Роды и виды речи по сфере применения
Род | Вид (жанр) |
Академическая | Лекция (вузовская, школьная, научно-популярная) Научный доклад Научный обзор Научное сообщение |
Судебная | Прокурорская (обвинительная) Адвокатская (защитительная) |
Социально-политическая | Доклад (на конференции, собрании) Парламентская речь Митинговая речь Военно-патриотическая речь Дипломатическая речь Агитаторская речь Политическое обозрение |
Социально-бытовая | Юбилейная речь Приветственная речь Застольная речь (тост и т.п.) Речь на приеме Надгробная речь |
Духовная (церковно-богословская) | Слово (проповедь) Официальная церковная речь (обращение) |
Виды и жанры ораторской речи по цели высказывания
Вид | Цель высказывания | Жанры |
Информационная | Формирование у адресата нового знания о предмете или явления. Изложение точки зрения автора | Лекция, доклад, сообщение, информация, инструктаж, программная речь и т.п. |
Убеждающая | Воздействие на рациональную сферу адресата, формирование новых взглядов, изменение существующих | Совещательная речь, обвинительная речь, оправдательная речь, размышление (речь в прениях), опровержение, заявление. |
Эпидейктическая (торжественная, воодушевляющая) | Создание у адресата определенного эмоционального состояния (удовлетворения, радости, гнева, скорби, презрения) | Поздравление, приветствие, благодарственное слово, надгробное слово, поминальное слово, тост |
Призывающая к действию (агитационная) | Воздействие на поступки адресата | Воззвание, предложение, рекламная речь |
Подготовка публичного выступления
При подготовке публичного выступления рекомендуется использовать античный риторический канон, прослеживающий путь от мысли к звучащему слову и указывающий на последовательность действий оратора.
Изобрете-ние | Расположе-ние | Словесное выражение | Запомина-ние | Произнесе-ние |
Изобретение (инвенция)– важнейший этап в подготовке выступления – обдумывание содержания выступления и сбор материала. Перед оратором стоят три вопроса: Что сказать? Кому? Зачем? Необходимо определить тему выступления, найти ее удачную формулировку, определить цели высказывания и собственное отношение к высказываемому.
На этапе изобретения происходит сбор материала как теоретического, так и иллюстративного (статистические данные, схемы, цитаты и т.п.), анализ и систематизация материала, выбор стратегии речевого поведения в зависимости от целей высказывания и ситуации речевого общения.
Расположение, или искусство композиции, – следующий этап в подготовке выступления. Композиция – это логика развития темы. Речь, лишенная такой логики, воспринимается с трудом. Основная задача оратора – установление четкого членения сообщения и обеспечение связности между его частями.
Традиционно в речи выделяются три части: вступление, основная часть и заключение. При разработке композиции необходимо соблюдение основных риторических принципов: последовательности, единства, усиления, экономии.
Принцип последовательности(или связности) подразумевает такое развитие мысли в тексте, когда одна мысль порождает другую.
Принцип органического единства обязывает подчинять все мысли главной.
Принцип усиления предписывает располагать информацию с возрастающим эффектом воздействия, т.е. убедительность аргументов усиливается к концу выступления.
Принцип экономии требует добиваться цели речи самым рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств как со стороны оратора, так и со стороны слушателей.
Необходимо помнить, что при восприятии ораторской речи лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения, поэтому работе над вступлением и заключением следует уделять особое внимание.
Вступление призвано выполнять несколько задач:
- привлечь внимание слушателей (так называемые «крючки», «магниты»);
- вызвать расположение к оратору, снять психологические «барьеры»;
- мотивировать необходимость слушания;
- ввести в тему выступления.
Риторика предлагает некоторые традиционно хорошие зачины: яркое, образное сравнение, цитату, афоризм, риторический вопрос, интересные статистические данные и др. Успех вступления во многом определяет успех всего выступления.
Заключение также может выполнять ряд задач:
- суммировать сказанное, сделать вывод;
- усилить интерес к предмету речи;
- закрепить впечатление от речи;
- наметить тему следующего выступления;
- поставить перед аудиторией задачи для дальнейшего обсуждения.
В заключении так же, как и во вступлении, уместно использование ярких высказываний.
Словесное выражение (элокуция) предполагает правильный отбор и организацию языковых средств, соответствующих ситуации. Выступающий должен стремиться к правильности, точности, ясности, краткости, богатству и разнообразию лексики и грамматических конструкций, к стилистической однородности речи.
Кроме того, риторика имеет богатейший запас языковых средств, способствующих достижению большей выразительности речи. Это тропы и фигуры, так называемые «цветы красноречия», использовавшиеся еще античными ораторами и классифицированные ими (сравнение, метафора, гипербола, повтор, риторический вопрос и др.). Применение тропов и фигур делает речь не только выразительной, но и способствует лучшему пониманию и запоминанию. К средствам выразительности относятся также фразеологизмы и крылатые выражения.
Этап словесного выражения заканчивается написанием полного текста выступления, тщательно отредактированного, ведь «перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия» (Цицерон).
Запоминание – четвертая ступень риторического канона. Выбор формы произнесения речи (с опорой на текст или без записей) зависит от множества причин: сложности темы, состава аудитории, свойств памяти выступающего и др. Рекомендуется на основе полного текста выступления составить краткий тезисный план с четким выделением частей речи, с полной записью вступления и заключения, с записью цитат, статистических данных.