Iii. перечень родовых категорий 3 страница
9.14. Вариант прозрачности (XI)
Вариант прозрачности в принципе должен описывать степень видимости одежды; поэтому у него два полярных термина - полный (непроницаемое) и нулевой, соответствующий полной невидимости одежды (разумеется, такая степень нереальна, поскольку нагота табуирована); как и «бесшовность», невидимость одежды представляет собой одновременно мифический и утопический мотив (Голый Король); в самом деле, стоит придать положительную ценность прозрачности, как идеальным ее состоянием окажется невидимость. Как бы там ни было, из двух терминов непроницаемое и невидимое первый представляет собой состояние настолько постоянное, что оно никогда и не упоминается, а второй — состояние невозможное; поэтому упоминаться могут лишь промежуточные степени - ажурное и прозрачное (или вуалирующееУ; соб-
1 Пожалуй, показательно, что в Моде вуалирующее обозначает прозрачность, то есть некоторую видимость одежды (пусть и смягченную), тогда как психологически вуалирующее связано скорее с маской (вуалирующее = обволакивающее вуалью) - По поводу пары вуалирующее / вуалируемое ср подчеркивающее / подчеркиваемое, 9, 4
ственно, между этими двумя терминами различие не в интенсивности, а только в облике: ажурность - это дискретная видимость (ткани или трикотажа), а прозрачность - смягченная невидимость (газ, муслин). Таким образом, все прерывающее непроницаемость одежды - либо в ее протяженности, либо в толщине - относится к варианту прозрачности. Его таблица такова:
V. ВАРИАНТЫ МЕРЫ
9.15. От определенного к неопределенному
Терминологическое выражение меры в Моде чрезвычайно разнообразно: длинное, короткое, широкое, узкое, обширное, просторное, глубокое, высокое, значительное, до колен, 3/4, 7/8 и т.д.; часто кажется, что все эти выражения употребляются как попало; конечно, в них более или менее возможно выделить три основных пространственных измерения (длину, ширину, объемность), но одни термины укладываются в них с трудом {значительное, большое), а другие явно имеют двойное применение {узкое может относиться и к ширине, и к объемности). У такой путаницы три причины: во-первых, постоянно встречается ситуация (как мы уже видели в связи с другими вариантами), когда мера какой-либо части терминологически переносится на всю вещь в целом - большая шляпа реально представляет собой широкополую шляпу; во-вторых, в таком сложном объекте, как одежда, Мода отмечает не столько реальные компоненты, сколько доминирующие впечатления - хотя широкое в принципе не может относиться к мере объемности, Мода вполне может говорить широкие рукава, потому что предпочитает оценивать видимую плоскость вещи; в-третьих, вверяясь языку, Мода вынуждена превращать меры в сущности («длинное», «широкое»), которые на самом деле сугубо относительны1 и функциональный характер которых
1 Словарь Литтре «Когда рассматривают три измерения тела, то длина всегда больше всех, ширина обычно средняя, а толщина - меньше всех»
может быть систематизирован лишь при анализе структурального типа1; в самом деле, система трех измерений может обладать какой-то плотностью, стабильностью, а значит и ясностью лишь в том случае, если она устанавливается в однородном и постоянном пространстве (например, предмета или пейзажа); Мода же часто внезапно смешивает два разных пространства - человеческое тело и самое вещь; поэтому прическа оказывается высокой (поскольку речь идет о теле), а ожерелье длинным (поскольку речь идет о части туалета). Все это приводит к тому, что хотя традиционные понятия меры (длина, ширина, объемность) и присутствуют в системе Моды, они должны быть в ней по-своему, не просто геометрически, упорядочены. Действительно, каждый вариант меры как бы дает нам двойную информацию: меру физического измерения (длину, ширину, толщину), но еще и степень точности этого измерения. Наиболее точным вариантом является, естественно, длина {длинное / короткое): во-первых, поскольку человеческое тело имеет удлиненную форму, то покрывающие его вещи могут легко и отчетливо варьироваться по длине, а во-вторых, между длиной (высотой) тела и другими его измерениями имеется настолько сильная диспропорция, что длина одежды отличается от остальных совершенно недвусмысленно; итак, длина выделяется из других вариантов меры своей точностью и независимостью2. Ширина и объемность - гораздо менее точные варианты; конечно, когда ширина (широкое / узкое) относится к плоским по природе своей вещам (перед), то она применяется точно, но подобных случаев не так уж много; когда же вещь является плоской лишь в проекции (широкая юбка), то ширина почти совмещается с объемностью; сама же объемность (объемное / тонкое) является точным понятием, когда речь идет об отчетливо сферических предметах (например, тулье), но фактически Моде очень часто требуется не измерять точно ширину и толщину какого-либо элемента, а оценить как бы его глобальную
