РАЗДЕЛ III. Риторика и современное гуманитарное знание
Глава 5. Неориторика
Преданная забвению до середины XX в., ныне риторика переживает свой расцвет. Можно сказать, что риторика как научная и учебная дисциплина находится в центре лингвистического, гуманитарного поиска. Это связано с тем, что уже в конце ХIХ в. особым вниманием стала пользоваться речь как объект исследования. Впервые разграничил понятие языка и речи Ф. де Соссюр, в дальнейшем интерес к изучению речи, речевой деятельности привел к возникновению новых наук и научных теорий. Так родились функциональная стилистика, социолингвистика, психолингвистика, психология речи, были разработаны теория языковой личности и теория коммуникации и другие.
В русле подобных исканий в ХХ в. сформировалась неориторика, включающая различные направления риторического поиска. Она сложилась первоначально как попытка применить лингвистические методы к анализу художественного текста, чтобы создать теоретическую поэтику. В результате был описан универсальный механизм создания текста, в том числе и риторического.
В рамках неориторических исследований была создана теория аргументации, опирающаяся на специфическую природу риторических умозаключений (в отличие от логических). Ее автор – профессор, преподаватель логики и философии Брюссельского университета Х. Перельман. Эту теорию комментирует Н.А. Безменова. Риторические аргументы «пристрастны», цель применения этих аргументов - убедить аудиторию принять определенное мнение. Эта теория воедино связывает такие основные понятия, как оратор, аудитория и аргументация. Она описывает технику ораторской аргументации, выбор речевых средств, которые варьируются в зависимости от цели выступления, а также от типа аудитории. Главное отличие риторической аргументации от логической заключается в том, что логические умозаключения строятся на формализованной основе, где нет места многозначности, а риторика принципиально базируется на богатстве и многообразии естественного языка. Более того, ей противопоказана строгая однолинейность, сухость и рационалистичность. Другое название теории аргументации - логика неформального суждения[71].
Термин «неориторика» употребляется сегодня в двух основных значениях – широком и узком. В широком – это научное направление, которое ведет поиск оптимальных форм, вариантов, алгоритмов общения в современных условиях, изучает процессы порождения и функционирования текстов, рассматривает проблемы речевого воздействия на человека в сфере общения и т.п. В узком смысле это синоним лингвопрагматики, одной из ветвей неориторики.
Для лингвопрагматики важным моментом является раскрытие сущности коммуникации. Коммуникация (от латинского communicatio) есть акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимодействии и требующая взаимопонимания, это акт передачи информации.
Речевая коммуникация, общение с помощью речи, представляет собой сложный многофакторный процесс, который может быть рассмотрен с разных сторон и с разных позиций. В лингвопрагматике основной единицей речевой коммуникации является речевое событие.
Речевое событие – это некий целостный коммуникативный процесс, имеющий свою форму, структуру и границы. Он может включать в себя разное количество участников, может быть более или менее протяжённым во времени, носить официальный или бытовой характер. Например, вузовская лекция, дружеская беседа, заседание кабинета министров, разговор врача и пациента, научная конференция – всё это речевые события. Как видим, в речевом событии есть участники, есть их речь, есть речевая ситуация – условия, в которых происходит общение. Содержание и форма речи, то есть то, что и как говорится, принято называть потоком речевого поведения.Структура речевого события представлена в следующей схеме:
Схема 1
Речевое событие | |||||
поток речевого поведения | речевая ситуация |
В потоке речевого поведения выделяютдискурс –звучащее слово в единстве его значения и акустического оформления. Дискурс сопровождается жестово-мимическим и пространственным поведением людей. Это отражено на следующей схеме:
Схема 2
Поток речевого поведения | |||||||||||||
вербальное, т.е. словесное поведение (смысл слова) | акустическое поведение (громкость, высота тона, интонация) | жестово-мимическое поведение (мимика, взгляд, жесты) | пространственное поведение (положение в пространстве) | ||||||||||
Главными элементами речевой ситуации являются её участники и отношения между ними. Говорящий и слушающий (адресат) в условиях монолога, диалога и полилога по-разному реализуют своё право на речь. Во время лекции говорит только преподаватель, студент участвует в общении, осмысляя материал, мысленно соглашаясь или не соглашаясь с преподавателем.
