Концепты язык – речь – слово в древнерусской словесности.
Изучение избранных концептов необходимо провести с обращением к избранным памятникам древнерусской литературы и к обобщающим сведениям относительно языка – речи – слова в имеющихся словарях древнерусского языка. При этом тексты Священного писания как основного культурного текста европейской и русской цивилизации сознательно перенесены нами в следующий параграф, касающийся духовной литературы.
Анализ словообразовательных возможностей избранных концептов, как показывает анализ текстов и словарей, оказывается гораздо более широким, недели имеющийся в современных словарях. Так, слов, имеющих корень язык, в древнерусских словарях насчитывается 124 (?) в то время как современные словари дают цифру только в 67 единиц. И это говорит не о бедности современного словаря, а о том, что литературный зык прошел стадии строго отбора лексем, которые общество оставляет для пользования. Древнерусский же язык как язык письменности использует се имеющиеся возможности для того, чтобы испробовать все возможные способы словотворчества.
Наш анализ целесообразно начать с обращения к классическим статьям «Словаря древнерусского языка» выдающегося лексикографа И.И.Срезневского, где впервые обобщены многочисленные сведения и толкования слов-концептов язык – речь – слово [Срезневский 1989]. Затем привлекаются два современных словаря, которые создавались на протяжении всего ХХ столетия – их создание не закончено до сих пор. Это – Словарь русского языка XI-XVII веков и Словарь древнерусского языка XI-XIV веков (первый из этих словарей еще не опубликовал статьи на букву Я, а в последнем словаре закончено издание по букву К, т.е. интересующие нас статьи пока не опубликованы).
Начнем наш анализ со слова язык. И.И.Срезневский предлагает большой эмпирический материал, взятый из письменных памятников Древней Руси. Основными значениями концепта язык являются следующие:
· язык, член, часть тела: Прильпи язык мои грътани моемь. Псалтырь 1280 г., псалом 86, 6;
· народ, племя: И будете ненавидимы всеми языки имене Моего ради. Лук. XXIV.47. Остромирово Евангелие;
· иноплеменники, язычники (во множ. ч.);
· люди, народ;
· переводчик, проводник: Невозможно бо без вожжа ходжити т без языка добре испытати и видети всех тех святых мест. Дан. Иг.;
· язык, пленник, туземец, который может сообщить сведения о неприятеле: Яша половци языкъ и приведоша к Гюргеви. Ипатьевская летопись. 1152 г.;
Эти сведения говорят о существенном развитии значения слова язык в письменной культуре, причем, именно в Священном Писании концепт язык получил значение «народ, племя» и также «люди, народ». Характерно, что, видимо, именно из этого значения впоследствии развилось именование каждого национального языка типа «русский язык, английский язык, китайский язык» и т.д., но в письменных памятниках мы не обнаружили подобных словосочетаний. Следовательно, обозначение языка того или иного народа по именованию народа, говорящего на этом языке, является более поздним достижением филологической культуры.
В ранней письменной культуре обычно происходит борьба за утверждение того или иного значения слова. Так, слова язычник, язычный, язычьский (в данном случае нас не интересуют орфографические варианты написания слов, поэтому мы их опускаем в нашем исследовании) показывают, как развивались значения этой словообразовательной группы. Так, «язычьский» значит не только не «христианский, языческий» (современные значения), но и «иноплеменный», т.е. иностранный.
Любопытно существование слова «язычный», которое наиболее просто по способу образования и имеет множество употреблений в памятниках Древней Руси. И.И.Срезневский отмечает следующие употребления:
· относящийся до языка;
· болтливый;
· невоздержный на язык, бранчивый;
· иноплеменный;
· не христианский, языческий [Срезневский 1989: 3, 1649-1650].
Данные значения очень показательны, поскольку иллюстрируют эволюцию значений данного конпцепта вместе с развитием письменного языка. Здесь имеются не только значения, показывающие развитие данного прилагательного от существительного, но и новые значения (народ, иноплеменный, т.е. иностранный). Фольклорные же значения данного концепта, более всего говорившие об употреблении языка, имеются также (ср. болтливый, невоздержанный на язык), и особенно эти значения представлены в сложных словах, которые включают одной из своих частей корень «язык-» - такие слова показывают ошибки, которые допускает говорящий во время употребелния языка в процессе общения:
· языкоболезние (вариант: языкоболезньствие) – несдержанность языка, речи;
· языковредие – (также) несдержанность языка, речи.
Данные слова, как показывает комментарий И.И.Срезневского, восходят к греческому слову glossalgia [Срезневский 1989: 3, 1646].