1 Аналогичный анализ удалось осуществить применительно к систе
ме отношений деиктических терминов (Н Frei, «Systeme des deictiques», Ada
Imguistica, IV, 3, 116)
2 Вертикальным положением человеческого тела определяется его
восприятие и, так сказать, визуальная чувствительность (G Fnedmann, «La
civilisation techmcienne et son nouveau milieu», in Melanges Alexandre Koyre,
Hermann, 1942, p 176-195)
«значительность», его обширность одновременно и вширь и вглубь, в отличие от длины; необходимо, конечно, различать вариант ширины и вариант объемности, поскольку бывают элементы плоские и сферические, но все же эти два варианта образуют как бы полюс неточности в рамках оппозиции, тогда как полюсом точности будет длина; сама эта оппозиция покрывается родовым термином меры — величиной {большое / маленькое), функционирующей как неопределенный член трех первых вариантов: она либо замещает один из них, либо вбирает в себя все три. Таким образом, четыре варианта меры располагаются по иерархии своих функций:
На каждом уровне мера становится все более неточной, а оценка - все более произвольной; длина, несомненно, самая объективная мера; недаром только она и получает выражение в сантиметрах {юбка на 40 см от пола); напротив того, ширина и объемность легко обмениваются терминами {широкие рукава); наконец, все три меры получают окончательное обобщение в величине. У этих четырех вариантов - одинаковая структура. Оппозиция содержит два полярных элемента и один нейтральный [нормальное]; нейтральный член имеет здесь меньшее значение, чем в вариантах материи, так как на меру распространяется сравнительно немного табу; большое не столь часто оценивается отрицательно, как тяжелое. Однако нейтральный термин необходим и здесь: длинный кардиган не противопоставляется короткому кардигану. Хотя язык может создавать оппозицию лишь при дискретном состоянии субстанции, само собой разумеется, что на самом деле различие терминов носит характер прогрессии: 1/3, 1/2, 2/3, 3/4 и т.д.; каждый из двух полярных терминов {длинное / короткое, широкое / узкое, толстое / тонкое, большое / маленькое)
представляет собой не столько абсолютное состояние, сколько неточный термин движения; Мода противопоставляет друг другу полюс сокращения (это хорошо заметно в таком термине, как укороченное)* и полюс расширения; такая интенсивная оппозиция между больше и меньше, большим и меньшим, - полная противоположность абсолютной альтернативы, которая встречалась нам в вариантах идентичности (да или нет). Однако эта прогрессивная структура, когда о ней говорится в журнале, очень легко становится застывшей; все происходит - по крайней мере, говорится - так, словно существуют некие сущности длинного и короткого; самая подвижная из характеристик, мера, имеет тенденцию поглощаться самым пассивным из речевых упоминаний - утверждением; это хорошо видно, когда самая относительная из мер, пропорция (3/4) в конце концов превращается в абсолютную видовую категорию (жакет-троакар).
9.16. Вариант длины (XII)
Длина - самый точный из вариантов меры, а также и самый обычный; вероятно, это вызвано тем, что человеческое тело в своем вертикальном измерении несимметрично (ноги отличаются по длине от головы)2; таким образом, длина - не инертная мера, она явно связана с продольным разнообразием человеческого тела; с другой стороны, поскольку одежда, чтобы держаться на теле, должна опираться на некоторые его точки (лодыжки, бедра, плечи, голову), то ее линии получают векторный, силовой характер (нет сомнения, что костюмы, развернутые в ширину, например испанские эпохи Возрождения, гораздо более инертны, «мертвы», чем современная одежда); некоторые из ее сил как будто исходят от бедер и плеч вниз - одежда ниспадает, ее предметы длинные; некоторые другие кажутся, напротив, поднимающимися от лодыжек или же от головы - такие предметы высокие; разумеется, речь идет об одном и том же продольном измерении, но разница в терминологии показывает, что вестиментарные силы поистине существуют; в зависимости от способа повторения этих сил одежда может менять свой базовый тип; так, в совре-
1 Укороченное предполагает двойную релятивность - по отношению
к физической норме и по отношению к прошлому.
