Iii. перечень родовых категорий 2 страница
1 См. гл. 7.
2 При желании можно (и здесь такое уже делалось) развернуть тер
минологическое выражение наличия, восстанавливая в нем причастие су
ществующий:
которого элемента его нехватке. Итак, вид определяется двояко: противопоставляясь сам по себе, in abstracto, другим видам; противопоставляя in vivo свое появление своему отсутствию1. Вариант существования хорошо известен в лингвистике, где он эквивалентен оппозиции полной и нулевой степени. Эта оппозиция будет структурироваться следующим образом2:
9.4. Вариант искусственности (III)
Вариант искусственности противопоставляет естественное искусственному, согласно следующей схеме:
Очень важна мифологическая история этого варианта: на протяжении веков наша одежда как бы и не знала самой альтернативы естественного и искусственного; один из историков одежды3 связывал зарождение в ней имитаций с началом капитализма (накладные рукава, перед жилета из более дорогого материала, чем спина, и т.д.) - возможно, в связи с новой социальной ценностью, показным блеском. Трудно, однако, определить, явилось ли выдвижение естественности в ранг вестиментарной ценности (поскольку рождение искусственности с неизбежностью повлекло за собой не существовавшую прежде значимую оппозицию настоящее / искусственное) прямым результатом изменений в ментальности или же технического прогресса: ведь чтобы делать как настоящее, требовалось совершить некоторые
1 Как мы уже давали понять, в терминологическом плане иногда не
избежно происходит наложение двух утверждений - в высказывании пид
жак без пояса пояс может противопоставляться хлястику или же своему
собственному отсутствию.
2 Такого рода таблица уже пояснялась (см. выше, 9, 1).
3 J.Quicherat, Histoire du costume en France, Paris, Hachette, 1875, p. 330.
открытия. Как бы то ни было, пока общим правилом является естественное, оно уподобляется нормальному, а потому отмечается главным образом искусственное - кроме случаев, когда сама же техника способствует непосредственной конкуренции между моделью и подражанием (настоящая шерсть, ручной пошив и т.д.)'. Однако сегодня идея настоящего как превосходного имеет тенденцию к ослаблению благодаря выдвижению новой ценности - игры2. Отныне большинство речевых упоминаний искусственности опирается именно на игру: либо ей приписывают власть варьировать личность человека и тем самым демонстрировать ее виртуальное богатство, либо ею стыдливо оправдываются экономные усовершенствования в одежде. В результате искусственность все более афишируется как таковая; обычно она затрагивает либо функцию вещи, которая становится ненастоящей (фальшивый узел - это узел, которым ничего не привязывается), либо сам ее статус, то есть степень ее материальной независимости: нередко какой-либо предмет объявляется поддельным в том случае, если он кажется независимым, тогда как на самом деле технически паразитирует на главном предмете, к которому он незаметно пришит; так, ложный комплект искусственен потому, что на самом деле образован одним предметом. Пожалуй, только материал не поддается этому подъему искусственности; о его подлинности иногда упоминают специально, разумеется с похвалой3.
9.5. Вариант маркированности (IV)
Некоторые элементы способны придавать акцент, другие - получать его. Однако в вестиментарном синтаксисе нет структурной оппозиции между подчеркивающим и подчерки ваемым, в противоположность естественному языку, различающему активную и пассивную формы; в случае вестиментар-ного кода главное - признать, что между двумя элементами
' Существуют машины, создающие иллюзию ручного пошива (Entreprise, n° 26, 15/4, р. 28-31).
2 См. ниже, 18, 9.
3 Между синтетическими (или искусственными) и натуральными
тканями больше практически нет семантической оппозиции; она бывает
разве что поначалу, когда новый синтетический материал начинает выпус
каться и имитирует какой-нибудь новый материал (сюрнил и илюш). В
дальнейшем же синтетические ткани, взрослея, больше не нуждаются в
поддержке «настоящих».
