Теоретическая, практическая и методическая подготовка к занятию. Формируемые компетенции:
Формируемые компетенции:
1) способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
2) демонстрация культуры поведения, готовности к кооперации с коллегами, способности работать в коллективе;
3) способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Теоретическая подготовка – см. Приложение 2. (2.1.)
Практическая подготовка – см. Приложение 2. (2.2.)[3]
Методическая подготовка:
Занятие предполагает интерактивную форму обучения – работу в группах, ролевые задания, ролевую игру «Судебное разбирательство».
Участники игры выбирают роли участников судебного процесса и готовятся в соответствии с выбранными ролями.
Анализируются также:
1 – построение аргументации (основной тезис, соотношение рациональной и эмоциональной аргументации, последовательность аргументов, тип и вид аргументов);
2 – ораторские приемы «живой речи».
Литература
Основная
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011.
2. Губаева Т.В. Русский язык в судебных актах: Уч. пособие. – М., 2010.*
3. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: Уч. пособие. – М., 2003.
4. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учебник для вузов. – М., 2011.5. Ипатова И.С. Практикум по дисциплине «Риторика» для студентов заочной формы обучения. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2014.**
6. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.*
7. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 2009.
8. Шуйская Ю.В. Аргументация в судебной риторике. Уч. пособие. – М., 2008.
Дополнительная
1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. Психология и право. – М., 2007. 2. Бохан В.М. Формирование убеждений суда. – М., 1973.3. Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. – Тула, 2000.
4. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. Уч. пособие. Серия: Новая университетская библиотека. – М., 2007.5. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. Уч. пособие. Серия: Высшее образование. – М., 2007.6. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010.
7. Ивин А.А. Теория аргументации. Уч. пособие. – М., 2007.8. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. Уч. пособие. – М., 2001.
9. Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации: Уч. пособие. – М., 2009.
10. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.**
11. Ипатова И.С. Сборник тестовых заданий по дисциплине «Риторика». – Н. Новгород: ПФ РАП, 2013.**
12. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. – М., 2000.
13. Мельниковский М.С. Приемы и методы подготовки адвокатом защиты и осуществление ее в уголовном процессе. – М., 1997.
14. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. – М., 1988.
15. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
16. Радутная Н.В. Особенности воплощения принципа состязательности и равноправия сторон в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. – М., 2003.
17. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации: Уч. пособие. – М., 2009.18. Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах 19 века. – Тула, 1997.
19. Соболева А.К. Топическая юриспруденция: Аргументация и толкование в праве. – М., 2002.20. Таранов П.С. Универсальная энциклопедия аргументов. Спорные истины: В 2 т. – М., 2000.
Интернет-ресурсы
1. http://www. gramota.ru – справочно-информационный портал«Русский язык»
2. http://www. orator.ru
3. http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал
4. http://www. zhestov.net
ЗАНЯТИЕ 2.
Тема: «Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию»
Вопросы для обсуждения:
1. Факторы процесса речевого продуцирования.
2. Матрица вопросов Квинтилиана.
3. Языковые средства контакта и воздействия на аудиторию.
4. Группы невербальных средств общения: кинесические, проксемические, просодические, экстра- и паралингвистические – и их характеристика.
5. Элементы звучащей речи.
6. «Говорящие» штрихи к портрету говорящего.