2 «Симметрия... основана на человеческой фигуре, и потому симмет
рии желают лишь по ширине, а не по высоте или глубине» (Паскаль,
Мысли, I, 28).
менном женском костюме имеется два восходящих вектора (высокие предметы опираются на голову или же ступни: высокие головные уборы, поднимающиеся кверху чулки) и два нисходящих (длинные предметы, опирающиеся на бедра и плечи: пальто, юбка); эти четыре вектора связаны между собой, словно параллельные рифмы в стихотворной строфе; но можно представить себе и другую «рифмовку», другую «строфику» — смежные рифмы в восточной женской одежде (вуаль и платье ниспадают в одном и том же направлении), перекрестные рифмы в старинной восточной мужской одежде (высокий головной убор и ниспадающее платье):
Каждая из этих систем подчиняется своему особому ритму взлета и тяготения; наша система, очевидно, тяготеет к нейтральности, и она вряд ли скоро изменится, так как, чтобы в ее типе произошла заметная революция, либо головной убор должен стать ниспадающим (вуалью), либо лодыжки вновь сделаться прикрытыми. Все это и свидетельствует о том, что продольная мера, называемая в зависимости от точки опоры и зоны развертывания длиной или высотой, обладает важным структурным значением; недаром именно в вариациях длины Мода находит самые зрелищные средства своего обновления, и именно «живой» длиной («утонченным» стилем) характеризуется каноническое тело модной манекенщицы. Вариант длины содержит четыре способа выражения. Первый, самый распространенный, заключается в эссенциализации этого измерения посредством простого прилагательного (длинное / короткое); это можно назвать абсолютной длиной (на самом деле такая длина относительна, предполагая некоторую точку отсчета - точку опоры данной вещи). При втором способе выражения относительность носит эксплицитный характер, высказывается в языке - это пропорциональная длина (3/4, 7/8); в принципе здесь перед нами вариант соединения, поскольку мера объединяет между собой два элемента (например, юбку и пиджак), указывая, в какой пропорции один из них превосходит другой; но и здесь пропорция очень быстро эссенциализируется; в словесном
плане она характеризует лишь ту вещь, вариация которой значима; с точки зрения матрицы OSV, вариант остается простым, от его соединительного характера не остается следа в языке; пальто в 7/8 образует полносоставную матрицу, где относительность длины поглощается абсолютностью термина и даже стремится к образованию видовой категории (жакет-троакарУ. При двух последних, более редких способах выражения длина упоминается по отношению к эксплицитной точке отсчета; это может быть некоторый предел — тогда терминологическим элементом является до... или его синонимы чуть выше..., (с наклоном) на..., поднимающееся до уровня... и т.д.; сама точка отсчета носит анатомический характер (колено, лоб, затылок, лодыжки, бедра и т.д.), в силу чего ее нельзя считать суппортом - она формально включается в вариант, образуя всего лишь его терминологический элемент. Точкой отсчета может также быть основание {от...) — тогда это всегда пол, а длина измеряется в сантиметрах (юбка на 50 см от пола); такое указание длины в сантиметрах связано с мечтой о научной точности; семантически оно тем более иллюзорно, что для одного и того же сезона норма может варьироваться у разных кутюрье2, и здесь мы выходим за рамки институции в область промежуточную между фактами одежды и одеяния, которую можно назвать «стилем» от-кутюр, поскольку здесь каждая мера отсылает к определенному кутюрье как означаемому; а в систематическом плане такие сантиметричес-кие варианты имеют своей функцией просто ежегодно противопоставлять друг другу самое длинное и самое короткое. Весь этот сложный по выражению вариант может быть представлен следующим образом:
' В пропорциональном варианте имеется след нулевой степени пропорции - как бы совмещение обоих предметов
2 Например, для лета 1959 года длина юбки (расстояние от пола) у Кардена 38 см, у Пату 40 см, у Греса 41 см, у Диора 53 см
9.17. Вариант ширины (XIII)