(обычно между объектом и суппортом) есть разница в маркированности. Такая двойственность хорошо видна в тех случаях, когда объект и суппорт совмещены и можно сказать, что субстанция сама себя маркирует: сказать, что талия (едва) намечена, - значит сказать, что талия создает и получает маркированность, оставаясь более или менее сама собой'. Таким образом, подчеркиваемое никоим образом не противостоит подчеркивающему; и то и другое включается в один термин, образуемый неопределенным наличием самого феномена маркированности; противоположным термином могло бы быть только неотмеченное (или же неотмечающее), которое можно было бы назвать нейтральным; этот термин настолько нормальный, что он остается невыраженным (кроме случая цвета). Итак, таблица варианта маркированности выглядит так:
Акцентируя наличие той или иной родовой категории, но не прибавляя к нему ничего кроме нее самой (талия едва намечена), вариант маркированности сближается с утверждением существования; можно сказать, что он заменяет его; если, скажем, отсутствие какого-то элемента физически невозможно и, следовательно, вариант существования не может работать, тогда значимость существования достигается маркированностью; у предмета одежды (за исключением чулок) нельзя отнять швы, а потому напрасным, казалось бы, было указывать, что таковые имеются; но они могут наличествовать эмфатически, в форме видимых стежков, которые и будут выражаться вариантом маркированности. А поскольку маркированность - это некое сверхсуществование, то и противоположность ее как бы приподнимается на ступень: теперь это уже не отсутствие, а простое, неакцентированное существование, нейтральность; мы еще увидим, насколько сильной может быть (порой в далеких друг от друга высказываниях) знаковая способность варианта маркированное / нейтральное, когда он вво-
1 Галия едва намечена/ OS (интенсив) V
дится в видовые составляющие родовой категории цвет: в самом деле, цвет не может быть несуществующим, нет ничего, что бы не имело цвета1; то есть в Моде бесцветное -это всего лишь нейтральное, немаркированное, тогда как цветное является синонимом яркого, то есть маркированного. Заметим, наконец, что варианту маркированности присуща весьма сильная риторическая тенденция: акцентиро-ванность - это эстетическая ценность, в значительной мере она относится к коннотации; можно сказать, что эмфаза становится равномерно возможной в вещи потому, что эта вещь является объектом описания; эмфаза зависит от слов комментатора; в реальной, внеязыковой одежде можно, пожалуй, выделить разве что встречу двух элементов или, в случае подчеркнутой талии, присутствие другого варианта - облегания.
III.ВАРИАНТЫ КОНФИГУРАЦИИ
9.6. Форма и Слово
В одежде-образе конфигурацией2 (формой, облеганием, движением) поглощается почти вся сущность одежды; в одежде-описании она уступает в важности другим факторам (таким как бытие, материя, мера и т.д.); одна из функций языка, очевидно, и заключается в том, чтобы бороться с тиранией визуального восприятия и связывать смысл с другими способами восприятия или ощущения. Даже и среди самих форм слово может создавать такие значения, которые с трудом передаются образом: слово гораздо гибче образа, когда нужно сделать значимыми (а не ощутимыми) те или иные комплексы или движения; слово дает семантической системе одежды свою силу абстракции и обобщения. Так, в отношении формы язык вполне может обходиться лишь ее основными конститутивными началами (прямым и округлым), хотя преобразование этих начал в реальную одежду чрезвычайно сложно - ведь круглая юбка заключает в себе немало других линий, кроме кривых. Так же и с облеганием: сложная идея какого-нибудь контура может быть передана одним лишь словом (влитое, с напуском). Так же и с самым тонким из формальных факторов - движением (блузка враскачку): сложной является фотография реальности, а письменная ее версия сразу становит-
1 См. ниже, 11, 12.
2 Здесь имеется в виду живая конфигурация, близкая к понятию Gestalt.
ся значимой. В самом деле, язык позволяет точно зафиксировать даже в конечном мелком элементе (обозначаемом одним словом) источник смысла, и его действие будет распространяться по всей сложной структуре.
