Практическое занятие 3 «Характеристика функциональных стилей речи».
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое научный стиль? Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
2. Чем отличаются речевые нормы учебной и научной сфер деятельности?
3. Каковы правила написания и оформления плана, тезисов, конспекта, реферата и аннотации?
4. Охарактеризовать языковые различия устной и письменной форм научной речи.
5. Основные способы свёртывания текста и написания тезисов.
6. Правила и приёмы построения доклада, выступления.
7. Содержание рецензии и отзыва (типовые планы их написания).
8. Жанр конспекта, специфика ведения конспекта лекций.
9. Составление библиографии. Как оформить библиографический список в реферате, курсовой работе, дипломе?
10. Система жанров официально-делового стиля.
11. Выявить особенность устных текстов официально-делового стиля. Правила проведения собеседований и переговоров.
12. Основные виды деловых документов и правила их оформления.
13. Общие формулы официальной документации и специфика юридических документов.
14. Каковы особенности публицистического стиля?
15. Проанализировать образцы публицистического стиля.
16. Характеристики и качества публичной речи.
17. Факторы, обусловливающие информативность и доходчивость публичной речи.
18. Разговорная и публичная речь.
Задание.Подготовить краткий реферат или научное сообщение на семинаре по одной из предложенных тем:
1. Функционально-смысловой тип речи: сущность, особенности различных типов.
2. Особенность современного этапа существования функциональных стилей русского языка.
3. Перечислите основные признаки научного стиля.
4. Языковые нормы, действующие в научном стиле.
5. Условия, выполняемые при компрессии текстов.
6. Языковые нормы, действующие в официально-деловом стиле.
7. Основные признаки публицистического стиля.
Задание. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.
А.Итак в действительности видимое положение звезды оказывается смещенным относительно истинного на некоторый угол Вектор скорости Земли все время поворачивается в плоскости орбиты вследствие чего ось телескопа тоже поворачивается описывая конус вокруг истинного направления на звезду Соответственно видимое положение звезды на небесной сфере описывает окружность Если направление на звезду образует с плоскостью земной орбиты угол отличный от прямого видимое положение звезды описывает эллипс Для звезды лежащей в плоскости орбиты эллипс превращается в прямую
Б.После подписания настоящего Контракта все предшествующие переговоры и переписка по нему теряют силу Всякие изменения настоящего Контракта и дополнения к нему считаются действительными только в том случае если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами Все сообщения заявления и претензии связанные с исполнением настоящего Контракта или вытекающие из него должны направляться сторонами по указанным в Контракте адресам Ни одна из сторон Контракта не может передавать свои права и обязанности вытекающие из Контракта или в связи с ним третьим лицам без письменного на то согласия другой стороны
В.Сначала импрессионистов не признавали их живопись казалась слишком смелой и необычной над ними смеялись Никто не хотел покупать их картин и гениальные живописцы жили в бедности пребывая в безвестности не год и не два Однако ни бедность ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений Прошло много лет некоторых из художников-импрессионистов уже не было в живых когда наконец их искусство было признано Теперь музеи всего мира гордятся картинами таких мастеров как Мане Ренуар Дега Истина оказалась сильнее предрассудков и ложных представлений Победила красота и вечно молодое неувядаемое неподвластное времени высокое искусство
Задание. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.
1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.
2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.
3. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.
4. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.
5. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.
Задание. Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли они уместны? Исправьте предложения.
1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции.
2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.
3. Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков.
4. По получении оного (распоряжения) материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.
Задание. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.
1. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек.
2. Время существования в космосе второго спутника – 93 суток.
3. Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие “вставки” в представление.
4. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы.
Задание. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.
1. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан.
2. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике.
3. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам.
4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка.
5. Первые, кто приш… на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.
Упражнения:
Упражнение.Научному тексту свойственно понятие полисемии и омонимии: определите по Толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой значение следующих слов. В каких областях наук они используются? Найдите (или придумайте) тексты, где данные слова выступают в разных значениях. Можно использовать различные энциклопедии и терминологические словари.
Тело, отражение, закон, род, статья.
Упражнение.Определите стилистические функции канцеляризмов в художественном тексте на примере следующих отрывков. Подберите свои примеры.
1. Договаривающиеся стороны заглядывали друг другу в глаза, обнимались, хлопали и вежливо смеялись.
2. Ни возрастом, ни полом эти молодые люди не гармонировали с задачами социального обеспечения.
3. Эта мебель – орудие производства. И стул – тоже орудие производства.
Упражнение.Вставьте, где нужно, букву н.
Балован_ый ребенок, белен_ый потолок, брошен_ый листок, варен_ый картофель, поле вспахан_о, задание выполнен_о, вязан_ый на спицах шарф, вязан_ый свитер, желан_ая встреча, жарен_ая утка, зван_ый ужин, много раз игран_ый этюд, квашен_ая капуста, кован_ый сундук, краден_ые часы, крашен_ые волосы, куплен_ый билет, лакирован_ая шкатулка, ломан_ая линия, маринован_ые огурцы, маслен_ый пирожок, квартира меблирован_а, медлен_ый темп, мечен_ый атом, морожен_ое мясо, написан_ое письмо, колбаса нарезан_а, невидан_ое диво, неглажен_ая блузка, неждан_ый гость, немудрен_ый завтрак, неписан_ый закон, непрошен_ое вторжение.
Упражнение.Перепишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Хотя с точки зрения веч…ности дост…жения чистой науки двигающие на новый высокий уровень человеч…скую мысль (по) сути вещей гораздо бол…е значит…льны и в конце концов в истории планеты и человеч…ства бол…е могущ…стве…ы чем величайшие завоевания прикладного знания в текущей жизни для совреме…иков гораздо больш…е значение имеют крупные дост…жения прикладного знания (В. Вернадский)