Сознательность его принятия как доступного и емкого источника общечеловеческих знаний;
3. специфика его функций, связанная с лингвистическими свойствами мирового языка, которые отражают наиболее высокий уровень производства, науки, техники, культуры и общественно - политической жизни, достигнутый носителями этого языка в данное время, а также его роль в жизни всего мира.
Большинство жителей Европы и множество народов за её пределами говорят на языках индоевропейской семьи. Об их происхождении мало что известно, поскольку давшие им начало древние наречия исчезли задолго до появления письменности.
По приблизительным подсчетам, на Земле около четырех тысяч языков. Есть языки, обслуживающие узкий круг говорящих (языки племен Африки, индейцев Америки, отдельных аулов Дагестана и др.); есть языки, обслуживающие народности и нации; есть языки международные, которые используются в качестве рабочих языков в ООН – Организации Объединенных Наций (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский), ЮНЕСКО, в других международных объединениях.
Языки мира изучены в разной степени. Одним из методов их изучения является сравнительное сопоставление языков, выяснение их сходства и различий. Выясняется, что одни языки похожи друг на друга, другие не имеют между собою ничего общего.
Родственные языки образуют семьи, которые разделяются на группы. Лингвисты выделяют около десятков семей языков: индоевропейские, кавказские, тюркские, монгольские, китайско – тибетские, австралийскоеи др. Русский язык относится к славянской группе индоевропейских языков. Родство славянских языков несомненно. Оно проявляется в лексическом составе. Так, одинаково или похоже звучат некоторые названия близких родственников в русском, украинском, белорусском, болгарском, польском и чешском языках (отец, мать, дочь, сын, брат, сестра).
Польский поэт Адам Мицкевич писал: “… в славянской литературе и славянских языках больше всего поражает то, как широко они распространены, - их географическая протяженность… значение славянских языков может быть безмерным… ”
Славянские языки делятся на западные, южные и восточные. Восточная группа включает:
1) русский; 2) украинский; 3) белорусский.
Древнейшие памятники письменности XI – XIII веков являются общими для всех восточнославянских языков. На древнерусском языке написаны такие памятники, как летопись “Повесть временных лет,” древнейший свод законов “Русская Правда,” “Слово о полку Игоре” и т.д.
В XIV – XV веках общий древнерусский (восточнославянский) язык делится на три самостоятельных восточнославянских языка: русский, украинский, белорусский.
Русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окрестностей. Создателем современного русского литературного языка является А.С. Пушкин, который осуществил синтез, соединение литературного русского языка предшествующих эпох с общенародным разговорным языком.
В 1934 году А.Н. Толстой говорил: “Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.” И это время наступило. Русскую речь можно услышать в наши дни во многих странах мира. Изучение русского языка наряду с другими языками становится общечеловеческим, т.к. в русском языке большие живительные и жизненные силы. На этом языке созданы многие шедевры литературы, написаны ученые труды, помогающие развитию мировой культуры.
Известный во всем мире общественный деятель Индии Джавахарлал Неру отмечал: “Русский язык – один из величайших языков мира. Сегодня он играет важнейшую роль не только в политической, но и в культурной, научной жизни народов.”
Изучая русский язык, его развитие, вникайте в суть грамматических правил, размышляйте над значениями слов, над их сочетаниями, осмысливайте суть каждого предложения. Помните, что поколения русских людей, пользуясь языком, обогащая и совершенствуя его, отразили в словах, формах, словосочетаниях и свою природу, и свою историю, и позицию, отношение к жизни, к труду.
Все дисциплины в нашем вузе изучаются на русском языке. Значит, без осмысления важности изучения законов русского языка, их уместного использования в практической деятельности невозможно добиться успеха.
II. Тема:Язык делового и научного общения.
Цель:Дать понятие о языке научных текстов, о лингвистической схеме и композиции научного текста, о видах вторичных текстов, о композиционно-языковых особенностях деловых бумаг, научить студентов составлять, редактировать деловые бумаги, воспитывать интерес к изучению русского языка, развивать коммуникативные навыки.
Основные вопросы:
1. Язык научных текстов.
2. Логическая схема и композиция научного текста.
3. Рубрикация.
4. Виды вторичных текстов (план, тезис, аннотация, рецензия, конспект, реферат, резюме).
5. Композиционно-языковые особенности деловых бумаг (заявление, доверенность, автобиография, протокол, приказ, контракт, деловое письмо, докладная записка, объяснительная записка).
Терминологический словарь:
Автобиография – описание своей жизни.
Аннотация – прямое, непосредственное описание какого-либо текста, её цель - объективно информировать о каком - либо другом тексте.
Доверенность- документ, которым доверяется кому – нибудь действовать от имени выдавшего этот документ.
Заявление– официальное сообщение в устной или письменной форме; письменная просьба о чем – нибудь.
Контракт – договор, соглашение.
Конспектирование – это краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь.
План – взаимное расположение частей, краткая программа какого – либо изложения.
Приказ – самый распространенный вид распорядительного документа, применяемого в практике управления; он издается по основным вопросам внутренней жизни учреждения, я также по кадровым вопросам.
Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях.
Письмо – обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.
Резюме – (фр. resume)- краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо.
Реферат – развернутая информация о каком-либо тексте, она содержит описание и умозаключение обобщающего характера.
Рубрикация – это членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, использование заголовков, нумерация и т.д.
Рецензия – жанр научной информации, основная цель которой – оценка значимости какого – либо текста или группы текстов.
Тезис – (от греч. thesis). Положение, истинность которого должна быть доказана.
Текст – (лат. Tekxtum – связь, соединение). Произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в чтении.