Разговорность речи как средство установления контакта с аудиторией.
Естественный, разговорный стиль в настоящее время является самым эффективным стилем публичной речи, тогда как в недавнем прошлом публичная речь выглядела как хорошо подготовленный спектакль. Психологи утверждают, что именно естественность поведения притягательны в человеке. Непринужденность свидетельствует о комфортном состоянии говорящего, которое передается и слушающему. Исследователи отмечают, что существеннейшей особенностью разговорной речи является «неофициальность ситуации, в которой она возникает, незапланированность разговорной речи, «равноправие» говорящего и адресата в ситуации общения». Это совсем не значит, что оратор не должен готовиться к выступлению. Он должен научиться имитировать разговорную речь. Эта имитация вызывает у слушателей иллюзию естественного, непринужденного общения.
Несколько советов, как научиться имитировать разговорную речь:
1. Старайтесь, чтобы фразы были как можно короче. Помните, что сложные конструкции - принадлежность письменной речи. Их трудно воспринимать на слух, в них легко запутаться самому оратору.
2. Избегайте официально-деловых штампов, книжных устойчивых оборотов. Особенно опасно употребление штампов в начале речи, так как у слушателя пропадает интерес к теме, не возникает желания вступать в контакт.
3. «Представьте себе, что вы сообщаете содержание вашего выступления близкому приятелю, знакомому в личной беседе. Не говорите в пространство, адресуясь к анонимному, «обобщенному» слушателю. Если вы стоите перед аудиторией, постарайтесь не думать: «Я делаю доклад» или: «Я выступаю», «Я отвечаю на вопрос» и т. п. Обратите внимание на то, что перед вами сидят живые люди, которые хотят услышать что-нибудь интересное...
Постарайтесь поставить себя на место слушателя вашей речи... Говорите с живыми, реальными людьми, дайте себе труд их разглядеть, и они будут благодарны за внимание к ним, за всякое старание сделать речь интересной, легко воспринимаемой.
25. Психологическая грамотность оратора. Знание своих слушателей, собеседников (оратор и аудитория).
Принцип учета интереса слушателей – один из основных в риторике. Аудиторию принято оценивать по следующим критериям:
· Социально-демографический состав (интересна ли им будет тема?);
· Степень однородности;
· Возможные потребности, интересы и установки слушателей;
· Физическое и психическое состояние слушателей;
· Отношение к теме выступления и возможное отношение слушателей к оратору
На протяжение всего выступления неизменными остаются лишь 1ый и 2ой показатели, на остальные можно повлиять
Под аудиторией в риторике понимается некоторое количество людей, объединенных общей деятельностью, т.е. слушанием. Любая реакция в группе проявляется значительно ярче
Типы слушателей:
1) Конструктивный. Характерно: внимательно слушают выступление, могут оставить собственное мнение о предмете, готовы к дискуссии, могут аргументировано высказать свою точку зрения. Как правило, имеют некоторое количество вопросов по теме выступления. Данный тип слушателей самый удачный для работы, таких людей обычно порядка 15%;
2) Поверхностный. Обычно порядка 30% слушателей. Особенность в том, что внешне они внимательны, могут слушать с интересом, но не вникают в суть. Как правило, нет собственного мнения по данному вопросу, не способны вести дискуссию, поскольку не способны сформулировать и аргументировать свою точку зрения. У них, как правило, нет вопросов, им не нужно давать дополнительную информацию. С ними легко работать (нет претензий и вопросов), но не интересно;
3) Соглашательский тип. Также примерно 30% аудитории. По сути, похожи с предыдущим. Также нет своего мнения, но если возникает дискуссия, то слушатели этого типа всегда присоединяться к точки зрения противоположной оратору. Постоянно меняют свои взгляды на проблему. С ними сложно работать, они не умеют грамотно вести дискуссию. Этих людей надо не заинтересовывать, а очаровывать
4) Конфликтный тип. Обычно на аудиторию всего несколько человек, у подобного типа слушателей всегда есть свое мнение о проблеме и оно всегда противоположно мнению оратору. Он будет провоцировать дискуссию даже там, где она не уместна. Обычно данный тип слушателей не может грамотно аргументировать свою точку зрения и при желание с легкостью искажает факты. Почти всегда агрессивен и не способен вести диалог, его цель не выяснение причины, а привлечения внимания. Как правило, у них проблемы в социализации, с ними нужно общаться в течение выступления, иначе он не даст закончить выступление. Рекомендации при таком типаже:
· Спокойствие и невозмутимость;
· Задержка реакции - нельзя вступать в полемику с нарушителем сразу, достаточно выждать порядка 10 сек и только потом отреагировать. Этим вы обозначите, что внимание к этой полемике не заслужено. Таким образом, вы сильно задеваете самолюбие оппонента
· Перевод реакции
· Рационализация ситуации
· Парадоксальная реакция
26. Невербальные средства общения (взгляд, мимика, жесты, движения и др.) и их роль в коммуникативном процессе.
Слушатели придают значению слов примерно 7% значимости; 38% внимания уходят на интонацию; мимика и жесты – 55%. В зависимости от темы и задачи, цели выступления вы должны выбирать ваш внешний вид. Обязателен зрительный контакт на протяжение всего выступления. Положение оратора относительно слушателя – самым комфортным считается 3м от 1го ряда. Позы оратора:
· При выступление рекомендуется стоять;
· Жесты обязательно должны быть открытыми.
Жестикуляция обязательно должна присутствовать, но не чрезмерно эмоциональная, яркая.
Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный оратор меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного момента речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Вместе с тем, не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Основным показателем чувств оратора является выражение его лица. Мимика стимулирует эмоции аудитории, выражение лица оратора должно соответствовать характеру речи.У хорошего оратора, как замечал А.Ф. Кони, "лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение.