Церко́вное красноре́чие.см. гомилетика
ЦЕРКО́ВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ СТИЛЬ, илиРЕЛИГИОЗНО-ПРОПОВЕ́ДНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, – один из функциональных стилей кодифицированного литературного языка. Обслуживает церковно-религиозную сферу. Близок к Публицистическому стилю (см.), т.к. в нём язык используется в своей агитационной функции: проповедуя слово Божие, священники стремятся воздействовать на сознание слушателей и убеждать их в существовании непреложных религиозных истин, которыми должен руководствоваться человек в повседневной жизни. Однако, в отличие от публицистики, здесь используются не просто экспрессивно окрашенные лексические и фразеологические средства, а слова и выражения, принадлежащие высокому стилю, нередко архаичные (и благодаря этому возвышенно-торжественные): благодарение, благодать, благодеяние, боговдохновенный, дарованный, ибо, дабы, призреть, пришествие, тщета, уповать и т.п., некоторые устарелые формы слов: отче, сыне, Божие, диакон, изыди, пред (вместо перед), древо и др., формы, свидетельствующие о прямом обращении говорящего к слушающим: местоимения 2-го лица ты (и Ты, если это обращение к Богу), вы,формы повелительного наклонения глагола и нек. др.
В синтаксисе характерными чертами являются, напр., такие, как постпозиция согласованного определения: слово Божие, род человеческий, Царь Небесный и т.п., нанизывание однотипных конструкций, что усиливает воздействие высказывания, напр.: Самые большие знамения, самые удивительные чудеса никогда не могли поколебать сердце, которое ожесточилось, которое замкнулось в себе, которое отказалось от веры, не желало верить (из проповеди).
Ц.-р.с. жанрово многообразен; в нём выделяются такие речевые жанры, как поучение, молитва, притча, исповедь, проповедь. Жанрово различаются и виды текстов богослужения: (акафист, ектенья, псалом) и тексты богословской литературы. Несомненным стилистическим и жанровым своеобразием (даже в самых современных переводах) отличается главная книга христианства – Библия, совмещающая в своих текстах черты различных речевых жанров Ц.-р.с.
Образцы Ц.-р.с.:
1) Поучение: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца нашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Евангелие от Матфея 6, 1 – 4);
2) Молитва: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, и на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Евангелие от Матфея 6, 9 – 13).
3) Проповедь: Мы гости в этом мире. Мы гости на короткое, на очень короткое время, пришедшие из тайны и уходящие в тайну. Но Господь открывает нам, что эта короткая жизнь имеет для нас огромное значение, потому что она есть школа вечности. Здесь наша душа, наша личность, наша совесть – всё, что есть в нас божественного, всё это здесь растёт и воспитывается.
И как страшно человеку, который промотал своё время, потратил его на пустяки, на вещи ничтожные и жалкие. Он оборачивается, и оказывается, жизнь уже прошла в мелочных заботах, в пустой, бесплодной болтовне, в каких-то ложных делах, о которых, может быть, не стоило и думать, − время проходит.
Есть слова: убить время. Правильные слова, хотя и страшные. Потому что время – это наша жизнь. И если мы убиваем, напрасно тратим время, мы убиваем свою собственную жизнь. Проверяйте себя, думайте об этом, старайтесь, чтобы ничто не проходило напрасно, в праздности, в бесполезности, в бездарности (из проповеди протоиерея Александра Меня).
Лит.: Гольберг И.М. Религиозно-проповеднический стиль современного русского литературного языка: моральные концепты: КД. М., 2002; Звездин Д.А. Православная проповедь как жанр церковно-религиозного стиля современного русского литературного языка: КД. Челябинск, 2012; Крысин Л.П.Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Сб. памяти Т.Г. Винокур. М., 1996; Розанова Н.Н. Сфера религиозной коммуникации: храмовая проповедь // Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. М., 2003; Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000.
Л.П. Крысин