Предупреждение случаев нарушения нормы
Ошибки в употреблении глаголов связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов с возможным смешением употребления параллельных форм.
1. Недостаточные глаголы – это глаголы, ограниченные в образовании личных форм: у них нет формы первого лица настоящего или будущего простого времени. В эту группу входят глаголы: грезить, дерзить, победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, умилосердить.
Нельзя сказать «побежу» или «ощущу» - это грубая ошибка. В случае необходимости следует использовать описательные формы: смогу победить, пытаюсь убедить, надеюсь очутиться и т.п.
2. Возможно параллельное употребление двух форм глагола в одном и том же значении: выздоровеют – выздоровят, движет – двигает, меряет – мерит и др.
Первые формы в каждой паре являются книжно-нормативными, вторые – разговорными. В деловой речи следует отдавать предпочтение первым. В случае с глаголом «двигать» каждая из форм имеет свое значение: двигает – перемещает что-то; движет – побуждает (им движет прямой расчет).
3. Пары образуют и видовые формы глагола – совершенный и несовершенный вид. При образовании несовершенного вида глагола с помощью суффикса – ыва(-ива) в ряде случаев происходит изменение корневого звука -О- в -А- :
выработать – вырабатывать, заморозить – замораживать;
обустроить – обустраивать, оспорить – оспаривать.
В некоторых случаях в глаголах несовершенного вида не будет ошибкою употребление двух вариантов в парах:
обусловливать – обуславливать, подытожить – подытоживать, приурочивать – приурачивать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать, условливаться – уславливаться, удостоивать – удостаивать.
Вторые формы (с корневым -А-) носят разговорный характер, поэтому в деловой речи более естественно употребление книжного варианта – первой формы (с корневым -О-).
4. Зарегистрированы ошибки и в употреблении некоторых глаголов в повелительном наклонении: здесь тоже есть «недостаточные» глаголы, не имеющие повелительного наклонения. Это глаголы: хотеть, жаждать, видеть, слышать, ехать, мочь. Нельзя сказать «хоти» или «моги».
Здесь, в ряде случаев, повелительные формы образуются от синонимичных глаголов: смотри (от смотреть), слушай (от слышать). Для глагола ехать литературной формой повелительного наклонения будет: поезжай, съезди (ехай, езжай, едь – просторечная форма, недопустимая в речи).
5. Если действие относится к третьему лицу, то формы повелительного наклонения образуются с помощью частиц пусть и пускай в сочетании с глагольными формами третьего лица: пусть он едет, пускай они видят.
6. Речевые ошибки возникают при образовании конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления. Для их предупреждения важно уметь правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:
обратить внимание (на что?) на факты – уделять внимание (чему?) подбору кадров;
основываться (на чем?) на фактах – обосновывать (чем?) фактическими данными;
отчитываться (в чем?) в израсходовании аванса – сделать отчет (о чем?) о работе;
удовлетворять (что?) потребности – удовлетворять (чему?)всем требованиям;
консультировать (кого?) клиента – консультироваться (с кем? у кого?) с профессором, у профессора;
ориентировать (кого?) маклера, ориентироваться (на что?) – на создание филиала, ориентироваться (в чем?) вопросах политики;
рекомендовать (кого?) агента, рекомендовать (для чего?) для участия, рекомендовать (к чему) к употреблению;
требовать (чего?) объяснений, требовать (что?) пропуск.
Синтаксические нормы
Чаще всего нарушение синтаксической нормы связано с ошибками в управлении слов – беспредложном и предложном.
Рассмотрим наиболее распространенные ошибки в выборе падежа и предлога при построении предложения.
1. Использование предложных сочетаний вместо беспредложных конструкций: показатели по выполнению работ (правильно: показатели выполнения), оперировать с этими фактами (прав.: оперировать этими фактами), декларирует о своей приверженности (прав.: декларирует свою приверженность).
В этом случае самым «популярным» предлогом можно назвать предлог – по: составлен график по проверке (прав.: график чего? - проверки), факты по участию (прав.: факты чего? участия).
Способом предупреждения ошибки может быть постановка вопроса: показатели (чего?), оперировать (чем?)
2. Неуместное использование предлога. Наиболее распространенная ошибка – сочетание о том, что после глаголов, управляющих не предложным падежом, а винительным (указать о том, что; полагал о том, что; показывает о том, что и т.п.). Правильным будет такое сочетание: указать (на что?) на недостатки; полагал (что?) что решение принято; показывает (что?), что время истекло.
Уже названный предлог по неправильно употребляется вместо предлогов вили на: добились нового успеха по снижению себестоимости (прав.: успеха в снижении), по этой рекламе были получены отклики (прав.: на эту рекламу).
При выборе предлога проверочная постановка вопроса корректируется знанием смысловых оттенков его значения. Это особенно важно при употреблении предлогов, преимущественно используемых в деловых бумагах.
