Риторика – наука убеждения.
Аллегорическое средневековое изображение Госпожи Риторики не оставляло сомнений в её неземной красоте и всемогуществе. Дама восседала на пышном троне, как Богиня Искусства, облаченная в ослепительные одежды, на которых были вытканы речевые фигуры. Из уст её произрастало лилия, которая символизировала красоту речи, причем не красоту речи данной отдельной Дамы, а красоту речи вообще.
Кроме лилии, в дополнение к ней, произрастал из тех же уст и МЕЧ, имевший свое символическое задание: служить наглядным выражением наиболее разящего оружия человечества – искусства убеждать. По обеим сторонам этой красоты располагались величайшие ораторы и поэты прошлого, возглавляемые Цицероном и Вергилием, причем более Цицероном, чем Вергилием.
Вергилий чуть отодвинулся на второй план, намекая тем самым на то, что, вообще-то говоря, не он тут главный, ибо поэзия есть лишь одна из форм красноречия, а не красноречие как таковое. Красноречие же как таковое представлял Цицерон, который по этой причине и не счел возможным отодвигаться на второй план вместе с Вергилием, но оставался на первом, дабы еще раз подчеркнуть, что дама с лилиею и мечом во рту принадлежит прежде всего ему, а не поэтам.
И в этом, надо сказать, Цицерон был совершенно прав, поскольку риторика действительно прежде всего принадлежит НЕ поэтам. А принадлежит она (сразу же после Цицерона) каждому говорящему. Ибо, по справедливому замечанию шести бельгийцев, « … даже если в далеком прошлом люди и говорили стихами, то в наши дни эта привычка заметно утеряна».
Риторика – является наукой о способах убеждения, о тех многообразных приемах воздействия на аудиторию, которые позволяют изменять убеждения последней (А.А. Ивин).
Убеждение– одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Это – сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу категория. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. Большую группу людей можно убедить в том, что каждый из них бессмертен, и они с радостью примут коллективное самосожжение. Однако есть люди, которых совершенно невозможно убедить в самых простых математических истинах.
Важность исследования способов изменения убеждения связана, прежде всего с тем, что человек действует на основе имеющихся у него убеждений, и изменение убеждений является одновременно изменением его поведения. Убеждения – это не только представления о реальности, но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, цели, планы и т.д.
Интуитивно приемы изменения убеждений известны каждому. Всякий процесс общения строится на основе использования таких приемов и без их использования теряет свою эффективность. В этом смысле основы риторики общеизвестны.
Имеются, однако, такие виды деятельности и такие профессии, которые требуют специального изучения риторики. В демократических обществах – это политика и юриспруденция, философия и психология, история и теология, преподавание и общественная деятельность и др.
Риторика изучает способы воздействия на людей (А.А. Ивин). В числе таких способов – ссылки на неоспоримые свидетельства, на общие и кажущиеся достоверными принципы, на традицию или интуицию, на здравый смысл или вкус и т.д.
Приемы, с помощью которых могут формироваться и изменяться убеждения, чрезвычайно разнообразны и разнородны. Они зависят от конкретной области знания или деятельности, от аудитории, от социальных групп и общества в целом, от своеобразия той культуры или цивилизации, в рамках которой они складываются и применяются.
Риторику как исследование техники убеждения иногда называют также теорией аргументации (А.А.Ивлев).
Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения – от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного как устного, так и письменного.
В ХХ веке в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, стилистическая дифференциация языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теории речи, общения, массовой коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики, грамматики и др.
Красноречие, как одно из определений риторики, понимают неоднозначно: это и дар слова - речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка, и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпохи» (В.Г. Костомаров).
Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни. Они порождают мотивы и цели, затем говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателем и его реакцию.
Таким образом, если определять содержание риторики строго, то это – наука о речевой целесообразности, об осознанном «говорении», и корректном речепроизводстве.
Основная задача риторики – исследование многообразных способов убеждения аудитории с помощью речевого воздействия.
Основной способ убеждения в риторике – это аргументация, т.е. привидение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории).
Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений. Довод предназначается для поддержки тезиса аргументации – утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью её убеждений.
Словом «аргументация» часто называют не только процедуру приведения аргументов в поддержку какого-то положения, но и саму совокупность таких аргументов.
Предметом убеждения может быть не только отдельное высказывание, но и связанная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.п.
Существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной степенью вероятности побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие.
В числе таких хорошо известных приемов – ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на оправдавшую себя временем традицию, на особо проницательную интуицию или искреннюю веру, на здравый смысл или на вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д.
Задача риторики – исследовать и систематизировать те приемы и способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений.
Очерки истории.