Основные направления в истории риторики.

ЮРИДИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

Риторика как наука.

Риторика – это наука об искусном владении словом в речи (говориь доступно, красиво, грамотно, логично, последовательно).

Аристотель написал первую книгу о риторике в 335 году до н.э.

Риторика – это практическая наука о способах убеждения преимущественно языкового воздействия на аудиторию с учетом особенностей данной аудитории и в целях достижения желаемого эффекта.

Предмет риторики – речь, которая связана с общественной практикой. Поэтами рождаются, ораторами становятся. Единицей речи является слово.

Задача риторики как учебной дисциплины – знакомство и изучение с искусством создания текста разных жанров, практическое овладение умениями ораторского искусства: подготовка выступления, его исполнение, анализ, оценка и коррекция своих и чужих высказываний. Основной риторический закон – закон соответствия типу речевой ситуации.

В риторике до сегодняшнего дня сохранены 3 основных принципа:

1)этос (влияние на собеседника личными качествами)

2)логос (культура оперирования понятиями)

3)пафос (красноречие, способность возбуждать с помощью фигур, тропов, вызывать у слушателя удовольствие от восприятия речи)

Идеал оратора по Цицерону: гражданин высокой культуры, который постоянно обогащает свои знания. Оратор должен совмещать в себе тонкость диалектика, мысль философа, память юрисконсульта, голос трагика, жесты и грацию великих актеров.

Юридическая риторика как учебная дисциплина и частная риторика.

Риторика зародилась в Др. Греции. Наука появляется там, где разрабатывается ее теоретическая база (формируются понятия категории с помощью которых передаваемая информация становилась понятной другим людям и последующим поколениям). теоретическая (философия. геометрия) наука практическая (этика, риторика, политика) прикладная(ремёсла) Риторика – это наука об искусном владении словом в речи (грамотно, красиво, просто, логично, последовательно………). Риторика (классическое определение) – это наука о способах убеждения преимущественно языкового воздействия на аудиторию с учётом особенностей данной аудитории и в целях достижения желаемого эффекта. Способы убеждения: Логические (дедукция, индукция и аналогия) Психологические (воздействие на чувство людей с помощью вопросов, которые их интересуют (вопросы здоровья, денег, жизни и смерти, смысла жизни, религии….)) Физические (считаются не корректными) Способы воздействия: Вербальный способ (с помощью речи) Невербальный способ (это жесты, мимика, телодвижения) Особенности аудитории: Субъективные (это те, которые зависят от нас) Объективные (это те, которые от нас не зависят) К объективным относятся – погодные условия, время суток, время года, учитываем размеры аудитории, количество людей в аудитории. К субъективным относятся – возраст, пол (мужской или женский), профессионализм, образованность, социальное положение (по возможности), религиозность. Способы восстановления внимания аудитории: Повысить или понизить громкость звучания голоса (можно делать не более 3-5 раз) Сделать паузу (не более 5 секунд и не более 2-3 раз) Создать громкий звук (например, закрыть громко дверь) Рассказать весёлую историю Сделать перерыв Развеселить аудиторию Корректно попросить удалиться из аудитории

Основные направления в истории риторики.

  Теоретическая Догматическая
Представители Аристотель Квинтилиан
Цель Убедить с помощью доказательств Красноговорение, убеждение отходит на 2 план и может не являться целью
Отношение к др наукам Взаимодействует с другими науками (дивлектика, философия, политика) Противопоставляет себя другим наукам, является самодостаточной
Категории, понятия Постоянно расширяет круг своих понятий Понятия неизменны, их круг ограничен
Развитие направления Изменчива, постоянно развивается Стабильна, неизменна

Способы убеждения:

1. Логический:

· Дедукция – от общего к частному

· Индукция – от частного к общему

· Аналогия – сравнение

2. Психологический

3. Силовой

Особенности аудитории:

1. Субъективные (возраст, пол, образованность, профессионализм, социальное положение по возможности)

2. Объективные (размер помещения, время суток, погодные условия, время года)

Наши рекомендации