Подобные слова были исследованы В.И.Аннушкиным в монографии «Русская риторика: исторический аспект» [Аннушкин 2003], где перечислено множество подобных слов. Как правило, все они имеют яркую оценочную окраску, т.е бывают либо положительными, либо отрицательными. Например, к положительным относятся такие слова: благоязычие, доброязычие, остроязычьство; к отрицательным: злоязычие, безъязычие (в значении немота, неумение говорить), косноязычие, поздноязычный [Аннушкин 2003: ].
Сопоставление с данными других словарей (СлРЯ XI-XVII вв. и СлРЯ XI-XIV вв.), в сущности, не меняет картину, представленную выше. Данное слово имеет несколько лингвистических и социальных смыслов. Лингвистическими смыслами мы называем смыслы, относящиеся к функциям языка в установлении языковых контактов и формулировании правил ведения речи, а социальными – те, которые язык выполняет в идентификации народа (поскольку язык начинает объединять нацию, то слово язык получает значение «народ»). Таким образом, концепт язык при развитии в письменной культуре приобрел новое социальное значение.
И все-таки, как показывают источники, концепт язык значительно проигрывает в количестве употреблений концепту слово, который является значительно более популярным и употребительным. Прежде всего, это видно по данным словарей древнерусского языка. Так, материалы Словаря И.И.Срезневского дают нам 28 значений концепта слово против 11-ти значений концепта язык. ТО же самое увидим в употреблении сложных слов по модели «доброязычие / добрословие»: согласно данным исследования В.И.Аннушкина и нашим подсчетам существуют 44 модели сложных слов по типу «добрословие / злословие» против всего лишь 6-ти по типу «доброязычие / злоязычие». Вот какие слова приводит В.И.Аннушкин:
(положительные по смыслу) благословие, добрословие, красословие, хитрословие, златословие, истиннословие, единословие, велесловие, громословие, краткословие, любословие, малословие, народословие, священнословие, славословие, хвалословие, чудословие;
(отрицательные по смыслу и оценке) баснословие, блудословие, блядословие, буесловие, вредословие, глубокословие, гнилословие, горькословие, грубословие, двусловие, долгословие, жестокословие, злословие, коснословие, кощунословие, лжесловие, мудрословие, неблагословие, несловие, осквернословие, плетословие, празднословие, прекословие, смехословие, срамословие, суесловие, супротивословие, тщесловие, худословие.
Нет сомнения в том, что все эти слова выстраивали правила пользования словом и служили практической риторике, которая одинаково относилась к правилам и «языка», и «речи», и «слова». Однако, как видим, концепт «слово» здесь стоял на первом месте. Это доказывает количество «смыслов» или значений, которые приведены в Словаре И.И.Срезневского, взятого нами для анализа и сопоставления.
Вот значения концепта слово, имеющиеся в «Словаре» И.И.Срезневского:
· слово;
· дар слова;
· выражение, возможность говорить;
· склад речи, способ выражения;
· значение, смысл;
· речь, слова;
· письменная речь, письмо, грамота;
· слово (как литературное произведение);
· поучение;
· беседа;
· спор;
· совет;
· поручение;
· причина, повод;
· попрек;
· показание, свидетельство;
· ответ (дати слово в день суда);
· согласие, разрешение;
· удостоверение;
· обещание;
· определение, постановление;
· выражение воли, приказ;
· закон, заповедь;
· учение;
· одно из наименований Сына Божия;
· грамматический термин: часть слова = часть речи;
· буква;
· название буквы «С» [Срезневский 1989: 3, 415-420].
Итак, концепт слово является значительно более популярным и употребимым в сочинениях русской письменной культуры Древней Руси, нежели концепт язык.
Чтобы обеспечить корректность нашего исследования, необходимо ввести еще один концепт – речь, который имеет множество аналогичных и своеобразных значений по сравнению со значением вышеисследованных концептов. Как увидим ниже, концепт речь имеет 16 значений по словарю И.И.Срезневского, т.е. занимает срединное положение по сравнению с концептами слово и язык. Те значения, которые повторяются в сравнении с концептом слово, выделяем полужирным:
· - звук, речь;
· слово;
· речь, слова (во множ. ч.)
· язык, наречие;
· беседа, разгоовр;
· переговоры;
· решение;
· вопрос, дело;
· обвинение;
· донос, наговор;
· спор, несогласие;
· свидетельство, свидетельское показание;
· способ;
· предмет, вещь;
· имущество (во множ. ч.);
· глагол( грамматический термин) [Срезневский 1989: 3, 223-225].