Ширина в одежде - гораздо более инертное измерение, чем длина; она не переживается как сила; поскольку человеческое тело симметрично по ширине (две руки, две ноги и т.д.), то поперечное развитие одежды по самому своему статусу уравновешенно - не может же одежда «расширяться» только в одну сторону; род одежды, более всего предрасположенный к нарушениям поперечного равновесия, - это головной убор, быть может оттого, что симметрия - фактор неподвижности и необходимо оживить ее противоположностью ту часть тела, с которой связывается ум, то есть лицо (шляпка набок, набекрень и т.д.). Кроме того, ширина может варьироваться лишь в очень небольших пределах: одежда не может быть намного шире тела, по крайней мере при нынешнем своем типе (исторически бывали и костюмы с сильным поперечным расширением - например, в испанском барокко). Таким образом, данный вариант плохо подходит к главным частям костюма, эстетический смысл и пределы которых зависят от человеческого тела и которые, как мы уже видели, можно называть широкими или узкими, лишь проецируя объем на плоскость, да еще при условии, что данный предмет достаточно «осанистый» для такого проецирования (накидка, пальто). Соответственно наиболее стабильным этот вариант является в плоских и длинных вещах. Наконец, широкое находится на грани эстетической табуированности, по крайней мере в современном костюме, где элегантным обыкновенно считается тонкое и утонченное; поэтому упоминать о нем можно, лишь приписывая ему значения удобства или надежной защиты. В результате терминологическая таблица варианта оказывается сокращенной:
9.18. Вариант объемности (XIV)
Объемность - это в принципе измерение по глубине отдельного элемента, если он обладает собственной толщиной (пуговицы), или же всей вещи, постольку поскольку она окутывает тело (пальто). Но мы уже видели, что на самом деле этим вариантом часто выражается некое обобщенное измерение - то есть куда более неопределенное, чем длина и ширина. В этом варианте особенно отмечается
его больший термин - по крайней мере для главных частей костюма, когда они обладают эксплицитной защитной функцией (обширное, просторное); что же касается меньшего термина, то он сразу же соприкасается непосредственно с телом и оказывается близок варианту облегания; словом, в случае главных частей костюма одежда может лишь увеличивать тело, делая его более расплывчатым, - а если стремится уменьшить его, то может лишь следовать его линиям и делать их отмеченными (это и есть облегание). Вообще, согласно некоторым исследованиям, этим двум вариантам соответствуют две вестиментарные этики: преобладание объемности предполагает этику личного самоутверждения и власти1, а преобладание облегания - наоборот, этику эротизма. Таблица варианта объемности строится следующим образом:
9.19. Вариант величины (XV)
Как мы уже видели, вариант величины по праву служит для выражения неопределенного измерения: большое и маленькое - это термины, подходящие ко всему на свете; их можно применять к любому измерению (большое ожерелье — это, собственно, длинное ожерелье) и ко всем измерениям сразу (большая сумка), всякий раз когда журнал как бы стремится занять остро субъективную позицию при чтении, когда его задача - выразить впечатление, не заботясь о его анализе. То, что Мода противопоставила такую неопределенную (пожалуй, лучше было бы сказать «индифферентную») меру системе трех классических мер (некоторые из которых и сами уже тяготеют к глобальности), - не должно нас удивлять: точно так же во многих языках используется индифферентный де-иктический элемент, дополняющий систему специальных деиктиков: в немецком der противопоставлено diser / jener,
' Fliigel, Psychology of Clothes.
а во французском се противопоставлено се... ci / се... la}. В структурном плане величина, очевидно, занимает нейтральное положение; семантически она почти всегда обладает риторической значимостью: гигантское, огромное, монументальное, дерзкое - эти незначимые вариации термина большое являются намеренно эмфатическими (в отличие от других вариантов), а меньший термин маленькое почти всегда несет в себе этическую коннотацию (простое, симпатичное)2.
Итак, таблица данного варианта такова:
VI. ВАРИАНТЫ НЕПРЕРЫВНОСТИ
9.20. Разрывы непрерывности
Пластический смысл вещи во многом зависит от непрерывности (или прерывистости) ее элементов - даже более, чем от ее формы. С одной стороны, можно сказать, что одежда на свой профанный лад иллюстрирует собой старинную мистическую грезу о «бесшовности»: она облекает тело, и разве не чудо, что тело может поместиться в нее, и одежда не оставит следа от этого пребывания в себе? А с другой стороны, постольку поскольку одежда эротична, она должна кое-где расходиться, частично отстраняться, играть с наготой тела. Таким образом, непрерывность и прерывистость поддерживаются целым комплексом институциональных модных черт; прерывистость одежды не просто имеет место - она афишируется или же скрадывается. Отсюда возникает группа вариантов, призванных придавать значимость разрывам или же сращениям в одежде, - варианты непрерывности. Разделять (или не разделять), соединять (или оставлять
1 См. H.Frei, цитированная статья.