3. Предлоги из-за, ввиду, вследствие, за счетупотребляются для выражения причинно-следственных отношений и управляют родительным падежом: из-за (чего?) невыполнения графика, вследствие (чего?) несвоевременных поставок, выполнено за счет (чего?) использования резервов и т.п.
4. Выражение тех же отношений с помощью предлогов благодаря, согласно, вопреки осуществляется с помощью дательного падежа: благодаря (чему?) действиям комиссии, согласно (чему?) приказу, правилам, вопреки – несмотря на что-нибудь: вопреки указанию (неправ. указания), вопреки принятому решению и т. п.
Лексические нормы
Лексические нормы – это нормы словоупотребления, т. е. употребление слов согласно их значению. Особая важность соблюдения лексических норм определяется не только культурно-престижными факторами, но и необходимостью понимания, взаимопонимания между говорящим и слушающим, пишущим, читающим, т.к. именно взаимопонимание составляет суть языкового общения.
Наиболее распространенные лексические ошибки следующие:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
«Глава фирмы пристально следит за чистотой в своем офисе». Слово «пристально» употреблено без учета присущего ему в языке значения – «сосредоточенно», «напряженно». Сосредоточенным и напряженным, т. е. пристальным взглядом можно смотреть на кого-либо, следить же за чем-то можно внимательно.
2) употребление в речи различного рода омонимов, порождающее двусмысленность текста;
«Депутаты городской думы Новороссийска приняли закон об управлении транспортных судов». Омонимичные формы родительного падежа множественного числа существительных «суд» и «судно» делают предложение двусмысленным.
3) употребление плеоназмов (от греч. pleonasmos – преизбыток) – включение в речь лишних, избыточных по смыслу слов;
«Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам». Одним из значений существительного «сессия» является следующее: период экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях, поэтому употребление в предложении уточнения «к экзаменам» избыточно.
4) употребление паронимов (от греч. para – возле + onima – имя), сходных по звучанию, но не совпадающих по значению слов. Приведем небольшой список толкований паронимов исконно русского и заимствованного происхождения, которые представляют наибольшую трудность:
− абонент (лицо, человек) – абонемент (документ);
− демократичный (подобный демократии, демократу – суд, поступок, закон) – демократический (относящийся к демократии, демократу – строй, система, основа);
− дефектный (испорченный, с дефектом) – дефективный (имеющий физические или психические недостатки, ненормальный);
− дипломатичный (тонко рассчитанный) – дипломатический (относящийся к дипломатии);
− динамичная (подвижная) – динамическая (имеющая отношение к динамике);
− запасный (имеющийся в качестве запаса) – запасливый (обеспечивающий себя запасом);
− оборотный (предназначенный для оборота) – оборотливый (ловкий в делах для личной наживы);
− осудить (выразить неодобрение, признать дурным что-либо) – обсудить (разобрать, обдумать, высказывая свои соображения);
− наследие (то, что получено от прежних эпох, от прежних деятелей или явлений культуры) – наследство (имущество, переходящее после смерти своего владельца к другому лицу);
− невежда (человек, не соблюдающий правил вежливости) – невежда (человек, у которого отсутствуют знания в той или иной области);
− ныне (теперь, в настоящее время) – нынче (то же, что и сегодня);
− расчетный (имеющий отношение к расчету – счет, лист) – расчетливый (бережливый, действующий расчетом);
− советник (то же, что и «советчик», но и название некоторых должностных лиц) – советчик (тот, кто советует);
− сыскать (найти, отыскать) – снискать (приобрести, найти);
− сытый (вполне утоливший свой голод) – сытный (питательный, хорошо насыщающий);
− цельный (из одного вещества, куска, сплошной) – целый (весь без изъятия, полный);
− экономика (хозяйственная жизнь страны, района) – экономия (проявление бережливости человеком).
Более подробно с паронимами можно ознакомиться в следующих словарях:
1. Колесников Н. П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.
2. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные формы существования национального русского языка. Раскройте содержание каждой формы.
2. Дайте определение литературного языка.
3. Почему литературный язык называют нормированным языком?
4. Дайте определение понятия «норма литературного языка».
5. Перечислите характерные особенности, свойства нормы.
6. Расскажите о вариантах норм литературного языка.
7. Определите понятие «кодификация нормы».
8. Назовите основные типы норм литературного языка.
9. Охарактеризуйте каждый тип языковой нормы.
Методические рекомендации
Практические задания
Владение литературными нормами является показателем речевой культуры.
Раздел, посвященный усвоению литературных норм, один из самых объемных.
Практические упражнения и задания представлены тремя блоками.
I. Произношение отдельных звуков, звукосочетаний. Типичные ошибки ударения.
II. Образование и употребление грамматических форм. Синтаксические нормы.
III. Трудности словоупотребления.
Прежде чем приступить к выполнению практических упражнений, ответьте на теоретические вопросы по разделу.