Опыт в семейной жизни каждый муж получает в отдельности
Однажды двое приятелей завтракали. Один из них был женат около года, второй – более двадцати лет.
Молодой рассказывает: «На днях я пришёл домой, а жена хочет пойти в кино. Я пришёл усталый и говорю ей, что не хочу никуда идти. Я, говорю, работаю весь день, чтобы прокормить семью. Работа не из лёгких, и, когда придёшь домой, хочется отдохнуть. Не хочу выходить из дома. Разве я не прав?»
Ветеран семейной жизни уныло посмотрел на приятеля:
– Ну и что это был за фильм?
Иногда однозначное понимание высказывания, содержащего умолчание, принципиально невозможно. Таким примером может служить конец романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражён.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружён!
Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… Навсегда. За ним
Довольно мы путём одним
Бродили по свету. Поздравим
Друг друга с берегом. Ура!
Давно б (не правда ли?) пора!
Парцелляция – стилистическая фигура, суть которой заключается в разъединении исходной целостной синтаксической структуры на два интонационно обособленных отрезка – базовую структуру и парцеллят (последних может быть несколько). Расчленение сопровождается интонацией пояснения, на письме этому соответствует знак точки. Важно отметить, что парцелляты жестко закреплены в постпозиции по отношению к базовой структуре: А здесь вовсю воют надписи. Разборчивые. Ключевые, категоричные до наглости. Короткие до очевидности (Р.Рождественский).
Чаще всего в качестве парцеллятов выступают однородные члены или придаточные предложения: Прежде Серёжа не обращал внимания на звёзды, они его не интересовали. Потому что он не знал, что у них есть названье (В.Панова).
По мнению Т.М.Хазагерова, наряду с изображением внезапного нарушения хода мыслей парцелляция, наделяя постпозитивные отрезки большей самостоятельностью, чем в исходной структуре, тем самым усиливает выразительность и создаёт дополнительный смысл.
Парцелляция выполняет две функции: символизирует изменение эмоционального настроя и передаёт неожиданную устойчивую концентрацию мысли на новом предмете, названном в парцелляте: Рядом с ним сидит девушка и наблюдает от нечего делать, как он драит пуговицы. Смуглая. С тёмными, очень густыми даже на вид волосами (А.Рекемчук).
При анализе высказываний, содержащих парцелляцию, необходимо учитывать, что дробление целостной синтаксической структуры подготавливает слушателя к восприятию более важной информации. Таким образом, если текст, репрезентированный парцеллятом, не выполняет такую смысловую нагрузку, применение парцелляции не обосновано и потому является нарушением выразительности речи: Отправился он на охоту. Он сказал, что я буду бороться. С собаками. Гляжу. Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца.
Очень распространённым явлением в современной речевой практике является конвергенция (взаимодействие) риторических приёмов.
Например: Славный «правозащитник» молчал, когда ОМОН ломал кости мирным демонстрантам в Москве в 92 – 93-м, он воды в рот набрал, когда Ельцин растоптал Конституцию и расстрелял Парламент. Ковалёв не издал ни единого звука, когда из Чечни изгнали 300 тысяч русских, и он же изо дня в день голосил, возмущаясь военной операцией против чеченских бандитов (Завтра, 2001, № 17).
В этом тексте резкая отрицательная оценка выражается взаимодействием следующих стилистических приёмов:
градационный синонимический ряд (молчал, воды в рот набрал, не издал ни единого звука);
антитеза (представленный выше синонимический ряд противопоставлен глаголу голосил);
ирония (славный правозащитник);
гипербола (ОМОН ломал кости мирным демонстрантам);
литота (не издал ни единого звука);
метафора(Ельцин растоптал Конституцию);
метонимия(растоптал Конституцию и расстрелял Парламент).
Термин «конвергенция» был введён М.Риффатером, который толковал его как скопление в одном месте нескольких стилистических приёмов [Риффатер: 88].
Все вышеперечисленные способы создания выразительности способны сделать речь яркой и легко запоминающейся, но при их использовании следует соблюдать меру, поскольку злоупотребление тропами и фигурами делает речь искусственной, поэтому необходимо использовать средства создания выразительности с учётом цели и ситуации общения. Не все метафоры, сравнения, перифразы бывают оправданны в контексте. Использование тропов само по себе не является признаком мастерства.
