вы нам об этом раньше предъявили / мы бы / конечно / на это не пошли …
Задание 49.Исправьте ошибки в конструкциях с предлогом «о».
Директор подробно остановился о разных сторонах проблемы. 2. Всем нужно объяснять о роли налогов. 3. Об этом администрация указала еще в прошлом году. 4. Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования. 5. Докладчик неоднократно отмечал о том, что производственные показатели снизились.
Список литературы
1 Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат)/Под ред. К.К.Ахмедьярова, Ш.К.Жаркынбековой. – Алматы, 2009. – 226 с.
2 Баранник А.С. Методическое пособие по русскому языку и культуре речи. – Новосибирск, 2006. – 84 с.
3 Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Для казахских отделений университета. – Алматы, 2011. – 210 с.
4 Салагаев В.Г. Риторика. Технология сотрудничества: Учебное пособие. – Астана: Дарын, 2007. – 304 с.
5 Салагаев В.Г. Культура делового общения. Деловая риторика. Деловые документы: Учебное пособие. – Алматы: Раритет; Респ.издат.кабинет Каз.академии образования им. И.Алтынсарина, 2000. – 200 с.
6 Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля/Под ред. И.Г.Проскуряковой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 320 с.
7 Русский язык: экспериментальное пособие для нефилологических специальностей вузов государств-участников СНГ. – М.: АНО «Институт национальных проблем образования», 2007. – 336 с.
8 Ф. Куашнинг. Системы возобновляемых источников энергии. – Астана: Фолиант, 2013. – 432 с.
9 О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина. Речевая коммуникация: Учебник. –Москва: Инфра-М, 2007. – 272 с.
10 Д.Х.Вагапов. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – Москва: Цитадель, 1999. – 460 с.
11 http://re.energybel.by/renewable-energy-technologies/biomass-energy-overview/
12 Университет риторики и ораторского мастерства (http://www.orator.biz , http://shkola-krasnorechiya.kz/).
13 Энциклопедии online (http://www.encyclopedia.ru).
14 Курсы Ораторского Искусства (https://vk.com/club33895872).
15 Студенческая библиотека ABC (http://abc.vvsu.ru/).
16 Тесты Онлайн (http://tests.specialist.ru).
17 Все образование (http://catalog.alledu.ru).
Содержание | ||
Раздел V. Компрессия научного текста…………………………………… | ||
Реферат. Виды рефератов……………………………………………... | ||
Аннотация. Составление аннотации………………………………….. | ||
Рецензия. Структура рецензии………………………………………... | ||
Отзыв. Структура отзыва……………………………………………… | ||
Написание тезисов……………………………………………………... | ||
Раздел VI. Культура речи…………………………………………………... | ||
Основы культуры речи………………………………………………… | ||
Стилистические ошибки и недочеты культуры речи………………... | ||
Особенности монологической речи. Ораторская речь………………. | ||
Этика делового общения………………………………………………. | ||
Список литературы …………………………………………………… | ||