9.7. Вариант формы (V)
Вариант формы - терминологически один из самых богатых: прямое, круглое, закругленное, стреловидное, кубиком, квадратное, шарообразное, удлиненное и т.д. Все эти термины могут вступать в значимую оппозицию друг с другом, и парадигма такого варианта никак не может быть простой. Совмещения связаны здесь с двумя обстоятельствами, отчасти обусловленными эллиптической природой языка: с одной стороны, бывает, что объемные предметы характеризуются через свою плоскостную проекцию (прямой пиджак, квадратное пальто); с другой стороны, нередко вариант формы относится лишь к какой-то части вещи (ее краю, например), но характеристику формы получает вся вещь в целом: перчатки раструбом - это, собственно, такие перчатки, у которых форму раструба имеет верхняя часть. И все же, хотя всю дюжину терминов, составляющих вариант формы, и не удается свести коммутациями к простой оппозиции (поскольку каждый термин может вступать в оппозицию к остальным), эта парадигма очевидным образом обладает некоторой рациональной структурой; она образуется исходной оппозицией, напоминающей древнюю гераклитовскую пару — Прямого и Кривого; в свою очередь, каждый из этих двух полюсов разменивается на дальнейшие термины, в зависимости от дополнительных критериев: прежде всего это критерий параллелизма - или расхождения - основных формообразующих линий; так, прямое порождает квадратное, удлиненное (или острое, или стреловидное) и граненое; из кривого же рождаются круглое, раструбом и овальное; далее, это геометрический критерий, когда форма рассматривается либо как плоская, либо как объемная; при этом из прямого получаются квадратное (плоскость) и кубиком (объем); кривое же дает шарообразное и колоколом'1. Получается следующая па-
1 Примеры ассоциаций: Плащ-кубик. Плащ с квадратным воротником. -Удлиненные туфли. - Галстук или каблук-многогранник - Круглый воротник. - Шарообразный плащ или юбка. ~ Юбка раструбом. - Веретенообразные брюки. - Овальный вырез ворота. - Юбка-колокол. - Отворот (кармана) треугольником.
радигма, причем каждый из ее признаков может вступать в оппозицию с другими:
9.8. Вариант облегания (VI)
Вариант облегания имеет своей функцией делать значимой степень прилегания одежды к телу; тем самым он отсылает к чувству дистанции; он сильно сближается с другим вариантом - объемности; но если в объемности, как мы увидим, эта дистанция словно оценивается по отношению к внешней поверхности вещи и ко всему пространству, окружающему ее {большой плащ - это плащ, занимающий много места), то в облегании, наоборот, та же самая дистанция оценивается по отношению к телу; тело здесь служит ядром, а вариант выражает собой большее или меньшее давление на него {свободный плащ); можно сказать, что в варианте объемности референтная дистанция открыта (в окружающее пространство), а в варианте облегания - закрыта (замкнута на тело); в первом случае существенна мера глобальности, во втором - чувство пластичности. Впрочем, облегание может имплицитно сочетаться и с другими вариантами: с подвижностью в случае колышущегося (вещь — пола платья или шарф - может настолько эмансипироваться от тела, что, кажется, даже отделяется от него); с жесткостью1 в случае пышного2. Тело является не единственным центром тяготения одежды - иногда ее элемент отсылает сам к себе, как в случае затянутого узла или свободного узла. Таким образом, речь тут идет о движении сжатия и расширения вообще. В конечном счете единство варианта образуется на уровне ощущения; облегание - вариант хоть и формальный, но кинестезический, переходный между фор-
1 Вариант гибкости (IX).
2 Разумеется, в реальности одежда не может всюду отделяться от
тела - она где-нибудь да должна на него опираться; но стоит вспомнить
некоторые исторические костюмы, с пышным напуском почти повсюду (на
пример, елизаветинские - см.: N.Truman, Historic Costuming, London, Sir Isaac
Pitman and Sons, 10th ed, 1956, p. 143).
мой и материей; его принцип - значимое чередование стянутого и свободного, сдавленности и relax'а; то есть с точки зрения психологии (или психоанализа) одежды это один из самых богатых вариантов1. Поскольку этот вариант основан на чувстве дистанции, то шкала его вариаций естественно носит интенсивный характер, несмотря на то, что, согласно терминологическому правилу, его выражение остается дискретным; таким образом, перед нами два знаковых состояния (но не отдельных сущности) - стянутое и свободное, терминологические вариации которых могут быть внешне очень далекими друг от друга, в зависимости от того, имеется ли в виду отношение вещи к телу (по фигуре) или же к себе самой (стянутое). К каждому из этих двух терминов следует прибавить, по крайней мере как запасной термин, еще и превосходную степень: для подогнанного по фигуре - влитое, а для свободного - пышное (в данном случае - не без влияния варианта гибкости). Если же вещь по самому своему видовому определению предполагает известное облегание фигуры, то в языке, разумеется, будет отмечаться только другой, эксцентрический термин; первый термин, соответствующий нормальному состоянию, останется имплицитным; блузка не может стать прилегающей, не выйдя тем самым за рамки своей видовой категории, — то есть она может быть либо нормальной, либо колышущейся. Итак, вот таблица варианта облегания:
1 Облегание одежды легко поддается психоаналитическому коммен
тарию; попытку такого комментария предпринял Флюгель, наметив типо
логию характеров, основанную на стянутости одежды, которая рассматри
вается как защита и вместе с тем как тюрьма (Fliigel, The Psychology of
Clothes, London, The Hogarth Press, 3rd ed., 1950).
