Марк-Антуан Шарпантье (1643 - 1704). Французский композитор, певец
разрабатывает аффектную характеристику тональностей:
С-Dur — веселый и воинственный
с-moll — сумрачный и печальный;
D-dur — радостный и очень воинственный,
d-moll — торжественный и благочестивый,
Е-Dur — сварливый и раздражительный, -
е-moll — изнеженный, любовный и жалобный,
Es-Dur — жестокий и суровый,
es-moll — ужасный, пугающий,
F-Dur — неистовый и вспыльчивый,
f-moll — сумрачный и жалобный,
G-Dur — нежный, радостный,
e-moll — серьезный и величественный,
a-moll — мягкий и жалобный,
В-Dur — величественный и радостный
b-moll — сумрачный и устрашающий,
H-Dur — суровый и жалобный,
h-moll — одинокий и меланхолический
Очень ясную классификацию типов тональностей в зависимости от аффектов выработала неаполитанская опера.
· Бравурность и героику передавал D-Dur,
· месть d-moll,
· жалобу g-moll,
· пастораль G-Dur,
· любовные чувства А-Dur.
· Для демонических сцен рекомендовались c-moll и fi s-moll.
Необходимо отметить универсальность теории аффектов: репрезентировать аффект способна и чистая инструментальная музыка, не прибегая к поддержке слова.
Пример — Хроматическая фантазия Баха: в ней отчетливо переданы печаль, состра-
дание, жалобы, скорбь. А сколь патетична его музыкальная речь в танцевальных
сюитах, казалось бы, не требующих особых стараний о передаче аффекта! Бах ус-
ложняет прикладной жанр, переводит его в сферу высокого стиля, облагораживает
незатейливые танцы средствами риторического украшения.
Истоки аффектов теории - в античной музыкальной эстетике (в частности, в теории этоса). Возникновение её было следствием распространения в 1-й половине 17 века рационализма в философии.
СогласноР. Декарту («Компендий музыки», 1618 год), цель музыки - «доставлять нам наслаждение и возбуждать в нас разнообразные аффекты».
Одна из классификаций А. Кирхерав его «Универсальной музургии» («Musurgia universalis», 1650) насчитывала следующие 8 музыкальных аффектов:
1. amor — любовь,
2. tristitia — печаль,
3. audacia — отвага,
4. furor –ярость,
5. temperantio — умеренность,
6. indignatio — негодование,
7. gravitas — величие,
8. religio — набожность.
Желание, любовь
Печаль,
Отвага,
Восторг,
Умеренность,
Гнев,
Величие и
Святость.
В другой классификации у него появились также «радость», «страх».
В музыкальной практике к ним добавились и иные, в частности, «шутка» (или«музыкальное скерцо» — у Монтеверди).
Немецкие теоретики18 века (И. Маттезон, Ф. В. Марпург и др.), выделяя значительно большее число возможных аффектов, рассматривали их главным образом как характеристикисодержания музыки.
Будучи тесно связана с риторикой музыкальной (в том числе с учением о музыкально-риторических фигурах), в 18 веке аффектов теория сблизилась с теорией подражания. (звукоизобразительности)
Н. Дилецкий в «Мусикийской грамматике» в 1681г. (1675–79) определил три рода музыки — веселую
жалостную и смешанную.
В итальянской опере сложилась аффектная типология арий: героическая, гневная, ламентная, бравурная, буффонная и др.
С аффектами были связаны определенные элементы музыкального языка: ладотональность,
интервалика, тактовый размер, длительности, темп, музыкально-риторические фигуры.
Аффекты барокко достигли своего апогея в творчестве И. С. Баха.
1. Сравним у него, например, такие аффекты, как «печаль», «любовь», «страдание».
«Печаль» (по Кирхеру) — жалоба, грусть, скорбь.
У Баха это — умеренное страдание. Особенности музыкального языка: минорный лад, с немногими
хроматизмами, с диссонансами, медленное движение, синкопы, ритмическая упорядоченность,
музыкально-риторические фигуры suspiratio, katabasis, circulatio, ellipsis и некоторые другие.
Примеры— Прелюдии cis-moll 1 тома, f-moll 2 тома«Хорошо темперированного клавира».
2. «Любовь» (любовь к Богу) — умеренная печаль, связанная со словами «Herz», «Liebe», в музыкальном языке возможны и минор, и мажор, мягкое и плавное движение мелодии, колоратура, синкопы, умеренные диссонансы, фигуры suspiratio, katabasis.
Примеры: ария сопрано «Приди в дом моего сердца» из кантаты «Ein feste Burg».
3. «Страдание» — сильный аффект, связанный со словами о крестных муках, раскаянии, смерти.
Возможен и в медленном, и в быстром движении, с нагромождением хроматизмов, самыми
острыми диссонансами, задержаниями, синкопами, с фигурами patophoia, parrhesia, passus duriusculus,
saltus duriusculus, ellipsis, suspiratio, exclamatio.
Характерные примеры в «Хорошо темперированном клавире» — Фуги f-moll, fis-moll, h-moll 1 тома.
Если с названными аффектами сопоставить противоположные — «отвагу», «радость», — получим
и контрастирующий ряд средств.
4. «Отвага» воплощается на слова о борьбе с врагом, воле к победе, в музыкальном языке примечательны подвижный темп, консонантность, диатоника, гомофонная фактура, применение репетиций арпеджио, колоратуры.
Примеры: Ария-дуэт «Давно бы нам пришел конец»
Немецкие теоретики18 века (И. Маттезон, Ф. В. Марпург и др.), выделяя значительно большее число возможных аффектов, рассматривали их главным образом как характеристикисодержания музыки.
Будучи тесно связана с риторикой музыкальной (в том числе с учением о музыкально-риторических фигурах), в 18 веке аффектов теория сблизилась с теорией подражания.
Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов
Тональность | А.Н.Скрябин | Н.А.Римский-Корсаков | Б.В.Асафьев |
До мажор | красный | белый | |
Соль мажор | оранжево-розовый | светлый, откровенный; коричневато-золотистый | изумруд газонов после весеннего дождя или грозы |
Ре мажор | желтый, яркий | дневной, желтоватый, царственный, властный | солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излусвета (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!) |
Ля мажор | зеленый | ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости | скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к Ре мажору |
Ми мажор | сине-белесоватый | синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный | ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное |
Си мажор | сине-белесоватый | мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч | |
Фа-диез мажор | сине-яркий | серовато-зеленоватый | кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор) |
Ре-бемоль мажор | фиолетовый | темноватый, теплый | красное зарево |
Ля-бемоль мажор | пурпурно-фиолетовый | характер нежный, мечтательный; цвет серовато-фиолетовый | цвет вишни, если ее разломать |
Ми-бемоль мажор | стальной цвет с металлическим блеском | темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов") | ощущение синевы неба, даже лазури |
Си-бемоль мажор | стальной цвет с металлическим блеском | несколько темный, сильный | ощущение цвета слоновой кости |
Фа мажор | красный | ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок |
Поразительно, как повторяется история! Наличие различий в их системах "цвето-тонального слуха" дало повод в выдвижении невероятных объяснений природы "цветного слуха" (хотя мы понимаем сейчас, что даже само выражение "цветной слух" - это метафора).