ОБРАЗОВАНИЕ и употребление ГЛАГОЛьных форм
Правило | Неправильный вариант | Правильный вариант | |
1.Не употребляются формы 1-го лица ед. числа настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и некоторых других | |||
Я убежу его | Я смогу убедить его | ||
2. Деепричастия не образуют некоторые односложные глаголы типа ткнуть, печь, бить и др. | |||
Режа хлеб, я поранила палец | Когда я резала хлеб, то поранила палец | ||
3. Не употребляются формы повелительного наклонения от глаголов типа видеть, мочь, хотеть и некоторых других в силу их семантики | |||
Не моги брать вещи без спроса | Не бери вещи без спроса или Ты не можешь брать вещи без спроса | ||
4. Соответствующими норме являются следующие формы повелительного наклонения: взгляни, выйди, выставь, высунь, высыпь, лакомься, откупорь, положи, почисть, не морщь, не кради, не порть. | |||
Положь на место едь быстрее ехай спокойно ездий медленнее езжай | Положи на место поезжай быстрее поезжай спокойно поезжай медленнее поезжай | ||
5. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, совершаемое «подлежащим», поэтому не употребляется: • в безличном предложении (ошибка типа Посмотрев этот фильм, мне стало непонятно…); • в предложении, выраженном страдательной конструкцией (ошибка типа Приехав в госпиталь, больные будут осмотрены); • если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (ошибка типа Возвращаясь домой, меня застиг дождь). | |||
Услышав эти слова, стало горько Получив ранение, солдат был спасен Войдя в комнату, меня охватил страх | Услышав эти слова, я огорчился Получивший ранение солдат был спасен Когда я вошёл в комнату, меня охватил страх или Войдя в комнату, я испугался | ||
6. Однородные сказуемые должны быть выражены одной частью речи. Однородные сказуемые, выраженные глаголами, должны быть, как правило, одного времени и вида. | |||
Река полноводна и протекает в равнинной части страны Отец написал письмо и рассказывает в нём о своей новой работе | Река полноводна, она протекает в равнинной части страны Отец написал письмо и рассказал в нём о своей новой работе | ||
Таблица П.2.6
УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ
Правило | Неправильный вариант | Правильный вариант | |
1. Нельзя объединять сочинительной связью разнотипные синтаксические структуры. Например: Необходимо купить мебель компактную и которая подошла бы нам по цвету. | |||
Они въехали в дом, недавно построенный и который располагался на окраине города | Они въехали в недавно построенный дом, который располагался на окраине города | ||
2. Ошибочна постановка рядом двух равнозначных (синонимичных) союзов. Например: Мама считает, что будто мы не опоздаем. | |||
Мальчик отвернулся, словно как будто обидевшись | Мальчик отвернулся, словно обидевшись | ||
3. В сложноподчинённом предложении недопустим повтор союзов (союзных слов), если они не соединяют однородные придаточные предложения. Например: Мы посмотрели пьесу, которая недавно была поставлена в ТЮЗе, спектакли которого нам нравятся. | |||
Он сознался в том, что забрал ту рукопись, что была уже отредактирована | Он сознался в том, что забрал ту рукопись, которая была уже отредактирована | ||
4. Составными сопоставительными* союзами соединяются только однородные члены предложения. Например: Поздравить учителя пришли как коллеги, так и ученики. Нельзя нарушать состав сложного союза (ошибка типа Поздравить учителя пришли не только коллеги, а также ученики). | |||
Мы не только посетили музеи, но и театр Мы посетили не только музеи, а также театр | Мы посетили не только музеи, но и театр Мы посетили музеи, а также театр | ||
5. Предложение с прямой речью оформляется как бессоюзное сложное предложение. Например: А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». | |||
Больной признался, что: «Я не полоскал горло» По мнению Грибоедова: «Злые языки страшнее пистолета» | Больной признался: «Я не полоскал горло» По мнению Грибоедова, «злые языки страшнее пистолета» | ||
6. Придаточная часть предложения с косвенной речью должна включать информацию о третьем лице. Например: А.С. Пушкин писал, что он «памятник себе воздвиг нерукотворный». | |||
Ахматова пишет, что «шаги мои были легки» | Ахматова пишет, что шаги её «были легки» | ||
*Составной союз состоит из двух или более элементов (слов), пишущихся раздельно. Составными сопоставительными союзами являются следующие: как..., так и...; не только..., но и...; не столько..., сколько....
Приложение 3. ОСНОВНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Таблица П.3.1
УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА