Ораторское искусство средневековья
В Средние века риторика прежде всего разрабатывается как учебная дисциплина. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций создает учебные руководства по семи свободным искусствам, составившим основу западноевропейского образования того времени, составляет комментарий на «Топику» Цицерона.
Исследователи выделяют три основных типа риторических трактатов того времени: 1) гомилетику; 2) эпистолярный жанр; 3) поэтрии (художественная литература).
С появление средневековых университетов в ХI – ХII вв. зарождается университетское (академическое) красноречие. Само слово лекция возникло именно в период схоластики и означало «чтение» (чтение книги за кафедрой с использованием комментария). Слушатели заучивали наизусть огромные отрывки текста, а позже в научной полемике ораторы, прекрасно декламируя, цитировали лекционный материал, при этом побеждал тот, кто для подтверждения чей-либо концепции или мнения мог аргументировано воспользоваться большим количеством цитат. В то время также получили развитие и публичные диспуты.
Во Франции в ХII – ХV вв. доминирует духовное красноречие, которое представлено деятельностью и творчеством Сен-Бернара и Жерсона.
Велик вклад в развитие риторической практики Данте Алигъери: 1) троп, используемый в «Божественной комедии», в последствие становится основным изобразительно-выразительным средством как филологии, так и ораторского искусства; 2) письма к королю Генриху VII (графу Люксембургскому), к «народам Италии» и к «нечестивым флорентийцам» являются образцами политического красноречия.
Риторика в эпоху Ренессанса (ХIII – ХVI вв.)
При всем своеобразии культурного развития Италии, Франции, Испании, Англии, Германии главные направления и проблемы развития ораторского искусства оказывались общими для них всех.
Эпоха Ренессанса характеризуется как эпоха возрождения античных наук и искусств. Сам термин «возрождение» имел не только средневековое, но и прямо библейское происхождение. В Новом Завете постоянно говорится о возрождении нового человека, о новом духовном развитии, поэтому человек, его личностное представление, границы и цели его устремлений становятся всем фокусов, в котором сходятся все проблемы времени: эпоха осознает свою новизну через обновление самого представления о том, что есть человек. Поэтому не случайным было определение возрождения как «открытия мира и человека», а риторики как орудия, «при посредстве которого Ренессанс определял и утверждал себя перед лицом прошлого» (С.С.Аверинцев).
Крупнейшие представители нового периода риторики: Франческо Петрарка, Джаноццо Манетти, Поджо Браччолини, Пико дела Мирандола, Леонардо да Винчи, Леон-Баттиста Альберти, Бальтасаре Кастильоне, Антинио Бручоли, Николо Макиавелли, Мартин Лютер и др.
Так как в истории культуры Возрождение связано с эпохой возвеличивания человеческой индивидуальности, то центральной проблемой становится проблема гуманизма, где гуманизм интерпретируется как «типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм».
Человеческая индивидуальность и свобода начинают проявлять себя ярко в речевой индивидуальности и речевой свободе. Гуманисты как идеал человеческого существования провозглашают «универсальность человека», критериями которого считаются: честь, достоинство, знание «гуманитарных наук» (греческого и латинского языков).
Философия и красноречие, как и в античные времена, подтверждают свое неразрывное единство. Философия не мыслит своего существования без риторики, поэтому риторика признается как принцип философии.
В основе художественного мировоззрения Ренессанса положен платонизм, огромную роль начинает играть эстетика Аристотеля.
Предметом риторики становится не истина, а мнение, приближающее к постижению истины, не утверждение истины, но ее поиски. Отсюда центральным мотивом оказывается ценностное суждение, а предмет риторики во многом отождествляется с философским.
Изменяется и определение риторики: если в эпоху античности риторика трактовалась как «искусство убеждения» (Платон, Аристотель), «искусство говорить хорошо» (Квинтилиан), то в эпоху Возрождения – как «искусство украшения», что усиливало эстетическую характеристику речи, но вело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка). При этом наука о красивой и аргументированной речи трактовалась как совокупность философских, художественных и жизненных устремлений художников и ученых.
