Глава 6. Современная общая и частные риторики
До сегодняшнего дня в науке нет единого, принятого всеми определения риторики, идет процесс осмысления ее статуса, объекта и предмета исследования, ее отношения к другим наукам, что вполне понятно, учитывая тот факт, что сама риторика, как мы помним, претерпевала изменения в ходе исторического существования. На предмет риторики и ее границы влияют и неориторические исследования, и науки, близкие к риторике, например, такие, как социолингвистика, изучающая связь языка и общества, исходящая из убеждения их родственности и использующая методы и концепты социологии для изучения языка в его общественной функции. Сегодня даже полагают, что подобная родственность языка и общества позволяет говорить о новой научной дисциплине – лингвосоциологии, которая может использовать методы и понятия лингвистики для изучения общества, и ядром этой науки может стать риторика, понимаемая прежде всего как наука об убеждающей речи и системе убеждающих речей, функционирующих в общественном организме.
П.С. Таранов понимает риторику иначе. Он критикует принятое многими определение риторики, которое опирается на вышедший в начале 80-х гг. во Франции капитальный труд по красноречию. Определение, данное в этом труде, он отвергает: «Риторика - это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом последней и в целях получения желаемого эффекта. Воздействие может осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью аргументов, доказательств, демонстрации вероятностей и других приемов с целью порождения при помощи используемых языковых и неязыковых средств определенных эмоций и ощущений, способных в свою очередь привести к направляемому формированию новых либо к модификации изначальных стереотипов восприятия и поведения»[73]. Это определение громоздко, а главное - оставляет в стороне эмоциональную, личностную составляющую риторики. П.С. Таранов говорит, что «это все равно что определять поглощение пищи: мол, еда – это насыщение желудка с целью получения пользы или удовольствия как от процесса, так и от результата».
Сам он риторику определяет иначе. В его понимании это «способ коммуникационного обеспечения общества, социализированное средство реализации своей личности в голосовой форме самораскрытия. Риторика – это побуждение других людей нас выслушать, вслушаться и (вот такая сверхзадача!) согласиться»[74]. Это определение связано с его пониманием речи как инструмента «гармонизирования себя с миром», как попытки «влиться во внешнюю среду на равных».
Е.А. Юнина и Г.М. Сагач в подходе к современной риторике опираются на российскую традицию, на определение, данное Н.Ф. Кошанским в ХIХ в.: «Цель общей риторики состоит в том, чтобы, раскрывая источники изобретения мысли, раскрыть все способности ума...дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, чтобы, уча, выражать изящное, возбудить, усилить в душах учащихся живую любовь ко всему благородному, великому и прекрасному» Юнина и Сагач видят в риторике прежде всего науку, способную сыграть роль синтезатора знаний и умений, позволяющих сформировать целостную языковую личность, что не в состоянии сделать прекрасные, но разрозненных науки – логика, лингвистика, психология, стилистика. Ведь именно «в лоне риторики еще 2500 лет назад был создан полный идеоречевой цикл (системность мыслеречевой деятельности как основа языковой личности)», что нашло отражение в классическом риторическом каноне[75].
А.К. Михальская, как мы уже говорили, учитывая, с одной стороны, античную и древнерусскую традиции, с другой – специфику современности, для которой речь есть прежде всего школа мысли, определяет риторику как «теорию и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи».Современная риторика, по мнению Михальской, способствует решению важнейшей проблемы современности - проблемы обеспечения между людьми наилучшего взаимопонимания, решения конфликтов, объединения участников общения.
Современную риторику принято делить на общую и частные. Общая риторика формулирует основные законы, рассматривает общие закономерности речевого поведения, ее ядром является классический риторический канон с его тремя этапами создания речи – инвенцией, диспозицией и элокуцией, а также оратория (теория и практика публичной речи). Риторика уделяет преимущественное внимание речи устной, монологической и диалогической, в силу этого в структуру общей риторики входят также мастерство беседы и мастерство спора.
