Основные этапы подготовки речи
· Определение цели (развлечение, убеждение, информация) и сверхзадачи (скрытой идеи речи),
· анализ аудитории и ситуации,
· подбор материала,
· составление плана, расположение материала в нужной последовательности,
· словесное оформление речи,
· заучивание текста речи.
· репетиция.
Композиция есть логика развития темы» К. Федин
Части речи | Задачи | Приемы и средства |
ВСТУПЛЕНИЕ | -установить контакт со слушателями путем указания на общие взгляды - привлечь внимание - заинтересовать | ОБРАЩЕНИЕ НАЗЫВАНИЕ ТЕМЫ (о чем будете говорить) ЗАЦЕПЛЯЮЩИЕ КРЮЧКИ: что-нибудь из жизни, что-то неожиданное, парадокс, неожиданный вопрос |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | - раскрыть историю проблемы; - сформулировать главный тезис; | РАССКАЗ-ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЕ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | «Генеральный штурм» аудитории: - закруглить речь, - повторить самое главное, причем с усилением Никаких новых сведений! | ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛИМЕНТ |
Схема анализа выступления
Оратор должен ответить на вопросы: 1. удалось ли удержать внимание аудитории во время выступления 2. уложился ли в регламент 3. все ли сказал, что хотел 4. подчеркнул ли главное в заключении 5. не сбивался ли, не отклонялся ли от темы 6. уверенно ли чувствовал себя Да – 10, нет – 1; менее 50 – неудачное выступление | Экспертная оценка: 1. Удачно ли начало 2. Есть ли динамизм 3. Удачны ли примеры 4. Адекватна ли громкость 5. Адекватен ли темп 6. Адекватен ли язык и стиль 7. Удачно ли завершение 8. Уложился ли в регламент 9. Хорошо ли держался 10. Интересно ли было слушать 11. Оригинально ли содержание 12. Ясна ли основная мысль 13. Убедителен ли оратор Да – 10, нет – 1; удачное выступление – не менее 86 баллов |
Литература:
1. Кони А.Ф. Приемы и задачи прокуратуры // Собрание сочинений в 8 т. – М., 1967. – Т.4. – С. 121-200
2.Мартьянова И.А. Основы риторики. – СПб., М., 2002.
3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.
4. Одинцов В.В. Структура публичной речи. – М.,1976.
5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000. – гл.3
6. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж, 1993.
ЗАНЯТИЕ № 8
Тема.Спор и его разновидности
Цель: дать представление о разновидностях спора (дискуссия, диспут, полемика), создать ситуацию спора и полемики, отработать умение задавать разные виды вопросов, умение применять разные способы опровержения обвинения.
Понятие спора. Логические и психологические предпосылки спора. Цель спора. Пути отстаивания позиции в споре: 1) Логический путь: доказательство правильности своих убеждений; указание оснований, из которых они вытекают; развитие следствий, подтверждающих правильность обоснованных положений. 2) Психологический путь: приемы запутывания противника, вызывание в противнике чувства неуверенности в себе, воздействие на слушателей и «перетягивание» их на свою сторону и т.п. Роль вопросов во время дискуссии, типология вопросов. Проблема этикета и этики в ситуации спора.
Вопросы:
Какова роль вопросов в споре? Дайте разные виды классификации вопросов.
Сформулируйте правила поведение противников в споре.
В чем отличие дискуссии от полемики и диспута.
Судебное разбирательство – особый вид спора?
Задания
Подготовьтесь к диспуту «Свободна ли современная Россия?». Организуйте партию, состоящую из 3 – 5 человек, выработайте совместно программу партии в тезисах. Каждый участник выбирает один из тезисов и доказывает его, для этого подбирает аргументы и продумывает способ доказательства. Партия готовит выступление перед избирателями с представлением своей программы, продумывает ответы на возможные вопросы. Выступление партии длится 5 минут, затем ответы на вопросы представителей других партий и избирателей.
Предлагаемые названия партий:
социалистическая; либеральная; монархическая; независимая; зависимая; любителей пива; любителей бананов; любителей животных; любителей зеленых насаждений; женщин; мужчин; студентов; ученых; архитекторов - строителей; продавцов; покупателей; москвичей; провинциалов; любителей жары; любителей холода; деревообработчиков; защитников леса; поборников старины; технократическая; спартанская; экзотическая; традиционная.
Литература:
1. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1998.
2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. – М., 2002.
3. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
4. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора// Вопросы философии – 1990 - №3 – с.61 – 132
5. Селезнева Л.В. Спор интеллигентов// Кадровик.ру. 2008. №5. с.84 - 87
6. Сергеечева В. Словесное карате. Стратегия и тактика общения. – СПб, 2002.
7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.
Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) по курсу «Риторика»