2 Строгое - смешанный термин; подобно маленькому, он отчасти
принадлежит терминологическому уровню, а отчасти риторическому (см.
4, 3 и 17, 3).
9.9. Вариант движения (VII)
Как уже указывалось, вариант движения призван оживлять общий облик одежды. Линия одежды является векторной, но обычно ее направление определяется вертикальным строением человеческого тела; поэтому основная оппозиция варианта движения - подъем / спуск"1 - включает в себя термины другого варианта - высокое / низкое; конечно, свитер с подъемом — это свитер с высоким воротником, однако с точки зрения целого данный термин обозначает именно движение; технически воротник «поднимается» от основной части свитера, лингвистически же (то есть метафорически) вся вещь как бы устремляется вверх. Так же и с высокими перчатками - у них просто длинная верхняя часть, но семантически они определяются (то есть противопоставляются иным типам перчаток) тем, что словно поднимаются вверх по руке. Во всех таких случаях реальное свойство переносится с отдельной части на общий облик вещи; поэтому данный вариант недалеко отстоит от риторического состояния; он многим обязан самой природе одежды-описания. Итак, два полюса оппозиции образуют подъем и спуск, к которым следует прибавить метафорические вариации этих терминов {.взлет, падение, наклон), употребление которых зависит от суппорта. Сочетание подъема и спуска в одном и том же движении дает смешанный, или составной термин — распашное, который предполагает существование двух коррелятивных поверхностей, а значит и еще одну, паразитарную оппозицию: вперед / назад2; тот же самый нюанс можно порой найти и в терминах устремленность и ускользание; но поскольку здесь уже нет следа понятий верха и низа, то эти термины можно рассматривать как нейтральную категорию по отношению к главным полюсам, не причастную эксплицитно ни к подъему, ни к спуску. Как мы видим, дифференциальная арматура данного варианта фактически образуется ориентацией, а не движением - оно-то присутствует во всех членах оппозиции; иначе нулевым термином (без движения) было бы что-то вроде плоско-невозмущенного, ка-
1 См. ниже, 10, 1. Термин опадающее сближается с опущенным (вари
ант изгиба), но не должен с ним смешиваться, так как опущенное предпо
лагает идею отогнутых полей или отворотов.
2 Распашное раскладывается на подъем вперед + падение назад. Сле
дует заметить, что обратное движение (подъем назад + падение вперед)
рассматривается как глубоко неэстетичное (и потому никогда не упомина
ется) - таков силуэт Полишинеля.
ковое, конечно же, не засвидетельствовано. То, что движение есть настоящая ценность, доказывается тем обстоятельством, что его отсутствие не эвфемично и не может упоминаться; всю семантическую рельефность получают различные модальности движения, поэтому его неизбежно приходится признавать за самостоятельный вариант, независимо от вариантов, которые столь сильно участвуют в его структуризации, - положения и, иногда, меры (высокая перчатка = длинная перчатка). Парадигматическая таблица варианта движения выглядит так:
IV. ВАРИАНТЫ МАТЕРИИ
9.10. Кинестезия
Это группа вариантов, чья функция в том, чтобы придавать значимость некоторым состояниям материи - ее весу, гибкости, рельефу ее поверхности и прозрачности. Можно сказать, что кроме прозрачности все это тактильные варианты, но все-таки лучше не подчинять чувство одежды какому-то одному из наших органов чувств; когда одежда кажется тяжелой, непроницаемой, жесткой или гладкой (по крайней мере, когда об этих ее чертах упоминается в журнале), она скорее связана с теми внутренними телесными ощущениями, которые называются кинестезией: варианты материи - это ки-нестезические варианты, и в этом их единство; соответственно эти варианты, вероятно, более всех остальных сближаются с «поэтикой» одежды; хотя вообще-то ни один из них не является буквальным - ни вес, ни прозрачность ткани не могут быть уподоблены каким-либо отдельным свойствам; прозрачность - это также и легкость, а вес — также и жесткость1; по сути, кинестезия сводится к оппозиции удобного и неудобного2; действительно, это и есть два главных ценностных значе-
1 Эти понятия можно сводить в тематические группы, пользуясь тем
методом анализа, который принят в литературной критике.
2 Эту оппозицию мы уже отмечали в варианте облегания.
