Культура устного публичного выступления
Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, – другим людям. В.Г. Короленко |
Легко представить ситуацию, когда возникает необходимость выступить перед слушателями с речью: деловое совещание, собрание коллектива, конференция, семинар. Возможно, многим приходилось испытывать неприятное чувство досады: хотелось сказать одно, вызвать определенную реакцию аудитории, а получилось совсем иначе.
Помните сцену торжественного митинга по случаю пуска трамвайной линии в Старгороде из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»:
«Гаврилин начал свою речь хорошо и просто:
– Трамвай построить, – сказал он, – это не ешака купить.
В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу. Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о международном положении. Он несколько раз пытался пустить свой доклад по трамвайным рельсам, но с ужасом замечал, что не может этого сделать. Слова сами по себе, против воли оратора, получались какие-то международные.
И только к концу речи он поборол свою вторую международную натуру и заговорил хорошими деловыми словами:
– И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть. А еще, товарищи, благодаря… главного инженера Треухова. Ему тоже спасибо…»
Речь Гаврилина не просто бессодержательна, грешит общими фразами, не имеющими прямого отношения к теме выступления, она «пестрит» грамматическими ошибками: из депа, благодаря рабочих, благодаря инженера, – полна неоправданных повторов.
Авторы создают очень точную и легко узнаваемую пародию на публичное выступление. Неслучайно после собственной неудачной речи на митинге инженер Треухов размышляет: «А мы только муть разводим…, лучше б совсем не говорили».
Можно ли научиться выступать перед слушателями содержательно, интересно, убедительно и логично? Как сделать свою речь правильной и стилистически уместной, избежать ошибок, мы говорили в первых разделах книги. А как добиться успехов в красноречии, овладеть основами ораторского мастерства?
Классическая риторика – наука об общих способах убеждения, основанных на четкой системе логических доказательств, мастерство и искусство находить эти способы, пользоваться логикой доказательства.
Современная риторика – теория и мастерство эффективной (то есть целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи. Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения.
Эффективность речи определяется наименьшими потерями в процессе передачи от говорящего к слушающему всех типов информации: понятийно-логической, оценочной, эмоциональной. Целесообразность речи – это ее соответствие цели говорящего, его речевому намерению. Воздействие достигается, если речь заставляет прислушаться к ней заинтересованно и благосклонно, а затем принять или понять позицию оратора, если с помощью речи удается пробудить ум и чувства аудитории. Гармонизирующая роль речи заключается в необходимости обеспечения наилучшего взаимопонимания между людьми, конструктивного решения возникающих конфликтов, объединения участников общения.
Существует много полезных и увлекательных книг по риторике, которые могут помочь их читателю овладеть навыками эффективной речи, правилами аргументации (доказательства), приемами воздействия на слушателей (см. список литературы). Тем, кто ставит перед собой такую задачу, эти книги помогут в воспитании себя как ритора (гр. слово ритор близко к лат. – оратор, образованному от глагола оrаrе – говорить). Путь становления ритора можно выразить в формуле пяти «Т»: Труд – Творчество – Терпение – Такт – Темперамент.
Главные вопросы, которые приходится решать в процессе подготовки выступления:
1) что сказать (раздел классической риторики «инвенция» – от лат. inventio – изобретаю);
2) как содержание речи расположить в определенном порядке (раздел о построении речи «диспозиция» – от лат. dispozitio – располагаю);
3) как лучше это сделать с помощью средств языка (раздел «элокуция» – от лат. elokutio – украшаю).
Аристотель, один из основоположников классической риторики, так обозначил ее предмет: «Риторика – наука об изобретении, построении и выражении мысли в слове». Это определение представляется очень точным и вполне актуальным.
Важные для риторики понятия – этос, логос, пафос.
Этосом принято называть те условия, в которых находятся получатель и создатель речи. Эти условия касаются места, времени, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере ее тема, которую получатель может считать уместной или неуместной.
Пафосом называют намерение, замысел создателя речи с целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему.
Логосом принято называть словесные средства, использованные оратором в данной речи при реализации ее замысла [Рождественский, 1997: 96].
С позиций этоса, пафоса и логоса дается оценка речи: актуальна ли тема, достигнута ли цель выступления, адекватны ли язык и стиль выступления?
Пытаться в одном небольшом разделе изложить основы ораторского мастерства – занятие неблагодарное. Попробуем выделить, учитывая содержание работ как по классической, так и по современной риторике, некоторые положения, которые следует иметь в виду при подготовке публичного выступления.
1. Обозначим три основных этапа подготовки и проведения выступления: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный.
Докоммуникативный этап связан с подготовкой текста выступления. На этом этапе важно пройти ряд стадий, ступеней. Помните, что ни одна «ступенька» не должна быть пропущена:
· определение и уточнение темы;
· подбор материалов, их аннотирование;
· кодирование, то есть представление содержания речи в самом общем виде, продумывание моделей (типовых схем) изобретения речи (к таким моделям можно отнести «род и вид», «свойства», «целое – части», «сопоставление», «определение», «причина и следствие» и др.);
· составление развернутого плана выступления;
· композиционное оформление текста выступления;
· написание текста речи;
· работа над языком и стилем, совершенствование первоначального текста;
· запоминание текста.
Коммуникативный этап связан с процессом общения оратора и аудитории. Важно не только уметь правильно выстраивать отношения со слушателями, адекватно воспроизводить заранее продуманное содержание речи, но и точно и уверенно отвечать на вопросы, вести дискуссию.
Посткоммуникативный этап выступления – это этап подведения итогов, соотнесение результатов с первоначальным замыслом речи, этап анализа ошибок, выявления причин неудач и совершенствования навыков, необходимых для дальнейших выступлений.
2. Следует помнить, что текст выступления должен иметь все основные признаки текста: целостность, завершенность, языковое и стилевое единообразие, членимость (то есть четкое композиционное оформление, наличие вступительной, основной и заключительной частей).