Текст, перегруженный тропами, производит плохое впечатление, кажется напыщенным: Воцарение пушкинской поэзии на престоле русской литературы обогатило её подвижным, контрастным и одухотворённым языком.
Или:
Твоих ночей пленительная дивность
Давно лишила сна невинных дев,
И влажный голос твой вдыхает их наивность,
И рокотом волны мурлычет старый Лев.
Стремление к выразительности речи может послужить причиной незапланированного нарушения других качеств речи. Следует напомнить, что запланированное нарушение может послужить основой образности. Так, например, образное слово не должно нарушать логику текста: Балканы, как солнечный позвоночник, пересекают страну из конца в конец (позвоночник ничего не пересекает! И как он может быть солнечным?!)
Серьёзный недочёт образной речи – противоречивость тропов, представленных синтагмой. При использовании нескольких метафор пишущий должен соблюдать единство образной системы, чтобы тропы, развивая авторскую мысль, дополняли друг друга. Молодая поросль наших фигуристов вышла на лёд[38]. В данном примере структура предложения строится без учета использованной метафоры, что порождает нарушение закона противоречия: поросль не может ходить.
В следующем предложении причина противоречия заключается в объединении двух метафор, которые отсылают к различным объектам реальной действительности, вызывающим различные ассоциации: Ребёнок – чистая доска, на которой внешнее окружение вышивает самые неожиданные узоры. Несогласованность возникающих в результате такого соединения ассоциаций приводит к незапланированному автором комическому эффекту:
Сяду на древний скрипучий диванчик,
Перелистаю семейный альбом...
Только такой незадачливый дачник
В чрево твоё забредет
Летним днём.
Комический эффект может быть вызван и употреблением в качестве компонентов сопоставления названий конкретных жизненных реалий, не существовавших в то время, когда происходили события, находящиеся в центре внимания говорящего: Но Старцев выбирает забвение: «Огонек в душе погас». Как видим, в этой истории любви нет вектора на изменение Старцева. Старцев сам выбирает направление своего движения, как будто переключая каналы на пульте дистанционного управления (о рассказе А.П.Чехова «Ионыч»).
Примером виртуозного анализа художественного текста, в котором нарушена как выразительность, так и другие коммуникативные качества хорошей речи, может служить разбор В.В.Конецким отрывка из очерка А.Проханова.
«Итак, зачин: «Лодки у пирсов черные, распластанно-длинные. Словно броня, окунувшись в море, продлевает гранитные скалы. Уткнулись в каменную грудь угрюмой северной базы. Затуманены льдистым дыханием»
Синтаксис трогать. Не будем. Он. Прерогатива автора. Так. Он выражает. Свою экспрессию. Пройдем по словесам.
Ежели корпуса лодок «затуманены льдистым дыханием», то «черные» уже неточно, ибо корпуса густо заиндевели. Ну, а что такое «распластанно-длинные»? Блинами попахивает… А бывают длинные блины? Не видел. «Распластанными» были броненосцы времен Цусимы – так про них, во всяком случае, можно было выразиться. Но подводные лодки через блинные ассоциации?..
«Словно броня, окунувшись в море, продлевает гранитные скалы». Чья броня? Подводных лодок? Они ее от веку не имели, ибо она им нужна, как кашалоту галоши. И об этом в научно-технический век знают не только дошкольники, но и лесные ежи.
«…окунувшись в море…» Нет в базе моря. База в укромненькой бухте, а сама бухта в заливе, а уж залив – в море, но это – бог с ним. Посмотрим-ка С.Ожегова на «ОКУНУТЬ». «Погрузить в жидкость. Окунуть палец в воду». Итак, броня у А.Проханова способна окунаться в воду и при этом еще и «продлевать гранитные скалы». Смотрим «ПРОДЛИТЬ, ПРОДЛЕВАТЬ, ПРОДЛЕНИЕ – сделать более длительным, увеличить срок чего-н.» Здесь, вероятно, следует ПРОДОЛЖАЕТ. («Эта дорога – продолжение магистрали».)