ния одежды - в старину тяжелое наделялось значением, связанным с властью, ныне же предпочтение обычно отдается комфорту, а стало быть легкости; этим предпочтением объясняется тот факт, что тяжелое, как нечто неблагоприятное, редко упоминается в речи; а прозрачное, как нечто эйфори-ческое, далеко отделяется как особо благоприятное ощущение от своей противоположности - непроницаемого, которое никогда не упоминается, поскольку является нормальным; таким образом, игра оппозиций отчасти испытывает здесь возмущающее воздействие имплицитной системы чувственных (а на самом деле исторических) табу. В принципе эти варианты материи должны были бы относиться только к тканым, волокнистым, деревянным, каменным и металлическим субстанциям, из которых изготавливаются предметы одежды и аксессуары; одним словом, логически они должны были бы применяться лишь к родовой категории Материал, но так обстоит дело с технологической, а не с семантической точки зрения; ведь постоянно можно видеть, как в одежде-описании природа материи переносится в порядке синекдохи на самое вещь или, реже, на какую-то ее часть, легкая блузка - это блузка из легкой ткани, ажурное пальто - пальто, вязанное крючком; но поскольку терминологическое правило требует как можно более буквально понимать то, что говорится в журнале (кроме случаев, когда терминологические замены нерелевантны с точки зрения вестиментарного кода), то приходится считать, что варианты материи применимы к большинству родовых категорий, не обращая внимания на то, что вещь сводится к ее материалу. Кому-то может почудиться противоречие в возможности (признаваемой нами) привести платье из полотна к форме платье из полотняной {ткани) и невозможности (утверждаемой нами) привести тяжелое пальто к форме пальто из тяжелой ткани; но полотно - это одна из видовых составляющих родовой категории Материал, а если считать видовой категорией тяжесть, то она может относиться только к родовой категории Вес; полотно существует благодаря отношению эксклюзивности, а тяжесть - благодаря отношению противоположности (* легкое). К тому же в «легкости» блузки могут принимать участие и иные элементы (покрой, складки и т.д.), коль скоро мы признаем, что благодаря языку весовая характеристика одежды представляет собой факт скорее «поэтический», чем молекулярный: в самом деле, она очень хорошо согласуется с совмещением материала и всей
вещи; напротив того, в варианте рельефа такое совмещение труднее - он очень плохо отделяется от изменяемой им материи; язык противится его переносу на целые предметы или аксессуары; ткань пальто может быть грубой, но это качество не переносится терминологически на пальто в целом; отсюда редкость этого варианта; стало быть, эффективность варианта1 зависит не от реальности (существует много не гладких, а зернистых тканей), а опять-таки от способности языка по-своему членить эту реальность.
9.11. Вариант веса (VIII)
Техническим специалистам Моды хорошо известно, что лучшей характеристикой ткани является ее физический вес; точно так же мы увидим позднее, что вариант, имплицитно позволяющий разделить бесчисленные виды материала на две больших значимых группы, - это именно вариант веса2; то есть семантически (а не физически) материал тоже лучше всего характеризуется своим весом. В этом одежда словно подчиняется древнему разделению Парменида - на легкие вещи, которые сближаются с Памятью, Голосом, Живым, и вещи плотные, сближающиеся с Темным, Забвением, Холодом; в самом деле, тяжесть - это тотальное ощущение3; это хорошо показывает терминология, уподобляющая сухое (а иногда даже тонкое) легкому, а толстое {крупное) - тяжелому*; возможно, здесь перед нами поэтичнейшая реальность одежды - заменяя собой тело, одежда своим весом причастна к основополагающим грезам человека о небе и пещере, о возвышенной жизни и погребении, о взлете и оцепенении; благодаря своему весу одежда превращается в крылья или саван, в источник соблазна или авторитета; церемониальные (особенно харизматические) одежды - тяжелые; власть - это мотив, связанный с неподвижностью и смертью; а одежды, в которых празднуют свадьбу, рождение, жизнь, - легки и воздушны. Структура
' Эффективностью варианта мы будем называть (см ниже, 12, 11) его способность соединяться с различным (разумеется) числом родовых категории
2 См ниже, И, 11
' Тяжесть может усугубляться или распространяться дополнительными вариантами широкополая одежда тяжелее, чем одежда с удлиненным силуэтом, широкие складки весят больше и тд
А Крупное и толстое - это обычно термины меры, однако они отсылают и к весу, если данная видовая категория не сочетается с вариантом объема
