Упражнение на расширение звукового диапазона, голосовой гибкости.
Сосчитать этажи 9-этажного дома ,начиная с подвала ( самая низкая нота), заканчивая чердаком ( самая высокая нота). Диапазон должен быть именно свой, естественный. Наиболее часто природный грудной голос мы можем услышать между 3 и 4 этажами.
Дикционные упражнения.
До начала выполнения нижеприведенных упражнений полезно сделать гимнастику для мышц лица( погладить лицо, погримасничать, поцокать, размять мышцы языка).
Добившись свободы звучания, необходимо включать в голосовой тренинг и дикционные упражнения, которые также способствуют музыкальности речи. Ведь непрерывная линия звучания создается в речи тогда, когда не только гласные, но и согласные «сами по себе поют, как в вокальном искусстве», — говорил К. С. Станиславский. Надо ставить голос, попутно исправляя дикцию.
Пучки согласных.
Мнэ, мна, мно,мну, мны, мни
Пткэ, птка, птко, птку, пткы, птки
Бздгэ, бздга, бздго, бздгу, бздгы, бздги
Гбдгэ,гбдга,гбдго,гбдгу,гбдгы,гбдги
Лрнэ,лрна,лрно, лрну,лрны,лрни
2. Скороговорки — это народно-поэтические шутки, в которых намеренно сочетаются звуки, трудно произносимые вместе. Народ придумал их специально для разработки «говорильного аппарата». Он заботился о красоте, четкости, выразительной звучности русского слова. Тренируясь в произнесении скороговорок, надо добиваться не только четкости произношения всех звуков речи, входящих в структуру слова, но обязательно сохранять яркость интонирования. При быстрой речи все равно надо стараться «вкладывать» в сознание слушателей свои мысли, видения, подтекст. Значит, чем быстрее, тем — четче дикционно, ярче интонационно.
Тренируя скороговорки, надо сохранять рефлекторную связь трех систем речеобразующего органа (дыхательной, голосообра-зующей и дикционной). Не забывать о «подлаивании». Оно поможет сохранить ровность звучания, гибкость, подвижность голоса, способного «рисовать» мысли при быстром произнесении слов, фраз. Полезно сразу же научиться говорить медленно (четко и выразительно) и быстро, сохраняя эту четкость и выразительность. Надо внутренне оправдывать переход от медленной к быстрой речи:
— Бобр добр ДЛЯ БОБРЯТ (медленно — разъясняя).
— Для БОБРЯТ добр Бобр (быстро — уточняя).
— Водовоз вез воду ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА (медленно —разъясняя).
— ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА водовоз вез воду (быстро - уточняя).
— Ткет ткач ткани на платки ТАНЕ (медленно — разъясняя).
— На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (быстро — уточняя).
— Купи кипу ПИК (медленно — прошу).
- Купи КИПУ пик (быстро — уточняю).
- Около кола - КОЛОКОЛА (медленно).
— Около КОЛА — колокола (быстро).
- Ложечка ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ (медленно — разъясняя),
- ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ ложечка (быстро — уточняя).
Затем можно брать более сложные скороговорки. В чем их сложность? Народ заметил, что наш язык торопится восстановить заданный в начале порядок звуков: «Шел Саша по шоссе и сосал сушку». Так и хочется повторять «ШС, ШС, ШС» вместо необходимого сочетания «ШСШШССССШ». Язык не должен бежать впереди мысли. Вот и подчиняйте воле свою речь. И вторая особенность, подмеченная народом: ударный слог в русской речи выделяется четко и забирает много энергии, после него резко падает активность «говорильного аппарата» (снижается уровень громкости). Вот почему мы часто слышим полслова, не слышим концов фраз и т. д. Надо натренировать навык удерживать уровень громкости произнесения всей фразы до конца. Для тренировки этого навыка народ сочинил скороговорки с большим количеством предударных и заударных слогов в слове: «РасчУвствовавшаяся Варвара расчУвствовала нерасчУвствовав-шегося Вавилу».
Тренируйте этот второй тип скороговорок тоже по принципу медленно-быстро. Предлагаем для тренировки следующие скороговорки:
— Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
— Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
— Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
— Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури турка трубку, не
клюй курка крупку!
— На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора!
— Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
— Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
— Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовывал, да зарапортовался.
— Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
— Осип охрип. Архип осип.
— Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
— Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
— Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича твоего.
— Говорили про Проколукорпенко. Про какого про Проколукорпенко?
Про Проколукорпенко, про Проколукорпенко, про Проколукорпенко твоего.
— Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
— От топота копыт пыль по полю летит.
— Дробью по перепелам да по тетеревам.
— Фрол — прям. Пров — крив (повторять несколько раз).
— Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
Тренируя скороговорки, меняя глаголы действия, отношения, чувства, находя различные приспособления, надо не забывать о звучании голоса.
Упражнение «Распространитель».
Громко, увлеченно распространяйте либретто, стараясь большее количество раз произнести не сбившись:
Либретто — Риголетто! Либретто — Риголетто... Король — Орел! Король — Орел! Король — Орел... Робертино Лоретта! Робертино Лоретта! Робертино Лоретти...
Голос «на подлаивании» летит во все концы зала.
Заключение.
В заключении позвольте подвести некоторые итоги. Итак, основные качества, которые тренируются в упражнениях голосо-речевого тренинга, следующие:
фонационное дыхание (различные виды выдыхания, диктуемые характером речи);
навык «переключения» дыхания, обеспечивающий качественное звучание речи при медленной-быстрой, громкой-тихой, спокойной-экспрессивной речи;
опора звука;
мягкая атака звука;
собранность и звонкость голоса;
нахождение своего «центра» голоса;
укрепление силы голоса;
совершенствование природного тембра;
дикционная четкость;
голосовая гибкость.
Освоение и применение на практике приемов и техники голосо-речевого тренинга благотворно сказывается как на качестве наших театральных постановок, так и помогает детям в учебе, делает их более грамотными и уверенными в себе, прививает любовь и уважение к русскому языку. Воспитанники наших театральных объединений неоднократно становились победителями различных степеней, а также лауреатами городских конкурсов чтецов, лауреатами международных конкурсов в номинации «Художественное слово». В отзывах зрителей на наши спектакли часто звучит благодарность за бережное отношение к русскому языку, сохранение традиций грамотной сценической речи, что было бы невозможно без постоянных занятий голосо - речевым тренингом и осознанного применения его навыков на сценической площадке. Считается, что душа народа сохраняется в его языке. Для того ,чтобы душа нашего народа жила, хочется вслед за А.А.Ахматовой призывать и верить , что «мы сохраним тебя , русская речь, великое русское слово»!