2 См. выше, 4, 3, и ниже, 17, 3.
разъятым) - с такими взаимно противоречивыми и взаимодополнительными функциями связаны варианты деления и запахнутости1. Вариант подвижности характеризует независимость того или иного элемента, принцип его примыкания к другому элементу (остающемуся невыраженным). Далее, то, что было разделено или сделано подвижным, можно по-разному закреплять: делать значимыми эти разные способы крепления - роль варианта фиксации. Наконец, элемент может быть материально непрерывным и тем не менее получать изгибы, ломающие его контур: например, некоторая деталь может быть отложной или приподнятой; такая альтернатива выражается вариантом изгиба. Порядок, в котором только что были перечислены эти варианты, - преднамеренный; если оставить в стороне последний вариант (изгиба), кстати довольно скудный, то станет ясно, что они структурно определяют друг друга; зашнуровывается вещь или застегивается на пуговицы - эта альтернатива (вариант фиксации) может иметь смысл лишь в том случае, если вещь подвижна или закрыта (вариант подвижности или запах-нутости); а альтернатива, подразумеваемая этим последним вариантом {открытое / закрытое), сама возможна лишь в случае, если данный элемент изначально разделен. Таким образом, четыре первых варианта непрерывности образуют все вместе своего рода программу в кибернетическом смысле термина: каждый вариант как бы получает наследство от предыдущего варианта и обретает свою действительность только от предшествующей ему альтернативы. Впрочем, dispatching, которым регулируется движение смысла, довольно сложен: вещь обязательно закрытая (то есть не подлежащая действию варианта запахнутости) тем не менее может нести в себе альтернативу фиксации (вещь с разрезом, но всегда запахнутая все-таки может застегиваться либо на пуговицы, либо на молнию); всегда разрезанный элемент может быть открытым или закрытым (например, пальто). Это значит, что варианты данного типа образуют единую сеть, но и сохраняют каждый свою индивидуальность; то, что
1 Язык несправедливо принуждает нас называть непрерывностью [continuite] альтернативу между непрерывным и прерывистым, делением -альтернативу между разделенным и нераздельным, запахнутостью - альтернативу между запахнутостью и открытостью.
не имеет смысла в одной точке (будучи лишено свободы), образует его в другой. Жизненную силу этих вариантов можно оценить, рассматривая таблицу dispatching'a, которым регулируются возможности их появления, и учитывая, что вариант может сработать, а смысл - появиться на свет лишь в том случае, если образующая его оппозиция обладает своеобразной контролируемой свободой: то есть некоторые родовые категории по самой своей природе исключают - или, наоборот, позволяют - применение к ним определенных вариантов, что отмечено здесь обозначениями Исключено [Exclu] и Возможно [Possible]*:
9.21. Вариант деления (XVI)
Массивность одежды может нарушаться двумя основными способами: поверхность того или иного элемента может быть разрезана, частично или полностью разделена на два края (платье, союзка туфли); а также некоторый элемент, вовсе не будучи разрезанным, может разделяться на две или более довольно автономных областей -
1 См. ниже, 12, 2.
2 Вещь с двумя симметричными концами или полами (шарф, пояс)
уподобляется вещи с разрезом по природе, так как она может быть запахнута,
распахнута, застегнута (повязка), завязана и т.д. (ср. следующий параграф).
J Р - возможно, Е - исключено.
так обстоит дело с вещами, у которых две полы или два конца, расположенных более или менее симметрично; функционально два конца шали, повязки или пояса соответствуют двум краям разреза, они могут быть «закрыты» (скрещены или связаны) или «открыты» (свисать свободно); поэтому вариант деления должен включать в себя явления двухконечности; дело не в том, что от вещей «с разрезом» по природе (а двухконечные вещи именно таковы) можно ожидать какого-либо смысла, а в том, что это незначимое разделение управляет значимыми вариациями запахнутости и фиксации {обертывающий шарф, завязанная повязкаУ. Структура этого варианта - бытийная альтернатива: некоторый элемент разрезан или же нет; он не может варьироваться по интенсивности или сложности - невозможен ни смешанный термин (с разрезом и без разреза), ни нейтральный (ни с разрезом, ни без разреза)2; нормальный термин может покрывать лишь один из двух полюсов, обычно негативный - то, в чем есть разрез, выделяется как достойное упоминания на обычном фоне нераздельности. Таблица такова:
9.22. Вариант подвижности (XVII)
Подвижность некоторого элемента бывает значимой лишь в том случае, если она может наличествовать или отсутствовать; однако предметы одежды подвижны по самому своему статусу — каждая вещь представляет собой нечто независимое3; следовательно, они не могут получать этот
1 На этом примере видно, что хотя структурный уровень и может
соприкасаться с технологическим, он все же не подчинен ему рабски: де
ление здесь определяется гораздо в большей степени своей структурной
функцией (в данном случае управляющей другими вариантами непрерыв
ности), чем своей субстанцией.