данного варианта имеет полярный характер (тяжелое / легкое). Но мы знаем, что в Моде упоминаются (наделяются значением) одни лишь эйфорические черты; а потому стоит некоторому термину в соединении с некоторым суппортом оказаться неблагоприятным признаком (например, тяжесть чулок), как он дисквалифицируется и исчезает из оппозиции; благоприятный же термин (например, легкое) при этом остается, но является достойным упоминания (то есть значимым) лишь по сравнению с имплицитным термином - нормальным: нормальная блузка не является ни тяжелой, ни легкой; будь она тяжелой, она выглядела бы неуместно, а ее легкость может быть упомянута по сравнению с нейтральностью обычных блузок. Собственно, в наши дни именно легкость чаще всего воспринимается эйфорически, так что постоянная оппозиция этого варианта - [нормальное] / легкое1; однако тяжелое не несет уничижительного смысла во всех тех случаях, когда за вещью в достаточной мере признается защитная или церемониальная функция, оправдывающая тематику компактного и толстого (шали, пальто), или же в тех случаях (впрочем, очень редких), когда Мода стремится прославить некий мрачный стиль (ожерелье, браслет, вуалетка). Таблица варианта такова:
9.12. Вариант гибкости (IX)
Язык располагает лишь одним односторонне окрашенным термином (гибкость), который покрывает два противоположных значения (мягкое / жесткое), но, конечно, под гибкостью следует подразумевать то общее качество, которое позволяет одежде лучше или хуже сохранять форму. Гибкость предполагает некоторую плотность — ни слишком сильную, ни слишком слабую: предметы по природе жесткие (например, клипсы), или слишком мягкие, или же всецело паразитирую-
1 Такой сдвиг от тяжелого к легкому подкрепляется эволюцией реальной одежды: цифры продаж пальто снижаются, их заменяют более легкие вещи (плащи-дождевики, габардиновые пальто) - возможно, в силу урбанизации населения и распространения автомобилей (см.: Consummation, 1961, п° 2, р. 49).
щие на какой-то другой детали не могут поддерживать этот вариант. Как и вес, гибкость является по преимуществу вариантом материала, но здесь, как и в случае веса, постоянно происходит перенос вариации на вещь в целом. Как и для веса, оппозиция здесь в принципе полярная (мягкое / жесткое), но если в старину жесткое обычно расценивалось как положительное (платья с арматурой, накрахмаленное белье)1, то сегодня почти все речевые упоминания варианта покрываются термином мягкое; жесткое признается лишь применительно к некоторым видам тканей (жесткая тафта), а накрахмаленное почти полностью отсутствует (даже в мужской одежде); в большинстве тех случаев, где мягкое просто упоминается, оппозиция сдвигается на одну ступень и противопоставляет термины мягкое и менее мягкое; приходится, стало быть, дополнить ее имплицитным членом, а именно нормальным, как это показывает таблица варианта, во многом аналогичная таблице варианта веса:
9.13. Вариант рельефа (X)
Вариант рельефа обладает более узким применением, так как он относится лишь к неровностям, которыми может быть покрыта поверхность суппорта2: это поистине вариант материала, от которого он с трудом терминологически отделяется; язык неохотно переносит его на вещь в целом, разве что на некоторые ее части (поля, воротники). Его термины могут быть поняты лишь по сравнению с некоторой усредненной поверхностью (ткани), от которой отсчитываются более высокие или более низкие уровни - впадины или выступы.
1 Флюгель (Fliigel, Psychology of Clothes, p. 76) предложил психо
аналитическую интерпретацию накрахмаленного, толкуя его как фалли
ческий символ.
2 Это не значит, что он психологически неважен. Анкета, распростра
ненная Лазарсфельдом, показала, что люди с низким доходом предпочита
ют гладкие ткани (а также горький шоколад и резкие духи), а люди с
более высоким доходом - «неровные» ткани (а также легкий шоколад и
духи). - P.F.Lazarsfeld, «The psychological aspect of market research», Harvard
Business Review, 13, 1934, p. 54-57).
Данный вариант придает значимость всему тому, что делает выпуклой или вогнутой поверхность ткани (но не силуэт тела - его контуры зависят от варианта облегания); именно это позволяет, например, считать, что накладные карманы связаны с термином выступания, - это карманы, добавленные извне, они выделяются на фоне вещи. Вариант этот хоть и редок, но образует вполне укомплектованную структуру: два полярных члена (выступающее / впалое) и один смешанный (выступающее и впалое) - это мятое (шляпка из мятой ткани), которое не является уничижительным определением, так как оно упомянуто журналом в качестве «забавной» детали.