Модульная контрольная работа № 2
Модульная контрольная работа № 2
по курсу «Деловое общение»
Вариант
Вопрос № 1. Сделайте сравнительный анализ точек зрения авторов современных учебников по риторике на сущность понятий “цель и задача речи”.
Вопрос № 2. . Какие формы уклонения от тезиса в ораторской практике вам известны?
Вопрос № 3. Охарактеризуйте виды совещаний, существующих в теории менеджмента.
Задание № 1. Прочитайте речь учителя Мельникова из повести Г. Полонского «Доживем до понедельника». Можно ли считать ее информационной (объяснением нового материала)? Почему? Как бы вы определили задачу (и сверхзадачу) речи учителя?
Батищев: Вместо решительных действий Шмидт посылал телеграммы Николаю Второму, требовал от него демократических свобод. Власти успели опомниться, стянули в Севастополь войска, и крейсер “Очаков” был обстрелян и подожжен. Шмидта казнили. Он пострадал от своей политической наивности и близорукости.
Мельников: Бедный лейтенант Шмидт! Если бы он мог предвидеть этот посмертный строгий выговор. То и дело слышу: “Жорес не понимал...”, “Герцен не сумел...”, “Пестель наивно считал...”, “Лев Толстой недопонял...”. Словно в истории орудовала компания двоечников...
Батищев: В учебнике о нем строчек пятнадцать, не больше...
Мельников: Пятнадцать строчек... А ведь это немало. От большинства людей, как ни трагично, остается только тире между двумя датами... Что же это был за человек - лейтенант Шмидт Петр Петрович? Русский интеллигент. Умница. Артистическая натура! Он пел, и превосходно играл на виолончели, и рисовал. Все это не мешало ему быть профессиональным моряком, храбрым офицером. И еще Шмидт - зажигательный оратор, его слушали, открыв рты. А все-таки главный его талант - это способность ощущать чужое страдание более остро, чем собственное. Редкий, конечно, дар... даже странный, на современный взгляд. Но это именно те дрожжи, на которых поднимались в нашем отечестве лучшие люди. Праведники, как их народ называл.
Петр Петрович Шмидт был противником кровопролития. Как Иван Карамазов у Достоевского, он отвергал всеобщую гармонию, если в основание ее положен хоть один замученный ребенок. Хотя по типу личности он не на Ивана, а на Алешу Карамазова больше похож. Все не верил, не хотел верить, что язык пулеметов и картечи - единственно возможный язык переговоров с царем. Бескровная гармония! Разумная договоренность всех заинтересованных в благе России. Наивно? Да. Ошибочно? Да! Но я приглашаю Батищева и всех вас не рубить с плеча, а прочувствовать высокую себестоимость этих ошибок! (Батищеву) Послушай, Костя... Вот началось восстание. И не к Шмидту - к тебе приходят матросы, которым до того ты очень убедительно говорил об их правах, о том, что вечное терпение - коровья добродетель, о том, что люди обязаны мечтать и приближать к мечте свою жизнь... словом, прекрасно ты говорил об идеалах свободы и демократии. Матросы приходят и объявляют тебе: мы начали, ты будил нас не зря, ступай, командуй нами. А ты знаешь, что бунт обречен. Ваш единственный крейсер - без брони, без артиллерии, со скоростью 8 узлов - не выстоит. Как тебе быть? Оставить матросов одних под пушками адмирала Чухнина? Или идти и возглавить мятеж и стоять на мостике под огнем и почти наверняка погибнуть.
Батищев: Без всяких шансов на успех? А какой смысл?
Мельников: Шмидт сам объяснил это в последнем слове на военном суде. Так объяснил, что даже его конвоиры, эти два вооруженных истукана, ощутили себя людьми и отставили винтовки в сторону. Книга называется “Подсудимые обвиняют”, тут есть эта его речь. А сложный Пастернак передал логику Шмидта совсем просто:
Все отшумело. Вставши поодаль / Чувствую всею силой чутья: / Жребий завиден. Я жил и отдал / Душу свою за други своя... / А вы говорите - пятнадцать строчек...
Задание № 2. Прочитайте текст, вычлените тезис. Проанализируйте причины уклонения от тезиса. Помогите, если возможно, выступающему отредактировать текст.
- Ну-с... Расскажи нам, что тебе известно о Вятской губернии.
- Вятская губерния, - сказал Челноков, - отличается своими размерами. Это одна из самых больших губерний России... По своей площади она занимает место, равное... Мексике и штату Виргиния... Мексика - одна из самых богатых и плодородных стран Америки, населенная мексиканцами, которые ведут стычки и битвы с гверильясами. Последние иногда входят в соглашение с индейскими племенами шавниев и гуронов, и горе тому мексиканцу, который...
- Постой, - сказал учитель, выглядывая из-за журнала. - Где ты в Вятской губернии нашел индейцев?
- Не в Вятской губернии, а в Мексике.
- А Мексика где?
- В Америке.
- А Вятская губерния?
- В... Рос...сии.
- Так ты мне о Вятской губернии и говори.
- Кгм! Почва Вятской губернии имеет мало чернозему, климат там суровый и потому хлебопашество идет с трудом. Рожь, пшеница и овес - вот что, главным образом, может произрастать в этой почве. Тут мы не встретим ни кактусов, ни алоэ, ни цепких лиан, которые, перекидываясь с дерева на дерево, образуют в девственных лесах непроходимую чащу, которую с трудом одолевает томагавк отважного пионера Дальнего Запада, который смело пробирается вперед под немолчные крики обезьян, разноцветных попугаев, оглашающих воздух...