2 С частичным разрезом относится к варианту целостности.
3 Перед нами новый пример дефиниции структурной, а не лексиког
рафической, функциональной, а не субстанциальной, синтагматической, а
не систематической: вещь - это то, что, с некоторыми оговорками, не подда
ется действию варианта подвижности (так как она всегда подвижна).
вариант; для появления смысла нужно, чтобы некоторый элемент мог то сращиваться с главным предметом, то освобождаться от него; иначе говоря, нужны такие элементы, которые по природе своей ни слишком независимы, ни слишком паразитичны; обычно так обстоит дело со вставными деталями - например, с хлястиком, подкладкой и воротником, так может обстоять дело (реже) и с предметами изначально подвижными, но которые можно, вообще говоря, вшить или вставить в основной предмет (берта, пелерина, пояс); здесь мы вплотную сближаемся с накладными элементами - то есть с вариантом искусственности. Естественно, свобода движения - это материальная свобода, а не свобода пользования или ношения (утверждение существования). Таблица варианта подвижности проста, так как его оппозиция альтернативна:
9.23. Вариант запахнутости (XVIII)
Вещь может быть открытой, расстегнутой или закрытой, застегнутой1 - это и есть вариант запахнутости. Речь идет вовсе не о том, каким образом вещь застегнута (способ крепления относится к варианту фиксации), а о степени ее запахнутости: двубортный пиджак «более закрыт», чем однобортный. Итак, перед нами вариант-интенсив, уровни которого в языке полагаются как различные качества. Разумеется, здесь принимаются в расчет лишь институционально признанные степени запахнутости: чтобы открытое было значимым термином, оно должно быть нормой (упоминаемой) журнала, а не личной привычкой того, кто носит данную вещь. В самом деле, запахнутость - чрезвычайно богатый фактор личного одеяния, но в таком случае она является лишь признаком темперамента, а не настоящим знаком. Чтобы должным образом отделить запахнутость от фиксации и вполне отразить прогрессивную структуру варианта запахнутости, следует вернуться к порождающему его варианту - варианту деления: деление, будь то реаль-
1 Открытое/расстегнутое (ouvert), закрытое/застегнутое (ferme) -дистрибутивные варианты русского перевода. - Прим. перев.
ное или имплицитное, вызывает появление двух элементов -краев или пол, обыкновенно продольных; и вот степени сближения этих двух частей становятся терминами нового варианта - если два края (или два конца) не сходятся, то элемент является открытым, расстегнутым (в случае разрезов) или свободным (в случае пол); если они соприкасаются, не находя друг на друга, то это положение впритык (тогда способом крепления служат стяжки и шнурки); а закрытое, застегнутое, вопреки обобщенному смыслу этого термина, в одежде всегда означает, что один борт вещи немного прикрывает другой; застегнутое - значит более закрытое, чем впритык; если одна кромка крест-накрест нахлестывается на другую, то одежда становится двубортной; наконец, если одна из пол (или один из концов) как бы вся наворачивается на другую, то вещь (плащ или шарф) делается обертывающей. В этих пяти основных способах запахнутость последовательно усиливается, потому что все время идет речь о гибкой материи, которая не может быть скреплена простым соприкосновением, ведь соприкасающиеся части одежды все время рискуют разойтись из-за движений тела. К этому следует прибавить два более специальных термина: однобортное соответствует закрытому, но свой смысл оно получает лишь в рамках частной оппозиции, применимой лишь к одежде, надеваемой на плечи, -оппозиции однобортное / двубортное; наконец, в применении к бретелькам [просто застегнутое] становится вокруг шеи, в отличие от бретелек крест-накрест, которые как бы «более застегнуты», чем просто завязанные на затылке. Эти различные степени запахнутости образуют (на сегодня) пяти-членную оппозицию: