Вопрос 2. история ораторского искусства.
Античная риторика
Становление риторики как особой науки произошло в эпоху античности. Уже в V в. до н.э. двумя греками из Сиракуз был составлен не дошедший до нас учебник по риторике. Развитие риторики на раннем этапе прежде всего связано с Аттикой, некоторыми городами Малой Азии, с о. Родос. Софист Горгий (V – VI вв. до н.э.) положил начало риторики в Афинах, ею также занимались Трасимах Халкидонский, Протагор. Развитую форму риторика приобрела лишь в III – II вв. до н.э. благодаря творческой деятельности теоретиков риторики – Исократа, Аристотеля, Феопомпа, Дионисия Галикарнасского и др.
Античная риторика была представлена стилем «кратким», утонченным и образным – аттическим и пышным, отличавшимся пафосом и ходульностью, – азианизмом, названным так потому, что в III в. до н.э. его представителями были выходцы из Малой Азии.
Античная риторика включала древнегреческую риторику (софисты, Платон, Аристотель) и древнеримскую риторику (Цицерон, Красс, Квинтилиан), которая делилась, в свою очередь, на риторику республиканского Рима, творчество Цицерона, риторику времен Империи, наконец, риторику периода раннего христианства.
Состояла классическая античная риторика из разделов об источниках красноречия (дарование, природные данные – natura; искусство – ars – как результат профессиональной выучки; упражнение – exercitation), о родах красноречия, о задачах оратора, об элементах речи: 1) нахождение, изобретение (inventio), то есть систематизация материала, сведение многообразия к общим типам, подбор необходимых фактов и доказательств, указание логических аргументов; 2) расположение материала (dispositio), то есть его построение, композиция, подбор и поиск аргументов; 3) словесное выражение (elocutio), учение о критериях и средствах красноречия (правильность, ясность, упорядоченность – уместность, красота – украшенность; фигуры речи); 4) запоминание (memoria), учение о профессиональной ораторской памяти; 5) произнесение (actio), учение о способах произнесения, способствующих успеху речи.
В эпоху античности риторические школы появляются в III в. до н.э. в Древней Греции и в I в. до н.э. в Древнем Риме. Словесное искусство возникло в то время как орудие античной демократии, отсюда развивалось оно как важнейший элемент общественной жизни античного полиса. Умение аргументировано говорить было способом утверждения человека в обществе.
Расцвет античного красноречияприблизительно совпал с двумя периодами рабовладельческой демократии: в Греции это V – VI вв. до н.э. (в Афинах период от Перикла до Демосфена); в Риме – I в. до н.э. (время Цицерона).
Во второй половине V в. до н.э. развивается софистика.Софисты были глашатаями образа «общественного человека» идеала Древней Греции. Демократический образ мыслейлежал и в основе представлений о знании, с которыми выступали софисты, и в основе учения об относительности истины. Истина есть только субъективные суждения о ней: человек есть мера всех вещей.Поэтому нельзя говорить, что одно мнение убедительнее другого. Для этого в распоряжении софистов были два средства: диалектика – искусство рассуждать и риторика – искусство убеждать. Тот, кто владеет этими искусствами, может переубедить любого противника и добиться торжества своего мнения, в чем и заключалась цель идеального «общественного человека».
Именно софисты впервые заговорили в Греции о силе словаи создали теорию красноречия, виртуозно применяя ее на практике (Платон «Федр», «Горгий», «Тисий»). «Софист было именем, имевшим весьма общее значение, и [слово] философия употреблялось в значении некоторой любви к прекрасному и умственных занятий, причем [имелся в виду] не нынешний способ [не то, что теперь называется философией], но <...> воспитание вообще» (Грановская Л.М. Риторика. – М., 2004. - с.172).
Главная цель оратора, с точки зрения софистов, не раскрытие истины, а убеждения при помощи вероятного. Отказавшись от абсолютизации незыблемых истин, софисты выдвинули учение о всеобщей относительности, где главное место отводилось теории убеждения. Научить человека диалектически мыслить, делать слабое мнение сильным, выступать и побеждать в споре – вот основной канон софистики. Нельзя говорить об истинном мнении, но только об убедительности его.
Софисты первые разработали систему учебных ораторских упражнений. Осмысливая человеческую речь как технэ (руководство), как деятельность, с помощью которой можно подчинить, они признавали, что в аргументации допустимы ложные посылки, к которым можно прибегать для достижения цели. Вера в подобную магическую реальность словесного понятия была велика, поэтому собеседника (или слушающего) часто приводили к нелепому ответу.
У истоков софистики стояли два великих мыслителя – это Протагор и Горгий. Протагора (ок. 480 – 410 гг.) из Абдер считают «отцом» софистики. Он был одним из первых, кто сказал, что о всякой вещи есть два противоположных друг другу мнения, развил словесное красноречие и первый, кто разделил речи на 4 вида: вопрос, ответ, просьбу и приказание. До наших дней сохранились следующие книги Протагора: «Искусство спорить», «О борьбе», «О науках», «О честолюбии», «Повелительное слово» и др. Фраза, прозвучавшая в сочинении «Истина»: «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют», в дальнейшем стала афоризмом.
Другой основоположник школы софистов – Горгий из Леонтин в Сицилии, сын Хармантида, ученик Эмпедокла из Агригента (ок.490 – 430 до н.э.) – считается фактически создателем риторики. Он положил начало, вошедшим в обыкновение у софистов приемам, стремительному порыву речи, парадоксальности, воодушевлению, умению выражать важные дела пространно, разделениям и сближениям, от которых речь становится, приятнее и пышнее (Маковельский А.О. Софисты. – Баку., 1940. – Вып. 1. – С.22).
Горгий был великим мастером слова. Его «олимпийская речь», в которой восхваляется одно из самых значимых событий, происходивших в жизни Эллады каждые четыре года, была призывом к объединению греков против варваров.
Горгию приписывают речь «Похвала Елене», в которой он ставил своей задачей оправдать виновницу Троянской войны, ибо здесь были: судьба, насилие, убеждение или любовь. Эта речь считается образцом риторического произведения, преломившим отношение к Елене Прекрасной, после чего вся Греция стала восхвалять Елену.
Горгий вызывал восторг своими речами на разного рода празднествах и не только в Афинах, но и в Олимпии, в Пифийском храме. По свидетельству современников, он первый стал употреблять антитезы, одинаковые окончания (симметричное соответствие двух частей периода) и др. Эти фигуры речи античная риторика называла горгиевыми фигурами (История греческой литературы. – М.: АН, 1955. – Т.2. – С.230).
Горгий перенес в политическую речь поэтический способ выражения, делая ее высокой. В сочинении «О несуществующем, или о природе» Горгий писал: «1) ничто (небытие) не существует; 2) если и существует, то непознаваемо; 3) если познаваемо, то необъяснимо для ближнего. Бытие не есть то, что мыслится и понимается. Мы передаем свои мысли словом, а слово и его материальное звучание и смысл не могут быть показаны». Одним из ярких представителей афинской школы красноречия был ученик Горгия Исократ (IV в. до н.э.). «Обдуманно группируя второстепенные элементы речи вокруг главных, он создал для своих слушателей целые вереницы периодов, легких, просторных и ясных от одного края до другого, подобно колоннадам тех портиков, которые окружали площадь их родного города (Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы. – СПб., 1905. – С. 239).
Горгий дожил до 109 лет, сохранив крепость сил и юношескую свежесть органов чувств.
Первым, кто выступил против учения софистов об относительности истины, был Сократ (469 – 399 до н.э.) – самый знаменитый (наряду с Аристотелем и Платоном) философ античности, споры о котором продолжаются до настоящего времени. Для Сократа главными философскими вопросами стали вопросы смысла человеческого существования, предназначения человека, природы знания и истины. Ученый своим вопросно-ответным методом (позже названный сократическим), беспощадной логикой и диалектикой способствовал рождению правильной мысли, поиску истины. Философ искусно владел иронией, с помощью которой мог в споре у собеседника зародить сомнение в истинности традиционных представлений. Вокруг Сократа постепенно собирался круг приверженцев, объявивших себя его учениками, которые позже, после казни Сократа, способствовали образованию сократических школ, появление которых явилось новым важным этапом в развитии общеобразовательных институтов Древней Греции.
Платон Афинский (настоящее имя Аристокл, 427 – 347 до н.э.), сын Аристона и Периктионы, как ученик Сократа, основав свою риторическую школу, стал непревзойденным мастером диалога, полемики. В спорах Платон страстно выступал против традиционной софистической риторики с ее культом слова, с лозунгом вероятности, так как считал, что в основе ораторского искусства должно лежать знание о человеческой душе. Риторику ученый не считал наукой, потому что она изучала формы речи, так как формы речи не подчиняются общим законам, но определяются только конкретным содержанием речи, а значит, риторика есть практическое знание, приобретаемое опытом.
По Платону, риторика вторична по отношению к истинным знаниям, убеждение, оправдание не равны им; она двулика: ей важно знать мнение толпы, отсюда она может использовать речь как орудие обмана. Тем не менее, в системе обучения риторика с грамматикой и диалектикой составляли первый круг знаний, непреложный для всякого ученика.
Трудность понимания концепций Платона состоит в том, что философ не систематизировал и не структурировал изложение собственных позиций. Так, например, называя искусство оратора волшебством и чародейством, с одной стороны, философ негативно относился к ораторскому искусству, с другой. Письменный текст, по Платону, – подходящее сравнение для плохого собеседника, который не умеет главного: отвечать на вопросы, слушать собеседника, выжидая терпеливо ответа на свои вопросы.
В эпоху эллинизма сложилось также учение о четырех стилях: 1) сухом, 2) гладком, 3) величественном, 4) мощном. Образцом высокого стиля считались речи Демосфена, среднего – Деметрия Фалернского, простого – Лисия.
Свободоречие (парессия), как важнейшее нравственное право неопозоренного, свободного грека, считалось важнейшим качеством античного человека.
Исследователи отмечают, что «эллинизм создал риторику, которая легла в основу не только многих сотен речей, этих крупнейших произведений художественного творчества, но и множества риторических трактатов, разрабатывавших настоящую античную эстетику и подлинную античную теорию стилей. Необозримое количество риторических трактатов до сих пор не систематизировано и не осознано – до того вся эта риторика разнообразна, изощрённа и глубока» (Античные риторики. – М.: МГУ, 1978. – С.11).
В эллинистическом мире риторика, призванная исправлять и воспитывать граждан, представляла своеобразный синтез моральной философии, соединенной с ораторским искусством. Такова, например, «Риторика» Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Произведение великого мастера состоит из трех книг и прежде всего посвящено искусству красноречия, хотя многие его положения выходят далеко за пределы того, что принято считать искусством говорить. Если риторику софистов называют тональной, то есть воздействующей, то «Риторику» Аристотеля называют аргументирующей, сопутствующей искусству диалектики.
Аристотель был первым, кто сделал исходным моментом в анализе мышления человека, познающего объективный мир. Мышление выглядит как речение, поэтому суждение есть высказывание, утверждающее или отрицающее что-либо о чем-либо.
Определяя задачи риторики, Аристотель считает одной из главных проблем прославление прекрасного как категории этического начала: прекрасно то, что делается человеком не только для себя, но и для других людей, то есть ради добра и морали. Критерием этичности ораторской речи является понятие справедливости, связанное с представлением о государстве.
Предметом риторической эстетики Аристотеля является также проблема стиля (III книга «Риторики»), строя речи, куда входят понятия ясности, сжатости, соразмерности, изящества и благородства, отсутствие аффектации. Риторическая эстетика Аристотеля, которая представлена как художественная концепция, называют классическим стилем античной риторики.
