Словарь основных понятий и терминов по юридической риторике
АВТОРСКИЕ РЕМАРКИ - средства для перехода в ораторской речи, выражения, привлекающие внимание к тому, о чем будет сказано, поясняющие порядок изложения, основные цели речи или задачи, решаемые оратором в данной части речи.
АНАЛОГИЯ (гр. analogia) - 1) сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями или понятиями. 2) Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.
АНТИТЕЗА (гр. antitesis - противоположение) - стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, напр.: Великий человек на малые дела (Даль).
АПЕЛЛЯЦИЯ (лат. appellatio - обращение, жалоба) - 1) обжалование какого-л. постановления в высшую инстанцию. 2) Одна из форм обжалования судебного решения в вышестоящий суд, который имеет право пересмотреть дело по существу. 3) Обращение за советом, поддержкой.
АРГУМЕНТ (лат. argumentum) - логический довод, служащий основанием доказательства.
АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. argumentatio) - приведение доводов, аргументов; совокупность аргументов в пользу чего-л.
АУДИТОРИЯ (лат. auditorium) - 1) помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся семинары и т.п. 2) Слушатели лекции, доклада и т.п.
АФОРИЗМ (гр. aphorismos) - законченная мысль, выраженная сжато и емко; изречение.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ – одно из главных коммуникативных качеств речи; это такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей, облегчают им восприятие, запоминание и логическую переработку материала речи оратора, содержащихся в ней рассуждений, фактов, сведений о фактах (доказательств), вызывают у них положительные эмоции и чувства, активизируют их логическое и образное мышление, воображение, логическую и образную память.
ГИПЕРБОЛА (гр. hyperbole) - фигура речи, состоящая в заведомом преувеличении, усиливающем выразительность, напр.: Я не видел вас сто лет.
ГРАДАЦИЯ (лат. gradatio – постепенное повышение) – стилистическая фигура, заключающаяся в последовательно нагнетании или, наоборот, ослаблении метафор, эпитетов, сравнений и т.п. выразительных средств художественной речи, напр.: При одном предположении подобного случая вы бы должны были …испустить ручьи…, что я говорю! реки, озера, океаны слез! (Ф.М. Достоевский).
ДЕДУКЦИЯ (лат.deductio - выведение) - логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам.
ДЕМОНСТРАЦИЯ (лат. demonstratio - показывание) - наглядный способ ознакомления слушателей с каким-л. явлением, предметом; публичный показ.
ДИАЛОГ (гр. dialogos) - разговор между двумя или несколькими лицами.
ДИАЛОГИЗАЦИЯ РЕЧИ – композиционно-стилистический прием в ораторской речи, состоящий из введения в монологическую речь элементов диалога (реплик, вопросов, прямой речи, цитат и пр.).
ДОВОДЫ (аргументы, основания) - мысли или положения, истинность которых уже проверена.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-л. суждения с помощью других положений, истинность которых уже установлена.
ЖЕСТЫ - система различного рода телодвижений, особенно движений рук, как часть коммуникативного акта и как предмет кинесики.
ИМПРОВИЗАЦИЯ (лат. improvisus - неожиданный, внезапный) - сочинение стихов, музыки и т.п. в момент исполнения; то, что создано таким образом; выступление с чем-л., не подготовленным заранее.
ИНВЕРСИЯ (лат. inversio – перестановка, переворачивание) – перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов, напр.: Произнесли свои речи адвокаты, очень разные речи (ср.: Произнесли свои очень разные речи адвокаты).
ИНДУКЦИЯ (лат. inductio - выведение) - логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare - громко произносить) - ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; интонация слов - тон и манера произношения слова, выражающие в русском языке чувство, отношение говорящего к предмету речи; интонация предложений - ритмико-мелодический строй предложения (вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация).
ИРОНИЯ (гр. eironeia) - троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки; насмешка, нарочито облеченная в форму положительной характеристики или восхваления.
КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio) - сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания.
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ (лат. communicatio – сообщение, передача) – свойства речи, обеспечивающие общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности в наиболее эффективной форме.