Итак, основным концептом для филологии (языкознания) Древней Руси в формулировании взглядов древнерусского книжника на пользование языком – речью – словом является концепт слово. Это связано, на наш взгляд, прежде всего с тем глубоким философским смыслом, который вложила в концепт слово европейская христианская культура. Сразу же оговоримся, что мы будем рассматривать этот концепт только на материале русской культуры, не обращаясь к другим европейским языкам, хотя очевидно, что русское Слово в начале Евангелия от Иоанна имеет те же соответствия в разных европейских языках: ср. английское Word, французское le Mot, немецкое Word и т.д.. Для наших целей будет более значимым сопоставить смысл Слова-Логоса с аналогичными понятиями в китайской философии даосизма и конфуцианства, что и будет сделано ниже.
Таким образом, для письменной культуры, которая в русской традиции начала реализовываться в древнерусской книжности, характерны следующие особенности в развитии концептов язык – речь – слово:
1. Концепт язык в ранней письменной культуре получает развитие в приобретении нового значения: «народ, племя», а также «люди, народ». Это связано с тем, что язык начинает ассоциироваться с нацией, он осмысляется как главное средство ее создания и образования. Однако обозначений национального языка типа «русский язык» или «английский язык» на ранней стадии письменности еще нет.
2. Основным концептом в письменной культуре становится концепт слово – это доказывается количеством словоупотреблений и богатством значений, приписанных данному концепту. Слово обозначает не только единицу языка, речи, но и дар слова, различные жанры речи, главное же имеет сакральный смысл, будучи синонимом Слова Божия как Сына Божия (см. более подробно следующий параграф).
3. Концепты язык – речь – слово получают развитие в связи с возможностями, которые позволяет дать сама письменная речь. Так, создаются сложные слова по типу «качество речи» (добро-, благо-, зло-) + вторая часть (язычие-, словие-, речие-)». В словах данного типа также превалируют слова с корнем «слово-».
Кроме того, множество суждений о языке и слове находим в текстах древнерусской литературы, например, в «Цветнике духовном», где собраны назидательные мысли и добрые советы, извлеченные из трудов многих писателей, преимущественно из творений святых отцов и учителей церкви. «Цветник» восходит к древнерусским рукописям, содержавшим подобные выписки о правилах христианской жизни. Наш анализ проведен по более позднему изданию 1903 года, но и это позднее издание показывает для потомков выразительность назидательных правил ведения речи, которые прямо сгруппированы в главы «Слово и дар его», «Слово и дело» [Цветник 1903:.141-154].
Попробуем последовательно анализировать смысл и содержание изречений «Цветника». Мы увидим, что эти смыслы повторяют как ряд общефольклорных суждений, так и выстраивают принципы речевой этики духовной морали:
¨ Язык есть самый благодетельный и самый вредный орган у человека.
¨ Одно уступчивое слово может утолить гнев, а грубое привести в бешенство.
¨ Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми. (Св. Макар. Велик)
¨ Одна речь, одно слово, безрассудно произнесенные, достаточны иногда бывают, чтобы решить наше несчастие.
¨ Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтобы после не раскаяться.
¨ Сказанное слово назад не воротишь: пока не произнес его, ты ему господин; а когда произнес, оно твой господин.
¨ Только тот вполне обладает даром слова, кто не проронит ни одного слова даром.
¨ Много не говори: мудрые много не говорят. Говоря много, нельзя не согрешить. Надобно стараться, чтобы говорить немного и вовремя, именно тогда, когда видим, что молчание бесполезно. Впрочем, и тогда не говори, чего не знаешь.
¨ Не медли слушать добрый совет и полезное наставление, но не спеши сам давать советы и наставления. Будь скор для слушания и медлен на ответ. (Сир.5:13)
¨ Не тот мудр, кто много говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. С разумом молчи, с разумом и говори.
¨ По крайней мере, Христианин, не скор буди усты твоими(Еккл. 5:1); давай себе размыслить, во благо ли тебе и другим будет слово, которое ты рождаешь в мир, и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе, или против тебя(Он же).
¨ Когда умный человек хочет что-либо сказать, то сперва подумает и размыслит сам в себе и потом уже думает, что он сказал.
¨ Мудрый передумывает многое, прежде чем он говорит, именно: что, кому, где и когда он должен говорить! (Св. Амвр. Медиолан)
¨ Некто сказал о себе: девять помышлений ублажих в сердце моем, а десятое изреку языком.(Сир.25:9) Так берегут слово знающие цену его!(Филар. М. Москов.)
¨ Слово есть образ мысли и выражение наших чувств: следовательно, из слов легко может познаваться внутреннее, душевное состояние человека говорящего.