«Уткнулись в каменную грудь…»
Кабы «уткнулись», то их с мели надо было бы снимать: там приливо-отливы около пяти метров. Ну, а командиров, которые «уткнулись», – под трибунал. «Уткнулись… в грудь… базы». Нет у военно-морских баз ни грудей, ни ляжек. Это у величественного утеса грудь есть, в которую может уткнуться и заночевать там тучка золотая. Это автор ненароком у Михаила Юрьевича позаимствовал.
В двадцати словах – семь зияющих пробоин: пароход давно утонул!»
ПРАКТИКУМ
БОГАТСТВО РЕЧИ
Упражнение 1.
Исправьте предложения, в которых нарушено богатство речи. Как называется такой тип речевой ошибки?
1. Глубина понимания образа поражает своей глубиной до глубины души. 2. Сначала он начал нам угрожать, говорил, что приедет какой-то генерал. 3. В свободное от занятий время мои дети занимаются в кружках. 4. Центральный герой находится в центре внимания. 5. Конфеты «Грильяж медово-ореховый», глазированные шоколадной глазурью. 6. Неконфликтная по натуре, Виктория старательно избегает любых конфликтов. 7. Сергей Евгеньевич мне передал, что прямо перед эфиром звонила ещё одна наша радиослушательница, которая лишь укрепила нас в намерениях укреплять наше Интернет присутствие. 8. Набирается набор на проект «Дом-2». 9. Несколько подростковых групп объединились воедино. 10. Какие последствия это несёт в последующем.11. Я могу совмещать два дела вместе. 12. Мне тоже кажется, что ученики много учатся в неделю. 13. Должны возобладать разум и самообладание. 14. На этом занятии будем заниматься проблемами макроэкономики. 15. При увеличении потребления одного блага уменьшилось потребление другого довольно благополучно. Это мы можем благополучно увидеть на рисунке.
Упражнение 2.
Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, чем тавтология отличается от повторов. Предложите вариант правки.
1. К такому лёгкому костюму куда более подошло бы что-то лёгкое и женственное. 2. Ему вернули деньги, которые он платит за оплату. 3. Ему удалось произвести арест главного главаря. 4. Я обожаю кошек. Многие люди любят кошек. Регулярно проводятся выставки кошек. 5. За 6 часов обычный человек почувствует чувство голода. 6. Тогда запасайтесь лексическим запасом – и вперед! 7. По всему городу установили необычные для нашего города сооружения (металлические конструкции под цветы). 8. Для русского национального характера характерно милосердие и вера в справедливое устройство мира. 9. Мощный увлажнитель обеспечивает коже глубокое увлажнение и ощущение комфорта на весь день. 10. Моя задача – объяснить вам основные исходные основы формообразования. 11. Ответ – это дополнительная информация, уточняющая или дополняющая вопрос. 12. Но в ближайшем будущем, как уверяет руководство «Мегафона», услуги, доступные только в Москве и Санкт-Петербурге, станут доступными и в других регионах. 13. Поделюсь опытом лечения пьянства без ведома пьющего. 14. Все садоводы садоводства «Жарки» должны немедленно сдать деньги на противоклещевую обработку садоводческих владений. 15. В книжном отделе магазина «Стиль» огромное поступление книжных новинок.
Упражнение 3.
Проанализируйте примеры и ответьте на вопрос, к какой группе относятся данные высказывания: примеры вынужденной тавтологии, различные типы нарушений богатства речи или примеры языковой игры?