КОМПОЗИЦИЯ - строение, соотношение и взаимное расположение частей.
КОНСТАТАЦИЯ (лат. constat - известно) - установление несомненности, наличия чего-л.
КОНТАМИНАЦИЯ (лат. contaminatio - смешение) - лингв. возникновение нового слова или выражения в результате смешения частей двух слов или выражений, а также слово или выражение, возникшее таким образом, напр.: неправильное выражение «играть значение» есть результат смешения «играть роль» и «иметь значение».
КОНТЕКСТ (лат. contextus - тесная связь, соединение) - законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ – один из способов передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи: чужая речь в форме косвенной оформляется как придаточная часть при глаголе речи (сказать и др.) из главной части сложного предложения, напр.: Он сказал, что хочет видеть ее часто.
КРАСНОРЕЧИЕ - 1) дар хорошо и красиво говорить. 2) То же, что риторика.
КУЛЬТУРА РЕЧИ - степень соответствия нормам орфоэпии, словоупотребления и т.п., установленным для данного языка; способность следовать лучшим образцам в своей индивидуальной речи.
ЛЕКСИКА (гр. lexikos - словесный) - 1) вся совокупность слов, входящих в состав какого-л. языка или диалекта. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи, также в связи с данной сферой ее применения.
ЛОГИКА (гр. logike) - 1) наука о законах и формах мышления. 2) Ход рассуждений, умозаключений. 3) Разумность, внутренняя закономерность.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - законы правильного мышления, отображение в мозгу человека связей и закономерностей объективного мира.
ЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. К определению предъявляется требование строго и четко раскрыть сущность предмета или явления.
МЕТАФОРА (гр. metaphora - перенос) - вид тропа: оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения, напр.: шелковые ресницы, ситец неба.
МИМИКА (гр. mimikos - подражательный) - 1) движения лицевых мышц, выражающие внутреннее душевное состояние. 2) Искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.
МОНОЛОГ (гр. monologos) - в отличие от диалога оформление речи как обращенной прежде всего к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию собеседника.
НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ – особый прием повествования, при котором речь ведется от лица выступающего, но общее содержание высказывания (по лексике, словоупотреблению, синтаксису) как бы переносится в область мышления и речи «цитируемого» персонажа.
ОППОНЕНТ (лат. opponens (opponentis) - возражающий) - 1) лицо, выступающее с критикой доклада, диссертации и т.п. 2) Противник в споре.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ как логический прием есть доказательство неистинности, ложности тезиса, это как бы доказательство с обратной целью.
ОРАТОР (лат. orator - говорить) - тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.
ОРФОЭПИЯ (гр. orthos правильный + epos речь) - 1) раздел фонетики, занимающийся изучением норм литературного произношения. 2) Соблюдение правил литературного произношения.
ПАРАДОКС (гр.paradoxos - неожиданный, странный) - 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу. 2) Неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - связь между отдельными образами, мотивами и т.п. в произведении речи, выражающаяся в одинаковом расположении сходных элементов; одинаковое расположение сходных членов предложения в двух или нескольких смежных предложениях.
ПАРОНИМЫ - слова, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут либо ошибочно, либо каламбурно использоваться в речи, напр.: «представился» вместо «преставился».
ПАУЗА (лат. pausa) - краткий перерыв в речи, в работе и т.д.
ПЕРИОД (гр. periodos - обход, круговращение) - лингв. сложное синтаксическое построение, при чтении распадающееся по интонации на две (или более) части.
ПЕРИОД ЛОГИЧЕСКИЙ - цельное логическое рассуждение, по структуре одинаковое с умозаключением (в нем представлено какое-либо положение и аргументы, обосновывающие это положение).
ПЕРИОД ОРАТОРСКИЙ – цельное рассуждение, не содержащее логического умозаключения.
ПОЛЕМИКА (гр. polemikos - воинственный, враждебный) - спор в пе-чати, на собрании и т.д. по какому-л. вопросу, в процессе обсуждения чего-л.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ – дословная передача чужого высказывания с сохранением всех его особенностей.
ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ - речь, обращенная к многочисленной аудитории и потому требующая особых качеств произнесения, то есть широкого использования сверхсегментных средств, обеспечения определенной и равномерной громкости речи, особого синтаксического построения и т.п.
РЕЗЮМЕ (фр. resume) - краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-л.
РЕПЛИКА (фр. replique) - возражение, ответ, замечание на слова говорящего, собеседника.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии, физики и др. 2) Язык как социальный продукт речевой способности, как сложение совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта. 3) Речь индивида, индивидуальная речь.
РИТМ РЕЧИ (гр. rhythmos) - равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в произведении речи.
РИТОРИКА (гр.rhetorike) - теория выразительной речи, изучающая наиболее эффективные способы ее построения.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - прием ораторской речи: утверждение в форме вопроса.
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи, ее действенности.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ - определение, имеющее целью не прояснить смысл понятия, а подчеркнуть те аспекты, которые усиливают желаемый убеждающий эффект.
СЛОВЕСНОСТЬ - творчество, выражающееся в устном и письменном слове.
СОФИЗМ (гр. sophisma) - ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.
СОФИСТ - человек, пользующийся софистикой.
СОФИСТИКА - применение в споре или в доказательствах софизмов; словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.
СРАВНЕНИЕ - фигура речи, состоящая в уподоблении одного предмета другому, у которого предполагается наличие признака, общего с первым, напр.: черные, как уголь, тучи.
СТИЛИСТИКА - раздел языкознания, в задачи которого входит изучение разных стилей и изучение экспрессивно-эмоционально-оценочных свойств различных языковых средств.
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА - оборот речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.
СТИЛЬ - одна из дифференциальных разновидностей языка, языковая подсистема с своеобразным словарем, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающаяся от других разновидностей в основном экспрессивно-оценочными свойствами составляющих ее элементов и обычно связанная с определенными сферами употребления речи.
ТАВТОЛОГИЯ (гр. tauto то же самое + logos слово) - повторение того же самого другими словами, напр.: самый наилучший.
ТЕЗИС (гр. thesis) - 1) положение, истинность которого должна быть доказана. 2) Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п.
ТОПОСЫ (или общие места) – ценностные суждения, принимаемые как оратором, так и аудиторией.
ТРОП - стилистический перенос названия, употребление слова в переносном (не прямом) его смысле в целях достижения большей художественной выразительности.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, представляющая собой логический способ получения из одного или нескольких суждений нового, выводного суждения. Умозаключение состоит из посылок (исходных суждений), заключения (нового суждения) и вывода (логического перехода от посылок к заключению).
ФАКТ (лат factum – сделанное) – действительное, реальное событие, истинное происшествие; юридический факт – достоверное знание, истинность которого доказана; с точки зрения риторики, факт - изображенное в слове деяние определенного лица или группы лиц, совершенное в определенном месте, в определенное время, при определенных обстоятельствах, определенным образом и средствами и повлекшее за собой значимые последствия.
ФРАЗА (гр. phrasis выражение, оборот речи) - законченный оборот речи, предложение.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ - устойчивое сочетание слов, обозначающее нечто целое по смыслу, напр.: бить баклуши (бездельничать), попасть впросак (оказаться в неловком положении).
ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio) - выразительно-изобразительные качества речи, отличающие ее от обычной (или стилистически нейтральной) и придающие ей образность и эмоциональную окрашенность.
ЭКСПРОМТ (лат. expromptus - находящийся в готовности, имеющийся под рукой) - небольшое стихотворение, муз. произведение, короткая речь и т.д., созданные сразу, в момент произнесения, исполнения; экспромтом - без подготовки, внезапно, вдруг.
ЭПИТЕТ (гр. epitheton – приложение) – образная характеристика какого-нибудь лица, предмета, явления посредством выразительного метафорического прилагательного. Эпитет как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении; в качестве эпитета могут быть использованы и другие части речи (существительные, глаголы), напр.: серебряные седины, бродяга-ветер.
ЭТИКА (гр. ethica – обычай, нрав) – учение о морали, нравственности, о ее нормах и роли в обществе; совокупная система нравственных правил и норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы.
ЯЗЫКОВАЯ НОРМА - принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида.