Научные открытия, совершенные Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Страница

( выступление 5 учащегося

Как уже было сказано выше, Ломоносов – ученый –энциклопедист, он продолжил исследования в разных областях наук и научно доказал некоторые явления, о которых было заявлено еще в древности.

Ломоносов-физик утверждал, что весь мир состоит из атомов и корпускул. Атомы – мельчайшие частицы – в разных сочетаниях образуют корпускулы. Из разных сочетаний корпускул возникают все другие вещества. В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами. Закон сохранения материи и движения вошел в историю под названием « закон сохранения массы» Ломоносов изобрел многие приборы , например его « ночезрительная труба» является предшественницей современных приборов ночного видения

В области астрономии им было сделано открытие атмосферы на Венере. Также им была выдвинута теория самосвечения комет и полярных сияний.

В 1748 году Ломоносов возглавляет первую Химическую лабораторию, построенную по его чертежам. Он разработал принципы новой науки – « физической химии»

В области геологии и минералогии он выдвинул теории о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием « подземного огня», о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности. Ученый предположил, что причиной извержения вулканов может быть землетрясение.

Михаил Васильевич разработал принципы новой науки – « экономической географии», показал возможность освоения северного морского пути, составил

« Полярную карту»

В области литературы и языкознания великий ученый разработал новую систему стихосложения – силлабо-тоническую, создал теорию трех стилей в русском языке и разработал правила грамматики русского языка.

Экспериментируя в области физики и химии, в 1753 году он занимается строительством фабрики цветного стекла, изготовлением мозаик, изучением атмосферного электричества. Свою первою мозаику « Мадонна» он подарил императрице Елизавете Петровне.

В 1754 году в письме к И.И. Шувалову М.В. Ломоносов излагает свой проект учреждения Московского университета, в котором были раскрыты основные положения и структура первого национального университета. Иван Иванович Шувалов, выбрав подходящий момент, рассказал об этой идее императрице, которая одобрила эту « научную идею». Подготовкой проекта университета, его устава, количеством и составом преподавателей и профессоров занимался М.В. Ломоносов. После ознакомления с представленным И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала «Указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий» от 12 (25) января 1755 (День Святой мученицы Татианы Римской).
Под Московский Университет определили трёхэтажное здание Аптекарского дома на Красной площади у Воскресенских ворот, которое до наших дней не сохранилось. В 1755 г. помещения Главной аптеки перестроил известный московский зодчий елизаветинского времени Д.Ухтомский.

Именно здесь 26 апреля 1755 г. состоялась церемония торжественного открытия Московского университета.

Этот далеко не полный перечень достижений Михайло Ломоносова только еще раз доказывает многогранность творческой натуры Ломоносова.

Музыкальная заставка

6 страница Предлагаем вашему вниманию викторину, победителю – медаль с изображением М.В. Ломоносова.

Вопросы( ответы)

1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»?

( А. С. Пушкин и В. Г. Белинский. )

2. Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?

( Н. А. Некрасов «Школьник». )

3. На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности?

( Двина, Холмогоры.)

4. Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?

( Нет. В Холмогорах была церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей).

5. По каким учебникам учился он, как и многие учащиеся того времени, назвав их впоследствии «вратами» своей учености?

( «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.)

6. Будущий учёный и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы?

( С обозом мороженой рыбы.)

7. Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось?

( Славяно-греко-латинская академия. )

8. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?

(За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учёбы в Петербург и за границу. )

9. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?

( В Германию, в города Марбург и Фрайберг. )

10. Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на взятие Хотина» (1739). О каком Хотине идет речь?

( О турецкой крепости, взятой русскими войсками. )

11. Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»?

( Закон сохранения материи.)

12. Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу?

(Громоотводом. )

13. Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной?

( «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна». )

14. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?

( Полтавскую битву; «Полтавская баталия». )

15. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов?

( Оду - произведение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам. )

16. О ком или о чём размышлял поэт в своих философских одах «Утреннее размышление о ...» и «Вечернее размышление о ...»?

(. О «Божием Величестве». )

17. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?

(. «Размышление по поводу северного сияния», «Письмо о пользе стекла». )

18. Какую оду посвятил Ломоносов «дщери Петровой», воспевая не столько её, сколько Россию?

(. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году». )

19. Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»?

( Петра Великого. )

20. Как остроумно решает спор двух астрономов повар в басне о Копернике и Птолемее: «...В том, что Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел... кругом ...»? Вставьте пропущенные слова.

( «...очаг», «...жаркова».)

21. Кого поэт приветствовал следующими словами: «Науки, ныне торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва?

(. Екатерину II; богиня мудрости в римской мифологии. )

22. Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык?

(. Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы - общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий. )

23. Каким «штилем» рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы?

(. Низким, используя разговорную речь и просторечия. )

24. Какие достоинства современных и древних языков совмещает в себе, по ломоносовскому утверждению, русский язык?

( «Великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого языков»).

25 Ломоносов отвергал «фонетический принцип» письменной речи, сторонником которого был Тредиаковский. Что это за принцип?

( Писать, как говоришь).

26. Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?

(. «Российская грамматика» и «Риторика». )

Наши рекомендации