Практическое занятие 3 «Характеристика функциональных стилей речи».

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое научный стиль? Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

2. Чем отличаются речевые нормы учебной и научной сфер деятельности?

3. Каковы правила написания и оформления плана, тезисов, конспекта, реферата и аннотации?

4. Охарактеризовать языковые различия устной и письменной форм научной речи.

5. Основные способы свёртывания текста и написания тезисов.

6. Правила и приёмы построения доклада, выступления.

7. Содержание рецензии и отзыва (типовые планы их написания).

8. Жанр конспекта, специфика ведения конспекта лекций.

9. Составление библиографии. Как оформить библиографический список в реферате, курсовой работе, дипломе?

10. Система жанров официально-делового стиля.

11. Выявить особенность устных текстов официально-делового стиля. Правила проведения собеседований и переговоров.

12. Основные виды деловых документов и правила их оформления.

13. Общие формулы официальной документации и специфика юридических документов.

14. Каковы особенности публицистического стиля?

15. Проанализировать образцы публицистического стиля.

16. Характеристики и качества публичной речи.

17. Факторы, обусловливающие информативность и доходчивость публичной речи.

18. Разговорная и публичная речь.

Задание.Подготовить краткий реферат или научное сообщение на семинаре по одной из предложенных тем:

1. Функционально-смысловой тип речи: сущность, особенности различных типов.

2. Особенность современного этапа существования функциональных стилей русского языка.

3. Перечислите основные признаки научного стиля.

4. Языковые нормы, действующие в научном стиле.

5. Условия, выполняемые при компрессии текстов.

6. Языковые нормы, действующие в официально-деловом стиле.

7. Основные признаки публицистического стиля.

Задание. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А.Итак в действительности видимое положение звезды оказывается смещенным относительно истинного на некоторый угол Вектор скорости Земли все время поворачивается в плоскости орбиты вследствие чего ось телескопа тоже поворачивается описывая конус вокруг истинного направления на звезду Соответственно видимое положение звезды на небесной сфере описывает окружность Если направление на звезду образует с плоскостью земной орбиты угол отличный от прямого видимое положение звезды описывает эллипс Для звезды лежащей в плоскости орбиты эллипс превращается в прямую

Б.После подписания настоящего Контракта все предшествующие переговоры и переписка по нему теряют силу Всякие изменения настоящего Контракта и дополнения к нему считаются действительными только в том случае если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами Все сообщения заявления и претензии связанные с исполнением настоящего Контракта или вытекающие из него должны направляться сторонами по указанным в Контракте адресам Ни одна из сторон Контракта не может передавать свои права и обязанности вытекающие из Контракта или в связи с ним третьим лицам без письменного на то согласия другой стороны

В.Сначала импрессионистов не признавали их живопись казалась слишком смелой и необычной над ними смеялись Никто не хотел покупать их картин и гениальные живописцы жили в бедности пребывая в безвестности не год и не два Однако ни бедность ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений Прошло много лет некоторых из художников-импрессионистов уже не было в живых когда наконец их искусство было признано Теперь музеи всего мира гордятся картинами таких мастеров как Мане Ренуар Дега Истина оказалась сильнее предрассудков и ложных представлений Победила красота и вечно молодое неувядаемое неподвластное времени высокое искусство

Задание. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

1. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

3. Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.

4. Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

5. На борту фрегата находилась команда солдат. Их командиром был прапорщик Комаров. Команда высадилась на берег бухты и построила несколько сооружений.

Задание. Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли они уместны? Исправьте предложения.

1. Не будем экстраполировать вопрос инфляции.

2. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.

3. Так в конце XIX века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков.

4. По получении оного (распоряжения) материал будет немедленно отослан в ваше распоряжение.

Задание. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

1. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек.

2. Время существования в космосе второго спутника – 93 суток.

3. Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие “вставки” в представление.

4. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы.

Задание. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан.

2. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике.

3. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам.

4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка.

5. Первые, кто приш… на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.

Упражнения:

Упражнение.Научному тексту свойственно понятие полисемии и омонимии: определите по Толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой значение следующих слов. В каких областях наук они используются? Найдите (или придумайте) тексты, где данные слова выступают в разных значениях. Можно использовать различные энциклопедии и терминологические словари.

Тело, отражение, закон, род, статья.

Упражнение.Определите стилистические функции канцеляризмов в художественном тексте на примере следующих отрывков. Подберите свои примеры.

1. Договаривающиеся стороны заглядывали друг другу в глаза, обнимались, хлопали и вежливо смеялись.

2. Ни возрастом, ни полом эти молодые люди не гармонировали с задачами социального обеспечения.

3. Эта мебель – орудие производства. И стул – тоже орудие производства.

Упражнение.Вставьте, где нужно, букву н.

Балован_ый ребенок, белен_ый потолок, брошен_ый листок, варен_ый картофель, поле вспахан_о, задание выполнен_о, вязан_ый на спицах шарф, вязан_ый свитер, желан_ая встреча, жарен_ая утка, зван_ый ужин, много раз игран_ый этюд, квашен_ая капуста, кован_ый сундук, краден_ые часы, крашен_ые волосы, куплен_ый билет, лакирован_ая шкатулка, ломан_ая линия, маринован_ые огурцы, маслен_ый пирожок, квартира меблирован_а, медлен_ый темп, мечен_ый атом, морожен_ое мясо, написан_ое письмо, колбаса нарезан_а, невидан_ое диво, неглажен_ая блузка, неждан_ый гость, немудрен_ый завтрак, неписан_ый закон, непрошен_ое вторжение.

Упражнение.Перепишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Хотя с точки зрения веч…ности дост…жения чистой науки двигающие на новый высокий уровень человеч…скую мысль (по) сути вещей гораздо бол…е значит…льны и в конце концов в истории планеты и человеч…ства бол…е могущ…стве…ы чем величайшие завоевания прикладного знания в текущей жизни для совреме…иков гораздо больш…е значение имеют крупные дост…жения прикладного знания (В. Вернадский)

Наши рекомендации