- Одного из них я слышу. К сожалению, о Вятской губернии он ничего не рассказывает. (А. Аверченко)
Задание № 3. Представьте себе образ аудитории, перед которой состоялось следующее выступление. Как вы думаете, какую характерную черту аудитории оратор считает для себя наиболее важной?
Дамы и господа! Прежде чем я решился выступить перед вами, я спросил себя, не покажется ли странным и дерзким, что филистер, выражаясь на студенческом жаргоне, предстанет перед студентами, чтобы поучать их, достигших известной высоты образования, которая не доступна нашей братии. Но с другой стороны, я не мог не сознаться, что в данном случае речь идет о вопросе, в котором я, возможно, более сведущ, чем некоторые из студентов, и поэтому было бы вполне уместным прочесть этот доклад. Я не мечтаю покорить вас сразу и сделать настоящими социал-демократами. Конечно, я был бы рад, если бы мне удалось убедить большую часть из вас в справедливости социал-демократических идей и в необходимости осуществления социал-демократического идеала. Но гораздо важнее для меня убедить вас в необходимости заняться социалистическим движением и социализмом вообще, отвлечься от узкого круга занятий студента, оглядеться и понять, что то, что вам чаще всего говорили о социализме и социал-демократии, основано в очень большой степени на преувеличении, непонимании и незнании движения или же на злонамеренности... (Август Бебель)
Модульная контрольная работа № 2
по курсу «Деловое общение»
Вариант
Вопрос № 1. Концепция и тема речи. Перечислите требования, предъявляемые в риторике к формулированию темы речи.
Вопрос № 2. В чем состоит специфика функции планирования?
Вопрос № 3. Опишите методику подготовки к производственному совещанию.
Задание № 1. К какому жанру (этот жанр вы рассматривали, когда делали конспект)принадлежит следующая речь? Почему? (укажите признаки жанра).
А.С. Пушкин О полемике
Некоторые журналы, обвиненные в неприличности их полемики, указали на князя Вяземского, как на начинщика брани, господствующей в нашей литературе. Указание неискреннее. Критические статьи кн. Вяземского носят на себе отпечаток ума тонкого, наблюдательного, оригинального. Часто не соглашаешься с его мыслями, но они заставляют мыслить. Даже там, где его мнения явно противоречат нами принятым понятиям, он невольно увлекает необыкновенною силою рассуждения и ловкостью самого софизма. Эпиграмматические же разборы его могут казаться обидными самолюбию авторскому, но кн. Вяземский может смело сказать, что личность его противников никогда не была им оскорблена; они же всегда переступают черту литературных прений и поминутно, думая напасть на писателя, вызывают на себя негодование члена общества и даже гражданина. Но должно ли на них негодовать? Не думаем. В них более извинительного незнания приличий, чем предосудительного намерения. - Чувство приличия зависит от воспитания и других обстоятельств. Люди светские имеют свой образ мыслей, свои предрассудки, непонятные для другой касты. Каким образом растолкуете вы мирному алеуту поединок двух французских офицеров? Щекотливость их покажется ему чрезвычайно странною, и он чуть ли не будет прав.
Доказательством, что журналы наши никогда не думали выходить из границ благопристойности, служит их добродушное изумление при таковых обвинениях и их единогласное указание на того, чьи произведения более всего носят на себе печать ума светского и тонкого знания общежития.
Задание № 2. Прочитайте риторические тексты, вычлените тезис в каждом из них. Проанализируйте причины уклонения от тезиса. Помогите, если возможно, выступающему отредактировать текст.
Буржуазная пропаганда провозглашает: "У нас полная свобода: хочешь - голосуй за коммуниста, хочешь - выбирай защитника капиталистической системы". Вот и "великий американец" Авраам Линкольн был сыном плотника - не преминут напомнить буржуазные идеологи. Лживость подобной аргументации становится очевидной, как только мы обратимся к реальным фактам той же американской действительности. Говорят, что Авраам Линкольн, баллотируясь в палату представителей, затратил на всю предвыборную кампанию 75 центов, выставив избирателям бочку сидра. Сегодня это вспоминают, как исторический курьез. Ныне, чтобы попасть в Капитолий, а тем более в Белый дом, нужны сотни тысяч, миллионы долларов. В век авиации, телевидения, тотальной рекламы они уходят на то, чтобы насыщать реактивные двигатели специальных лайнеров, закупать время в эфире, содержать огромный штат помощников - От сочинителей речей до специалистов по дикции и жестикуляции... ( Е.А. Ножин)
Задание № 3. Представьте себе образ аудитории, перед которой состоялись следующие выступления. Как вы думаете, какую характерную черту аудитории оратор считает для себя наиболее важной?
В жизни любому человеку, где бы он ни находился и ни работал, предоставлена буквально безграничная возможность приносить людям добро. Помочь старику перейти в опасном месте шумную автомагистраль, пропустить вперед в очереди женщину с ребенком или инвалида, уступить им место в транспорте, подать руку прохожему на обледенелом тротуаре, сказать сердечное слово ободрения удрученному товарищу, заслонить от наскоков уличного хулигана девушку, сходить в аптеку за лекарством для занемогшего соседа, разделить чье-то горе и подставить свое плечо в чьем-то несчастье - поистине нет числа случаям, предоставляемым нашим пестрым и разнообразным бытием, когда один человек может и должен оказать услугу другому! Главное - не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости явно нуждается в вашей помощи: ведь завтра в его положении можете оказаться вы сами. Как ни скромно сделанное вами доброе дело, оно оставит приятный след прежде всего в собственной вашей душе и принесет вам ни с чем не сравнимое чувство нравственного удовлетворения. (В. Ткаченко)