Основные направления в истории риторики.
ЮРИДИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
Риторика как наука.
Риторика – это наука об искусном владении словом в речи (говориь доступно, красиво, грамотно, логично, последовательно).
Аристотель написал первую книгу о риторике в 335 году до н.э.
Риторика – это практическая наука о способах убеждения преимущественно языкового воздействия на аудиторию с учетом особенностей данной аудитории и в целях достижения желаемого эффекта.
Предмет риторики – речь, которая связана с общественной практикой. Поэтами рождаются, ораторами становятся. Единицей речи является слово.
Задача риторики как учебной дисциплины – знакомство и изучение с искусством создания текста разных жанров, практическое овладение умениями ораторского искусства: подготовка выступления, его исполнение, анализ, оценка и коррекция своих и чужих высказываний. Основной риторический закон – закон соответствия типу речевой ситуации.
В риторике до сегодняшнего дня сохранены 3 основных принципа:
1)этос (влияние на собеседника личными качествами)
2)логос (культура оперирования понятиями)
3)пафос (красноречие, способность возбуждать с помощью фигур, тропов, вызывать у слушателя удовольствие от восприятия речи)
Идеал оратора по Цицерону: гражданин высокой культуры, который постоянно обогащает свои знания. Оратор должен совмещать в себе тонкость диалектика, мысль философа, память юрисконсульта, голос трагика, жесты и грацию великих актеров.
Юридическая риторика как учебная дисциплина и частная риторика.
Риторика зародилась в Др. Греции. Наука появляется там, где разрабатывается ее теоретическая база (формируются понятия категории с помощью которых передаваемая информация становилась понятной другим людям и последующим поколениям). теоретическая (философия. геометрия) наука практическая (этика, риторика, политика) прикладная(ремёсла) Риторика – это наука об искусном владении словом в речи (грамотно, красиво, просто, логично, последовательно………). Риторика (классическое определение) – это наука о способах убеждения преимущественно языкового воздействия на аудиторию с учётом особенностей данной аудитории и в целях достижения желаемого эффекта. Способы убеждения: Логические (дедукция, индукция и аналогия) Психологические (воздействие на чувство людей с помощью вопросов, которые их интересуют (вопросы здоровья, денег, жизни и смерти, смысла жизни, религии….)) Физические (считаются не корректными) Способы воздействия: Вербальный способ (с помощью речи) Невербальный способ (это жесты, мимика, телодвижения) Особенности аудитории: Субъективные (это те, которые зависят от нас) Объективные (это те, которые от нас не зависят) К объективным относятся – погодные условия, время суток, время года, учитываем размеры аудитории, количество людей в аудитории. К субъективным относятся – возраст, пол (мужской или женский), профессионализм, образованность, социальное положение (по возможности), религиозность. Способы восстановления внимания аудитории: Повысить или понизить громкость звучания голоса (можно делать не более 3-5 раз) Сделать паузу (не более 5 секунд и не более 2-3 раз) Создать громкий звук (например, закрыть громко дверь) Рассказать весёлую историю Сделать перерыв Развеселить аудиторию Корректно попросить удалиться из аудитории
Основные направления в истории риторики.
Теоретическая | Догматическая | |
Представители | Аристотель | Квинтилиан |
Цель | Убедить с помощью доказательств | Красноговорение, убеждение отходит на 2 план и может не являться целью |
Отношение к др наукам | Взаимодействует с другими науками (дивлектика, философия, политика) | Противопоставляет себя другим наукам, является самодостаточной |
Категории, понятия | Постоянно расширяет круг своих понятий | Понятия неизменны, их круг ограничен |
Развитие направления | Изменчива, постоянно развивается | Стабильна, неизменна |
Способы убеждения:
1. Логический:
· Дедукция – от общего к частному
· Индукция – от частного к общему
· Аналогия – сравнение
2. Психологический
3. Силовой
Особенности аудитории:
1. Субъективные (возраст, пол, образованность, профессионализм, социальное положение по возможности)
2. Объективные (размер помещения, время суток, погодные условия, время года)