Теоретическая, практическая и методическая подготовка к занятию. Формируемые компетенции:

Формируемые компетенции:

1) способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

2) демонстрация культуры поведения, готовности к кооперации с коллегами, способности работать в коллективе;

3) способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Теоретическая подготовка – см. Приложение 2. (2.1.)

Практическая подготовка – см. Приложение 2. (2.2.)[3]

Методическая подготовка:

Занятие предполагает интерактивную форму обучения – работу в группах, ролевые задания, ролевую игру «Судебное разбирательство».

Участники игры выбирают роли участников судебного процесса и готовятся в соответствии с выбранными ролями.

Анализируются также:

1 – построение аргументации (основной тезис, соотношение рациональной и эмоциональной аргументации, последовательность аргументов, тип и вид аргументов);

2 – ораторские приемы «живой речи».

Литература

Основная

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011.

2. Губаева Т.В. Русский язык в судебных актах: Уч. пособие. – М., 2010.*

3. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: Уч. пособие. – М., 2003.

4. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учебник для вузов. – М., 2011.

5. Ипатова И.С. Практикум по дисциплине «Риторика» для студентов заочной формы обучения. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2014.**

6. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.*

7. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 2009.

8. Шуйская Ю.В. Аргументация в судебной риторике. Уч. пособие. – М., 2008.

Дополнительная

1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. Психология и право. – М., 2007. 2. Бохан В.М. Формирование убеждений суда. – М., 1973.

3. Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. – Тула, 2000.

4. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. Уч. пособие. Серия: Новая университетская библиотека. – М., 2007.5. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. Уч. пособие. Серия: Высшее образование. – М., 2007.

6. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010.

7. Ивин А.А. Теория аргументации. Уч. пособие. – М., 2007.

8. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. Уч. пособие. – М., 2001.

9. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации: Уч. пособие. – М., 2009.

10. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.**

11. Ипатова И.С. Сборник тестовых заданий по дисциплине «Риторика». – Н. Новгород: ПФ РАП, 2013.**

12. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. – М., 2000.

13. Мельниковский М.С. Приемы и методы подготовки адвокатом защиты и осуществление ее в уголовном процессе. – М., 1997.

14. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. – М., 1988.

15. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

16. Радутная Н.В. Особенности воплощения принципа состязательности и равноправия сторон в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. – М., 2003.

17. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации: Уч. пособие. – М., 2009.

18. Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах 19 века. – Тула, 1997.

19. Соболева А.К. Топическая юриспруденция: Аргументация и толкование в праве. – М., 2002.

20. Таранов П.С. Универсальная энциклопедия аргументов. Спорные истины: В 2 т. – М., 2000.

21. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика. – М., 2002.22. Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе. – М., 2000.

Интернет-ресурсы

1. http://www. gramota.ru – справочно-информационный портал«Русский язык»

2. http://www. orator.ru

3. http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал

4. http://www. zhestov.net

ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: «Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию»

Вопросы для обсуждения:

1. Факторы процесса речевого продуцирования.

2. Матрица вопросов Квинтилиана.

3. Языковые средства контакта и воздействия на аудиторию.

4. Группы невербальных средств общения: кинесические, проксемические, просодические, экстра- и паралингвистические – и их характеристика.

5. Элементы звучащей речи.

6. «Говорящие» штрихи к портрету говорящего.

Наши рекомендации