1. Этот хищник ведёт хищническое существование. 2. Понимаете, Николай, больного Владимира доктор вылечил от болезни, которую вы считали смертельной. 3. Проснувшееся миросозерцание созерцает изо всех сил. 4. Предложение состоит из составляющих его единиц. 5. Организация структуры местного гражданского самоуправления граждан. 6. Можно не иметь практической необходимости в изучении иностранных языков, но изучать их для себя. 7. Остановки на остановочных пунктах по требованию. 8. Однако страховая компания утверждает, что это не страховой случай. 9. Место аварии мы объезжали по объездной дороге. 10. Свободный супермен, гораздо суперменистее, чем супермен, который, совершив очередной подвиг, спешит домой к недовольной супруге. 11. Тогда Иван там прорубает прорубь и ловит там щуку. 12. Что это явление собой являет? 13. На митинг пришли протестовать люди против тех, кто в игре, разыгравшейся вокруг Байкала, поставил на чёрное. 14. Ты белой краской окно покрась: в комнате светлее будет. 15. Помидоры с мясистой мякотью на 1-2 минуты опустить в кипящую воду, охладить в холодной и сразу снять кожицу. 16. Это был пропитанный всеми туманами Лондона лондонец. 17. В любом автомобильном журнале вы можете найти информацию об этой марке автомобиля. 18. Ошибки могут возникать из-за двусмысленности, возникающей из-за недостаточности контекста.19. В связи с этим, целью дипломного проекта стало проектирование цеха по производству кваса. 20. Как различается на письме написание частиц, союзов и предлогов? 21. Ещё раз для тех, кого не было, я объявляю объявление. 22. Самое эпатажное издательство России продолжает свое дело – эпатирует читателя. 23. И вот сегодня это знаменательное событие освещает Анна Сергеева. 24. Растущему организму для полноценного роста необходимы витамины и минералы. 25. В этом виде жиры откладываются в виде жировых отложений. 26. В данной дипломной работе материалом для исследования будут служить исследования различных авторов в области лидерства, а также практический материал.
Упражнение 4.
Найдите примеры, нарушающие богатство речи, проанализируйте их и ответьте на вопрос, чем клише отличается от штампа?
1. Лавочка полностью оккупирована представительницами прекрасного пола, стульчики – практически все свободны. 2. «Нам уже по 17 лет», – демонстрируют юридическую образованность подружки и растворяются в ночи. 3. В связи с недопоступлением средств в доход федерального бюджета за прошедший период текущего года сложилась критическая ситуация с финансированием расходов, предусмотренных бюджетом. 4. На протяжении последних лет именно эта городская магистраль держит пальму первенства по дорожно-транспортным происшествиям. 5. Таким образом, перед нами плод коллективного творчества. 6. Строительство нового моста в Иркутске задерживается из-за недостатка федерального финансирования. 7. Сотрудники милиции находились в режиме ожидания, пока не поступил приказ. 8. 11 ноября в культурной жизни района произошло знаменательное событие: в поселке Атагай открылся центр славянской культуры. 9. За рубежом их начинали использовать на переднем крае медицины для укрепления стенок капилляров. 10. Совершено покушение на представителя городской администрации. 11. Ты со свежей головой начнешь штурмовать эту крепость. 12. Поликлиника сделана по последнему слову техники, даже система отопления автоматизирована. 13. Между тем если вопросы правильной речи достаточно подробно освещены в учебной литературе, то этого нельзя сказать о проблемах выразительной речи. 14. Перед его глазами встали картины этого удивительного города будущего. Мелькнули одухотворенные лица спортсменов, марширующих стройными рядами по проспекту Мира. 15. Эти удивительные герои читали книги, в которых были напечатаны выдающиеся произведения литературы. Им навстречу двигались легендарные летчики в экзотических комбинезонах, сделанных лучшими модельерами.
Упражнение 5.
Охарактеризуйте данные высказывания с точки зрения соблюдения / нарушения богатства речи. Там, где это необходимо, предложите свой вариант правки.
