ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
РИТОРИКА
Учебно–методический комплекс
для студентов очной и очно-заочной форм обучения
(030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр»)
Москва
2011
Автор
Брадецкая И.Г., канд. пед. наук,
ст. преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия.
Рецензент
Кузнецова Т.Е., канд. пед. наук,
доцент кафедры общеобразовательных дисциплин
Российской академии правосудия.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Риторика» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр», составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания программы высшего профессионального образования.
Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол №13 от 10 мая 2011 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия (протокол № 2 от 19 октября 2010 г.)
© Брадецкая И.Г., 2011
© Российская академия правосудия, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..4
Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………6
Тематический план…………………………………………………….………… 6
Программа курса ………………………………………………………….……...7
Тематический план семинарских занятий…………………..…………….........10
Планы семинарских занятий………………………………………………........ 11
Методические рекомендации по изучению и
организации самостоятельной работы студентов…………………..…………19
Контрольное задание ............................................................................................20
Список рекомендуемой литературы……………………………………………21
Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………22
Приложение 1…………………………………………………………………….24
Приложение 2…………………………………………………………………….25
Приложение 3 ……………………………………………………………………27
ВВЕДЕНИЕ
Программа учебной дисциплины «Риторика» подготовлена для студентов, обучающихся по направлению 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр», и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения, ведущего подготовку студентов по специальности 03.05.01 (65) Юриспруденция.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования заложен компетентностный подход. Так в разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- «способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)».
Современные требования к профессиональной подготовке юристов также ставят перед высшей школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности будущего правоведа.
На наш взгляд, можно выделить следующие коммуникативные компетенции выпускников:
- способен вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
- способен вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
- способен идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению, и эмпатийно относиться к нему.
Формирование перечисленных выше компетенций осуществляется в процессе освоения программы курса «Риторика».
Риторика – наука об эффективном, результативном речевом взаимодействии. Центром ее является общающийся человек, который действует в различных коммуникативных ситуациях. Юридическая деятельность имеет свою специфику, специалисты данной сферы должны демонстрировать адекватное речевое поведение (зачастую в конфликтных ситуациях) и решать профессионально значимые задач.
Очень важно, чтобы современный юрист был риторически образован, знаком как с историей зарождения и развития риторических знаний, так и с достижениями неориторики.
Актуальность курса «Риторика» – в повышении речевой культуры будущих юристов, в овладении приемами убеждения, технологией подготовки публичных выступлений.
В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Цель курса:сформировать и развить коммуникативно-речевую компетенцию, что предполагает, прежде всего, умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных для деятельности юриста речевых ситуациях.
Именно поэтому в результате изучения дисциплины студент должен:
получить представление:
· об истоках и важнейших этапах развития ораторского искусства;
· о красноречии как виде искусства;
· о традициях древнерусского красноречия, о первых русских учебниках;
· о нравственных основах судебной речи;
· об общих принципах управления аудиторией;
· о невербальной риторике;
· о технике речи;
знать:
· базовые понятия современной риторики;
· основоположников античной риторики, российской риторической школы;
· античный риторический идеал;
· виды красноречия, в том числе особенности судебного красноречия;
· лингвистические и экстралингвистические признаки судебной речи;
· особенности защитительной и обвинительной речей.
· этапы классического риторического канона;
· «общие места» (топы, топосы) как смысловые модели.
· назначение планов и их виды;
· риторические тропы, риторические фигуры и их роль в речи;
· основные виды аргументов;
· план риторического анализа публичного выступления;
уметь:
· анализировать тексты античных ораторов;
· различать основные виды красноречия;
· анализировать речи известных судебных ораторов прошлых столетий;
· пользоваться вербальными и невербальными приемами ораторского искусства судебных ораторов России;
· описывать предмет речи;
· использовать основные стратегии повествования;
· рассуждать, опираясь на классический образец речи- рассуждения (хрию);
· пользоваться языковыми средствами контакта и воздействия на аудиторию;
· решать риторические задачи, учитывая при этом особенности речевой ситуации: участников, характер отношений, цели, обстоятельства и т.д.;
· аргументировать свою позицию;
· управлять своим голосом и готовить речевой аппарат к работе;
· следить за собственным дыханием и дикцией;
· определять необходимый темп речи;
· анализировать и оценивать свое и чужое публичное выступление;
· прогнозировать характер восприятия речи собеседником и привлекать риторические средства убеждения в ходе публичного общения с оппонентом.
Изучение программного материала рассчитано на 72 часа, из которых 34 часа – это аудиторные занятия, 38 часов - самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС, сессия. В ходе изучения дисциплины «Риторика» студенты должны выполнить 1 контрольную работу. В соответствии с требованиями стандарта, 20% аудиторных занятий (7 часов) должны проводиться в активных и интерактивных формах, в курсе «Риторика» это публичные выступления (1 час), риторические тренинги, творческие работы по составлению речей под руководством преподавателя (2 часа), работа с жанром презентации и интервью (2 часа), а также итоговый «Конкурс ораторского искусства»(2 часа).
Общая трудоемкость дисциплины – 2 дидактические единицы.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы ( по учебному плану) | Количество часов в соответствии с учебным планом |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские занятия | |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС, сессия | |
Контрольное задание (количество) | |
Форма промежуточной аттестации | зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п\ п | Темы дисциплины | Форми-руемые компе-тенции | Количество аудиторных часов | |
Лекции | Семинары | |||
1. | Раздел I. Истоки, пути становления и особенности судебного красноречия Введение. Судебное и политическое красноречие Античного мира. | ОК-4 | ||
2. | Развитие риторических традиций в России. | ОК-4 | ||
3. | Виды ораторского искусства. Судебное красноречие. | ОК-8, ОК-4 | ||
4. | Этапы подготовки речи. | ОК-4 | ||
5. | Раздел II. Риторика – искусство убеждения Законы и принципы современной общей риторики. | ОК-5 | ||
6. | Приемы убеждения и воздействия. Невербальные средства судебного оратора. (Интерактивная форма обучения) | ОК-5 | ||
7. | Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли. | ОК-8 | ||
8. | Искусство спора. Аргументирующая речь. (Интерактивная форма обучения) | ОК-4 | ||
9. | Раздел III. Основы мастерства публичного выступления Основы техники речи судебного оратора. | ОК-4 | ||
10. | Риторика в современном мире. Конкурс ораторского искусства. (Интерактивная форма обучения) | ОК-4 | ||
Итого часов: |
ПРОГРАММА КУРСА