Музыкально-риторические фигуры (латинский)
· Thema - положение, предмет изложения, тема, (интонационное ядро)
· Antitheta - противоположности или противоречие
· Exordium – начало, закладывание основы, вступление, введение, сочинение, трактат, (введение, вступление; начальный отрезок формы).
· Patopoja – (задержание) так называемая фигура речи , используемая в музыке барокко и эпохи возрождения. Это было движение хроматическое вверх или (реже) вниз. Эта фигура выражала страдание. (Апподжиатура – форшлаги длинные) или расшифрованные – т.е. вписанные в текст мелодии.
· Anabasius – (греч.- гонец.), движение мелодии вверх, восходящее движение.
· Catabasis – (греч.) сошествие, спуск (в преисподнюю). Нисходящее движение.
· saltus duriusculus – жёсткий скачок на,7, 8, 9 вниз, спрыгивать
· passus duriusculus – движение, шаги жестковатые, грубоватые (скачкообразное движение мелодии.
· Exclamatio– восклицание. Вопль (скачок вверх на 4,5,6,8 ?)
· Interrogatio – вопрос, допрос, постановка вопроса, вопрошание.
· Aposiopesis - замолкнуть – фигура умолчания; неоконченность мысли, внезапная остановка в устной или письменной речи. Пауза, фермата над паузой, цезура.
· Suspiratio - вздох, вздохи (нисходящие секунды – хореи, задержания. Инвенция фа минор 3-х)
· Antitheton - антитетон (риторическая фигура, противопоставляющая две мысли, но не образующая мнимое противоречие, в отличие от антитезы.) (1мотивÇ, 2 мотив È)
· Amplificatio - 1) расширение, увеличение, (внедрение) 2) рит. амплификация, усиление (выражений), нагромождение (синонимов), сгущение (красок).
· Multiplicatio - увеличение, возрастание. приумножение
· Assimilatio - 1) уподобление, сопоставление, сходство, подобие, мнимое принятие мнения слушателей (чтобы в дальнейшем привести их к противоположному), ложное уподобление
· Ascensus - восхождение, подъём, доступ, подступ, лестница, ступень. (сцена)
· Descensus – нисхождение, спуск, сошествие, опускание.
· Fuga– бег, бегство, побег, развитие голосов, движение голосов
· Tirata - делать общеупотребительным, повседневным, растирать, часто употреблять, протирать, часто пользоваться, постоянно иметь в руках, тереть, (пассажи)
· Circulatio – circulus - окружность, круг, орбита, круговой путь, кольцо, звено, кольцеобразная стена, круглая чаша (Секвенция из 3-4 звуков)
Числовая символика :
1 – число Бога
2 – число Человека
3 – число Троицы, Иисуса
4 – число Креста, либо Земли (древние лады 4х ступенны), либо Марии
5 – число Святого Духа (византийский древний лад)
6 – число - Шестикрылый Серафим (ангел провозвестник для Марии)
7 – число 7 смертных грехов, страдания; сотворения Мира.
8 - число Бесконечности, Святости, Sanctus
9 – число нарушения 10 заповедей Господних, (возможно, - «трижды Свят»)
10 – число Заповедей Блаженства
11 – число, возможно, Иуды и Предательства
12 – число Учеников Иисуса, 12 апостолов
33 – возраст распятого Христа
14 и 41 – как сумма чисел по нем. алфавиту имени Bach, J.S. Bach.
Теория аффектов опиралась на учение Аристотеля. По Аристотелю, аффекты
представали идеализированными: человек должен изображаться не таким, каков он есть,
но таким, каким он должен быть.
В классификациях различались главные и второстепенные аффекты.
Кл. Монтевердивыделил три основные страсти: гнев, уверенность и смирение, или мольбу. -
Эта схема удержалась на протяжении эпохи.
В измененном виде мы встречаем ее у немецкого композитора и теоретика оперыР. Кайзера -
«Аффекты гнева, сострадания, любви, как те свойства, присущие великодушию,
справедливости, невинности и одиночеству, она (опера) изображает в их неприкрытой наготе,
увлекая своей сокровенной силой в сторону сих чувств все умы, и как бы вынуждая сердца к любой страсти, подобно несгораемому амианту (асбесту), воспламеняющемуся посредством искусно отшлифованного зеркала.»