Лоренцо Валла стремился привлечь «риторическую науку» для обновления богословия и возрождения христианской мысли в противовес диалектике и аристотелевско-схоластической метафизике (аподиктически-силлогическому, формально-логическому Аристотелю), потому что риторика, с точки зрения крупнейшего итальянского философа, должна была стать основой гуманистического образования и прообразом нового научного статуса теологии.
Гуманисты утверждали, что ораторское слово должно быть честным и высоконравственным, оно не должно делать людей «рабами речей», но убеждать слушателей, приобщая их к знаниям. Красноречие вообще должно быть свободным: говорящий публично, должен вольно говорить о том, что служит истине. Бэкон в свое время часто упрекал великих ораторов в том, что они не интересуются политической и деловой сторонами красноречия, а стремятся лишь к изящным формулировкам, не заботятся о гибкости и приспособляемости стиля и о тех его особенностях, которые помогли бы оратору в общении.
Словоначинает играть очеловечивающую роль. Быть человеком, значит владеть словом, поэтому в эпоху Возрождения настолько ярко, живо и выразительно в слове сосредоточены индивидуальность, труд, вдохновение, способность к разумному общению. Слово становится орудием формирования общественного мнения и достижения истины, оратор – носителем просвещения, а ораторское искусство – средством познания и воспитания мудрости и добродетели.
Искусство начинает отождествляться с наукой: искусство и есть сама наука.
На культуру и развитие красноречия несомненно оказали сильнейшее влияние концепции, идеи и взгляды Томмазо Кампанеллы и Томаса Мора, вдохновившие ораторов идеями гуманизма и совершенного социального устройства.
Но все-таки «универсальный человек» – великая утопия Ренессанса, несбыточные мечты, в которых с наибольшей силой были сосредоточены истоки всех новаций нового этапа развития риторической культуры.
Возросший авторитет учёности и словесности, ориентация на гуманитарные знания разрушили иерархическую лестницу наук, которая в средние века восходила к теологии. Теперь на верхних ступенях расположилась литература, где главенствовала поэзия.
Главная задача эпохи Ренессанса – идея обновления словесности – связана была с «принципом подражания древним». Античный сократовский принцип: «познай самого себя» – объединял всех деятелей Возрождения и вполне соответствовал выдвинутой идее, которая имела и новаторский смысл – придать национальным формам обновленный вид, то есть найти в своем национальном языке риторические возможности, усвоив богатый опыт античных авторов. Поэтому так надолго в эпоху Возрождения воцаряются античные жанры – ода, гимн, элегия, эпическая поэма.
Но гуманисты настаиваютне на следовании образцам как главном пути постижения художественного мастерства, а говорят о «красоте вымысла», то есть об инвенции,нахождении как первом этапе риторического искусства.
Идеалом остается всё тот же оратор, соединивший в себе тонкость диалектика, философа-мыслителя, память юриста, язык поэта, голос трагика, жесты и грацию актера.
Всякая словесность того времени полностью была подчинена риторическим задачам. Риторика была первоначальной теорией словесности в европейской культуре. Кроме того, она была органично связана с эстетикой, с пониманием того, что есть прекрасное.
Всё больше увеличивается разрыв между формами письменной и устной речи, между речью образованных кругов и речью народной. Сильнейшее воздействие на слушателей имела гомилетика, звучащее слово церкви (брат Ришар, священник Винцент Феррер, Оливье Майар).
Гуманисты создают новый общественный класс – интеллигенцию, а их письма, речи и трактаты руководят общественным мнением и являются прототипом новой публицистики.
Красноречие все больше и больше наполняетсясветским содержанием и приобретает социальную направленность. Оно одновременно вбирает традиции античного классического красноречия и вдохновляется гуманистическими и демократическими идеалами. Поэтому в ХIV – ХV вв. в практическом красноречии постепенно выделяются два основных направления: ораторское искусство, рожденное крестьянским движением (Гильом Коль во Франции, Джон Болл и Уот Тайлер в Англии), и буржуазное ораторское искусство (Ульрих фон Гуттен в Германии).
Подчеркивая диалектический характер соотношения преемственности и оригинальности в культурах Древней Греции и эпохи Ренессанса, можно утверждать, что последняя – это не просто новая эпоха в истории культуры, но и новое её состояние, новее качество.