Основные категории риторики (риторический канон).
Риторический канон – это система специальных правил, которая определяет выбор темы выступления (о чём говорить), его последовательность (что за чем говорить) и способы изложения (как говорить).
Иными словами, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову.
Был разработан ещё в античности Аристотелем и практически не изменился.
Пять частей риторического канона.
Первая часть – самая большая – это инвенцио (inventio), или же нахождение, изобретение материала речи. В этом каноне содержится система правил, связанная с планированием содержания речи или текста. Выступающему здесь необходимо выбрать тему выступления, подготовить аргументы в пользу своей позиции и определиться со способами раскрытия темы.
В юридическом красноречии выбор темы всегда заранее известен. У нас нет проблемы «о чём говорить», поскольку выступление всегда связано с конкретным делом и ограничено предметом доказывания (круг обстоятельств, которые подлежат доказывания по любому делу).
В ходе выступления риторика предлагает выделить основной спорный пункт, вокруг которого и строить свою речь. Этот пункт может быть не один, их может быть несколько, он может быть общего характера, касаться всего состава, так и каких-либо его элементов. Этот спорный пункт может проверяться при помощи различных статусов (например, статус установления – установить, имело ли место быть обстоятельство; статус определения – в одних случаях слова являются оскорблением, а в других нет; статус квалификации – судья устанавливает, было ли превышение пределов необходимой обороны).
К способам раскрытия темы относятся, в частности: как будет подаваться тема – проблемно или описательно; при помощи логических рассуждений или эмоционально и тому подобное.
Способы раскрытия темы в риторике называются «модусами» или «источниками убедительности». Эти модусы/источники убедительности было разработаны в античности тем же Аристотелем. Их три: этос, пафос и логос.
Этос – это убеждение посредством апелляции к моральным принципам аудитории (когда давят на мораль). Поскольку моральные принципы заранее всем известны, то задача оратора состоит в том, чтобы определить только те принципы, которые близки данной конкретной аудитории и на них строить своё выступление (в юридической практике – это в суде присяжных применяется).
Пафос – это возбуждение эмоций либо страсти, на базе которых строится убеждение. Учение о возбуждении страстей давно разработаны в риторике.
Логос – это убеждение посредством апелляции к рассудку, это последовательность логических доводов, обличённых в словесную форму.
Это был первый канон.
Второй риторический канон называется «диспозиция». Это расположение материала.
В основу учения о диспозиции входит учение о композиции речи.
Выделяют от трёх до семи элементов композиции (самые элементарные – введение, заключение).
Цицерон разработал композицию юридического выступления. Она является универсальной и ей пользуются до сих пор.
1) Вступление, обращение к суду. Здесь Цицерон говорит, что это, наверное, одна из самых важных – судья должен отвлечься от листания бумажек и т.д. Судья должен обратить на вас внимание. Адвокат должен акцентировать внимание на себе. Вступление должно быть неординарным и необычным.
2) Мы всегда излагаем суду свою позицию по делу. Виновен или не виновен, признаём или не признаём, взыскать или нет… Это вводный тезис, который должен быть лаконичным и ёмким.
3) Излагаем обстоятельства «Фабула дела».
4) Анализируем все обстоятельства по делу. Но если дело большой, то, конечно, все анализировать смысла нет, а вот если небольшое, то можно все доказательства по делу можно изложить.
5) Обратить внимание суда ещё раз на самые сильные доказательства. Анализ самых сильных доказательств. Опровержение доводов оппонента.
6) Ваши выводы как итог речи. То, чего вы просите.
Следующий риторический канон – элакуция. Это словесное выражение либо дикция. Данная часть риторики наиболее тесным образом связана с лингвистикой. Здесь происходит организация языкового материала вплоть до подбора слов и построения конкретных предложений.
Тут встаёт вопрос – писать речи или не писать. Тут для каждого своё: Плевако тезисно набрасывал, Андреев – писал и перечёркивал каждое слово, подбирая каждую фразу.
Выступление должно соответствовать определённым критериям. Риторика называет четыре таких критерия (соответствует и общей риторики, и юридической):
1. Критерий правильности речи. Речь должна соответствовать правилам грамматики…
2. Критерий ясности. Критерий доступности – в юридической речи это проблема.
3. Критерий изящества. Или украшенности. Речь должна быть более эстетичной, чем обыденная речь, повседневное общение.
4. Критерий уместности. Соразмерность соотношения темы выступления и лексики (не описывать Сикстинскую Мадонну как «тётку в плаще»).
Следующий критерий – мемория. Это память, запоминание… Этот критерий больше связан не с лингвистикой, а с психологией.
Каждый запоминает для себя текст с помощью тех или иных способов.
Последний риторический канон – акцио. Это произнесение речи, исполнение её. Данный вид риторического канона связан с различными проявлениями актёрского мастерства – теории поза, внешний вид, выбор одежды…
Здесь речь идёт о том, что надо достойно выглядеть.
Это были все пять риторических канонов.