В диалоге говорящий и слушающий передают друг другу «право голоса». При этом общение между ними может быть различным, что определяется прежде всего разными социальными ролями.
Так, диалог одного и того же человека может быть совершенно иным по форме и содержанию в ситуации «сын – отец», «студент – преподаватель», «студент – сокурсник», «студент – декан» и т.п. Вместе с тем внутри одних и тех же социальных ролей вполне реальны прямо противоположные речевые роли, которые зависят от отношений между участниками коммуникации – от дружеских до враждебных.
Не менее важным элементом речевой ситуации является цель говорящего, тот результат, который он хочет получить от своей речи: убедить в своём мнении, вызвать сочувствие, поддержать друга, объяснить свой поступок, узнать что-то новое, поговорить «по душам», себя показать и т.п.
И, конечно, во многом определяет речевую ситуацию обстановка, в которой она протекает. Результат общения может быть прямо противоположным ожидаемому, если вы обратитесь к человеку с просьбой в неподходящий момент.
Структура речевой ситуации представлена на схеме:
Речевая ситуация | |||||||||||||
участники ситуации (говорящий и слушающий) | отношения между участниками общения | цели (намерения) участников общения | условия и обстоятельства коммуникации | ||||||||||
Анализ структуры речевого события подводит нас к мысли о том, что речь – это не просто слова, это речевые поступки, речевые действия, которые направлены на адресата и определяются целью (намерением) говорящего. Это основная идея лингвопрагматики, изучающей использование языка как инструмента воздействия на другого человека.
А.К. Михальская описывает типы дискурса в зависимости от типов речевых действий.
Таблица 1
Типы дискурса
Цель говорящего (речевое намерение) | Тип речевого акта (речевого действия) | Тип речи (дискурса) |
1.Сообщить, информировать | Сообщение информации | Информирующий |
2.Высказать и доказать своё мнение | Убеждение | Аргументирующий |
3.Побудить к действию | Побуждение | Агитирующий |
4.Обсудить проблему с помощью партнёра, найти вместе с ним истину | Поиски смысла | Эвристический |
5.Выразить своё видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного | Оценка (похвала и порицание) | Эпидейктический |
6.Доставить удовольствие себе и партнёру самим процессом речевого общения как таковым | Игровые речевые акты | Гедонистический (от греческого hedomai-радуюсь) |
7.Выразить и возбудить эмоции, предложить свою эмоциональную картину мира | Эмотив | Поэтический Художественный |
А.К. Михальская при этом обращает внимание на то, что в реальной речи каждый из выделенных основных речевых типов речи (дискурсов) соотнесён с несколькими типами речевых действий (речевых актов), которые в нём осуществляются. Так, эпидейктическая речь, основная цель которой - выразить свое видение добра и зла, оценить предмет речи, в то же время может развлекать слушателей, и информировать их, и убеждать. Но всё же какая-то цель, ради которой и была предпринята речь, преобладает[72].
Итак, речевой акт (речевое действие, речевой поступок) – основная единица речевого поведения человека, которая реализует одно речевое намерение говорящего и служит для достижения определённого результата.
Эффективность речевой коммуникации связана с нашим умением понять другого человека, разгадать его истинное речевое намерение по его поведению и по его словам. Для того чтобы коммуникация была эффективной, все элементы речевой коммуникации (речевого события) – и поток речевого поведения, и речевая ситуация – должны соответствовать друг другу, составлять гармоническое единство, то есть прежде всего должен исполняться принцип гармонии речевого события.
Этот принцип означает, что все элементы речевого события (как определённой целостности) соразмерны и уравновешенны, определяют друг друга. Если говорящий не учитывает особенности речевой ситуации, в частности взаимоотношения между участниками, их социальные роли, или их возраст, или их интересы, он неизбежно нарушит принцип речевой гармонии, создаст помехи в коммуникации.