¨ Безрассудный болтун как барабан: гремит из всех сил, а внутри пуст.
¨ Слова неразумного человека – шумный плеск моря, которое бьет в берега, но не напоят береговых растений. (Св. Григор. Боросл.)
¨ Не отверзай уст твоих для смеха: это признак рассеянной и нерадивой души, чуждой страха Божия. (Авва Исаия)
¨ Облака закрывают солнце; а многоглаголание потемнеет душу, которая начала просвещаться молитвенным созерцанием. (Св. Исаак Сирин)
¨ Как пчелы не терпят дыма, так и Ангелов Хранителей празднословцы кощунники отгоняют от себя.
¨ Равно худы – и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь и другое. (Св. Григор. Боросл.)
¨ Блюдись, человек, возьми власть над языком своим, и не умножай слов, чтобы не умножить грехов. (Св. Антон. Велик.)
¨ Будь внимателен к себе до того, чтобы ни одного праздного слова из уст твоих никогда не выходило. И за одно праздное слово суд будет. (Мф. 12:23) (Прот. Авр. Некрасов)
¨ Люби более молчать, нежели говорить: ибо молчание собирает, а многословие расточает. (Авва Исайя)
¨ Как вода, заключенная со сторон, устремляется вверх, а предоставляемая самой себе разливается во все стороны и устремляется в места низменные, тат и душа, огражденная благоразумным молчанием, собирается в самой себе и стремится горе, тогда как, предаваясь многословию, она, так сказать, разливается по внешним дальним предметам. (Св. Григорий Двоеслов)
¨ Хорошо благовременное молчание – оно ничто иное есть, как мать мудрейших мыслей. (Ава Диадох)
¨ Безмолвие есть начало очищения души. (Св. Васил. Велик.)
¨ Брам спросил Авву Сисоя: «намереваюсь хранить мое сердце. Старец отвечал ему: как возможем охранять наше сердце, когда язык наш подобен отверстым дверям?»
¨ Кто не умеет молчать, тот не умеет говорить.
¨ Учись говорить немного с людьми, а много с собою и с Богом.
¨ Прежде нежели пойдешь в какое-либо общество, молись Господу, чтобы Он положил хранение устам твоим, и в продолжение твоей беседы помышляй, что Бог вездеприсущ и слышит тебя. От времени до времени беседуй с Ним в своем сердце.
¨ Иной человек, кажется, молчит, но в сердце своем осуждает других; такой непрестанно говорит. А другой с утра до вечера говорит, и между тем соблюдает молчание, потому что он ничего без пользы не говорит. (Авва Пимен)
¨ Хорошим умам свойственно в рассуждениях других любить истину, а не слова. (Блаж. Августин)
¨ Лгать значит представлять свидетельство безумного презрения в отношении к Богу и малодушного страха со стороны людей. (Монтен)
¨ Когда тебе необходимо должно говорить, говори о всем правду открыто, без всякой двусмысленности, а ложь есть целый и прямой путь к геенне.
¨ Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой. (Авва Пимен)
¨ Лучше мудрость, не словом блистающая, но свидетельствуемая делами. (Св. Григор. Богосл.)
¨ Лучше красно жить, нежели красно говорить. (Св. Тихон Задон.)
Конечно, можно было бы из каждого текста вывести какие-либо правила или, напротив, запреты на дурное употребление языка. Систематизация этих правил затруднена их многозначностью и разнообразием. Тем не менее, можно сделать следующие выводы:
1. Язык оценивается антиномично, то есть он может быть и орудием для достижения блага, и привести человека к несчастью.
2. Оценка словам дается по этическо-моральным принципам: слово – либо худое и злое, либо доброе и благое (существует множество синонимов для обозначения этих понятий).
3. В речи выражаются все чувства человека, а чувства оцениваются либо с положительной стороны (уступчивость, кротость, милосердие и т.д.), либо с отрицательной (гнев, бешенство, грубость и т.д.).
4. Речь оценивается положительно по следующим принципам (Прежде всего, когда язык сдерживается; связывается с мудростью, разумом; говорится вовремя; подготовляется достаточно; экономится; и т.д.).
5. Речь оценивается отрицательно по следующим принципам.(Прежде всего, когда язык не держится; не соединяется с мудрыми мыслями, разумом; говорится не вовремя; подготовляется (обдумывается) недостаточно; не экономится; говорится с пустыми словами и смехом и т.д.). По этому принципу можно дать положительные советы к речи (молчать, обдумывать достаточно, говорить вовремя, экономить, и т.д.).