Следующий период развития красноречия – ораторское искусство эпохи Римской империи. Красноречие в Древнем Риме было доступно большинству, поэтому носило народный характер. Искусство красиво и аргументировано говорить было рождено римской политической жизнью и было связано с правом и литературой.
Наивысшего развития римское ораторское искусство достигло в последний век республики. Вершиной римского красноречия считается ораторское искусство Марка Туллия Цицерона (106 – 43 до н.э.), поэтому часто I век до н.э. называют еще эпохой Цицерона. Эпитет божественный относился к нему непосредственно. Цицерон считался совершенством, вершиной аттического красноречия. Хотя сам Цицерон превозносил речи Демофена и Красса и часто повторял, что «так говорил бы Юпитер, если бы стал говорить по-гречески» (Брут, 3121). Для Цицерона Красс – «бог в речах». Последнюю речь Красса в сенате Цицерон патетически вспоминает, как «лебединое слово божественного мужа». Красноречие же самого Цицерона божественно в оценке Квинтилиана.
Цицерон считал, что в Риме настало время для достижения идеала образованного оратора, который был бы одновременно оратором и философом, кто в своих речах и поучал бы слушателей, и доставлял им наслаждение, и подчинял себе их волю. Поэтому оратором, с точки зрения Цицерона, будет всякий, кто умело обращается с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта.
В своих книгах «Об ораторе», «О знаменитых ораторах» Цицерон рассмотрел, как соотносится позитивное знание и то, которое несет в себе искусство красноречия. Цицерон подчиняет философию риторике, коренной риторической установке ума.
Из трех разделов философии: учение о природе, учение о нравственности и учение о логике, – Цицерон считал наиболее полезным для оратора – логику и этику, потому что знание логики позволяет правильно построить содержание речи и способствует выяснению дела, а знание этики помогает оратору сознательно выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.
Работы Цицерона, которые принято называть риторическими, содержат материал, далеко выходящий за рамки риторики. Чаще всего в них ставятся философские проблемы, главная из которых – это проблема взаимоотношения философии и красноречия. Но в отличие от греческих философов Цицерон предпочтение отдает деятельности перед теорией. Предназначение философии – обеспечение жизнедеятельности людей, а обязанность философа – изучение риторики и разработка ее теории, потому что именно риторика поможет превратить философию в практическую философию.
Главная часть наследия Цицерона – речи, в которых настолько ярко продемонстрированы способы и возможности оратора соединить в тексте публичного выступления теорию и практику красноречия.
Велика роль произведений Цицерона и в истории культуры, ибо он приобщил латинский запад к источникам греческой философии, сохранив для средневековья и Нового времени учения позднего эллинизма. Цицерон способствовал также и выработке латинского художественного стиля, придав ему необыкновенную выразительность, стройность, силу и мощь, чистоту и благозвучие. Но несмотря на это часто в своих произведениях оратор ставит вопрос, но не дает на него никакого ответа, начинает анализ, но не доводит его до конца, в спорах и полемиках склоняется к компромиссам. В то же время многие положения Цицерона отличаются непоследовательностью и противоречивостью. Например, великий мастер слова часто критикует греков, хотя использует их теоретическую классификацию.
Все же риторическое наследие Цицерона приобретает особое значение, потому что, с точки зрения А.Ч.Козаржевского, все, что было достигнуто в раннеримской теории и практике ораторского искусства, меркнет перед гением Цицерона (Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. редактор М.И. Панов; сост. М.И. Панов, М.И. Тумина. – М., 2005. – С.144).
Пройдя через период сосуществования различных ораторских манер, риторика на исходе античности начинает превращаться в нормативную дисциплину. Приближающийся общий кризис Римской империи во II в. н.э. не мог не отразится на жизни общества, а значит, и на ораторском искусстве. Красноречие начинает утрачивать общественное положение и стимул, становится более формальным, проявляясь лишь в словесных ухищрениях. С падением демократии, с македонским владычеством падает строгость классических образцов, а на смену традиционному стилю приходит аттицизм. Легкая, естественная манера речи, распространенная в цицероновское время, была утрачена.