Кроме этих достаточно традиционных разделов А.К. Михальская включает в проблематику общей риторики повседневное бытовое общение, хотя другими специалистами она относится к риторике частной. Считая одной из важнейших примет нашего времени усиление контактов между народами, А.К. Михальская вводит в круг вопросов общей риторики этнориторику, описывающую речевые образцы и формы речевого общения в разных культурах. Этнориторика способствует риторической грамотности, умению лучше понимать представителей чуждой национальной культуры[76].
А.К. Михальская, опираясь на определение риторики как теории и практики эффективной воздействующей гармонизирующей речи, выводит четыре основных закона риторики.
1. Закон гармонизирующего диалога. Этот закон говорит о том, что ваш собеседник (ваша аудитория) не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, а самоценная личность со своим видением мира, со своей системой ценностей. Задача говорящего – не просто воздействовать на слушающего, а «пробудить в нем собственное внутреннее слово» (как говорил В.Ф. Одоевский), установить гармонические двусторонние отношения с адресатом. Этот закон реализуется в принципах диалогизации, таких как принцип внимания к адресату, принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата, принцип конкретности, ориентирующий речь на более конкретное, а не общее расплывчатое изложение материала, на фактичность и доступность речи[77].
2. Закон продвижения и ориентации адресата. Согласно этому закону «речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к её концу»[78]. Слушатель должен быть сориентирован в пространстве речи, он должен ощущать себя причастным к осмыслению содержания, вместе с оратором двигаться к цели.
3. Закон эмоциональности речи. Этот важный закон требует, чтобы «говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, эмоционально переживал то, о чем он сообщает или беседует». Ведь только субъективно, лично пережитое, прочувствованное способно не оставить слушателя равнодушным. Этот закон требует от оратора умения выражать свои эмоции, сделать ее экспрессивной, яркой, эмоционально насыщенной[79].
4. Закон удовольствия. Этот закон, хорошо знакомый Античности, говорит о том, что речь тогда достигает результата, когда она доставляет удовольствие, дает удовлетворение слушающему, реализует его потребности, эстетические и практические. Говорящий должен уметь доставлять радость собеседнику и аудитории, делать общение приятным (с.104).
Закон гармонизирующего диалога является общим для трех остальных, а принцип коммуникативного сотрудничества – ведущим в реализации всех этих законов.
Частные риторики – это риторики, изучающие и описывающие законы эффективной речи, которые действуют в сферах профессиональной деятельности людей – деловой, научной и образовательной, юридической, дипломатической, военной, церковной, медицинской и т.п.
Отталкиваясь от частных риторик, учитывая сферы речевой профессиональной деятельности в обществе, понимая риторику как практику устной публичной речи, можно выстроить следующую классификацию красноречия.
Таблица 2
Жанры красноречия и виды речей
Жанр красноречия | Основные виды речей |
Социально-политическое Академическое Судебное Социально-бытовое Богословско-церковное Военное Деловое | Доклад, политическая речь, дипломатическая речь, митинговая речь, агитационная речь, парламентская речь Лекция вузовская, научный доклад Прокурорская речь, адвокатская речь, самозащитительная речь обвиняемого Юбилейная, или похвальная речь, надгробное слово, застольная речь Проповедь, речь на соборе, слово Приказ, речь перед войском Выступление на совещании, переговоры, деловая беседа |
Возможен и другой подход к классификации. Ученым К.А. Сюннербергом в рамках теории ораторского намерения была разработана классификация речей с точки зрения цели высказывания с учетом способа воздействия на аудиторию.
Речь, исходя из этой теории, может быть осведомляющей, высказывающей мнение, высказывающей пожелание, разъясняющей, поучающей, доказывающей доводами рассудка, доказывающей доводами эмоциональными, полемизирующей, предупреждающей, угрожающей, нападающей, повелевающей, просящей, призывающей к действию.
Между этими видами речи нет непроходимой границы, поскольку в реальности возможно сочетание нескольких целей высказывания и способов влияния на слушающих.