1. По лугу галопом неслись всадники: впереди, на мощном вороном жеребце, по-жокейски оттопырив локти, скакал, а точнее, летел по воздуху некто в широкополой американской шляпе; следом догонял иноходью белый мундир с золотыми плечами; потом дружной стаей поспешал на рысях десяток казаков, а позади всех, порядочно отстав, подпрыгивал в седле какой-то несусветный господин в котелке и длинном рединготе (Б.Акунин). 2. За прошедшие сутки в городе, особенно в городских садоводствах, на удивление горожанам произошло много пожаров. 3. Об этом (о заимствовании новых слов. – О.М., О.К.) писал Владимир Даль, сокрушаясь о том, что за французским словом «серьёзный» исчезают оттенки русского восприятия серьёзности: чинный, степенный, дельный, внимательный, озабоченный, вдумчивый, нешуточный и ещё десятки других. 4. От людей, которых я считаю выдающимися аналитиками, я получил едва ли не упрёк в том, что, предлагая такую версию развития событий, этим могу надоумить неких недоумков из числа наших врагов… 5. Мы взяли на себя эту ответственность и за эту ответственность мы будем отвечать. 6. Третий этаж! Вымойте свой этаж! Как не стыдно???!!! (объявление в подъезде). 7. Не держи камень за пазухой, лучше сделай из него картину (о картинах из камня). 8. Он сотворил эту тварь, чтобы претворить в жизнь свои идеи. 9. На смене веков сменилось государственное устройство, радикально пересмотрены и приняты новые экономические и социальные отношения, нам пришлось учиться тому, что многие годы попросту отрицалось как неприемлемое. 10. А ведь человечность, высокий дух, говорят нам письма, одно и, быть может, главное составляющее Победы. Победы, в которой мы, часто заражённые пораженческим настроением, и сегодня нуждаемся. 11. Пряник от «Падун-хлеба» – самый отпадный пряник. 12. В дзэн-буддизме путь человека – это движение от невежества к просветлению, двигаясь по которому, человек освобождается от самости. 13. Людям, сделавшим себе имя, все дни именины. Ну, а именины безымянных – это как перчатки для безрукого. 14. А сейчас, чтобы жизнь мёдом не казалась, ложечка рекламы 15. Рыночная экономика не способствует воспроизводству невоспроизводимых ресурсов.
Упражнение 6.
Проанализируйте данный текст, выявляя нарушения богатства речи.
Ах, эта свадьба[39]…
Лето всё-таки такая хорошая пора. Солнце, жара – и так много влюблённых пар женятся. Я сейчас живу напротив ЗАГСа и каждые выходные наблюдаю как много счастливых пар решаются сделать такой ответственный шаг в жизни. Все красивые, нарядные, а главное – счастливые. Вот уже совсем скоро и моя любимая подруга также выйдет из загса счастливой и красивой, расстанется со своей фамилией и приобритёт новую счастливую жизнь, жизнь с мужем и с будущими детьми. Какое это всё-таки счастье наблюдать когда влюблённые соединяются супружескими узами!
Упражнение 7.
Проанализируйте отрывки из пьесы Олега Шишкина «Страдания молодых танцоров диско…», отметьте те высказывания, которые нарушают богатство речи, определите тип ошибки. Необходима ли правка? Обоснуйте свой ответ.
1. Эта поистине удивительная история произошла в прекрасном городе Брянске. В тот день в клубе двадцатого ГПЗ члены кружка любителей диско готовились к предстоящему выступлению на районном конкурсе. Ничто не предвещало беды. 2. Николай: Света… вот как бы… так и пришел ещё один твой день рождения. Уверен, что ты как бы такая целеустремленная. Вот если бы все были такими. Ну что, ребята, пожелаем этой девушке как бы счастья и чтобы волшебное стекло её души было всегда открыто. Света: А хочешь, Коля, я раскрою тебе секрет успеха? Ты сердце своё слегка приоткрой. И всё получится. И ты только тогда поймёшь душу танца, когда пропустишь его через себя. 3. Света: Скажи, Натэлла, а о чём ты мечтаешь? Натэлла: О большой, страстной, истинной любви. О ней много говорят, но мало кто видел. Я мечтаю об огромном, сильном чувстве, как в книжке «Алые паруса». Мне бы очень хотелось, чтобы однажды появился прекрасный маленький принц и увёз меня куда-нибудь далеко-далеко. На свою планету. Чтобы этот принц был красивый, умный, богатый, здоровый и понимал меня с полуслова. И любил бы меня не за красоту моего тела, а за глубину моей души. 4. Варвара Никитична: Вот, значит, зачем ты пришел! Простить тебя здесь, в моей подсобке, я не смогу, я хочу, чтобы мы вместе с тобой пошли к ребятам и там при них, при всех я попробую это сделать. Ты слышишь, только попробую. Хотя признаюсь, после твоих выходок сделать мне это будет нелегко. И ты должен будешь приложить максимум усилий, чтобы убедить меня в искренности своих намерений. Согласись, поверить в них трудно. Ты растоптал все наши добрые отношения.
ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