Контрольные работы по русскому языку и культуре речи.
Внимание!
Ответы на вопросы (кроме устных) следует записывать ручкой любого цвета, исключая красный и использование карандаша. Контрольные работы, выполненные на компьютере, на проверку не принимаются.
3.1 Контрольная работа №1 (ДЕ1 – стилистика):язык и речь; функционально-смысловые типы речи; функциональные стили речи.
Методические рекомендации студенту.
В процессе самоподготовки и выполнения контрольных заданий акцентируйте внимание на новой терминологии, от знания которой зависит уровень Вашей лингвистической компетенции.
Значительную часть материала по стилистике Вам предстоит проработать в режиме повторения. Именно поэтому особенно важны как творческий подход к материалу, так и взгляд на него с практической точки зрения.
Например, различия в типах и стилях речи станут понятнее, если мысленно решить задачу: Вы передаете важную информацию в нескольких сферах общения. Будут ли одинаковыми Ваши слова, структуры предложений, тип речи, интонация, мимика, жесты и т.д., если Вы обращаетесь к родителям, друзьям, преподавателям, попутчикам и пр.?
Литература
Внимание!
В контрольных работах рекомендуемая литература приведена порядковыми номерами из полного списка (см. п. 2, стр. 7) с указанием страниц источника.
Обязательная литература.
2.1…глава I, с.8-70; гл. II, с.70-93;
2.2…с 8-27; с. 27-31
Дополнительная литература
2.4…с.3-26; с.27-39
2.5…с.5-12; с.13-41
Вопросы для самоподготовки
· Каково соотношение языка и речи?
· Какие невербальные средства межличностного общения Вы знаете?
· Чем отличается монологическая речь от диалогической?
· Как определить функционально-смысловой тип речи?
· На что указывают сфера употребления, жанр, языковые особенности, цель высказывания?
Вопросы и задания для письменного ответа. (10б)
Задание №1. Напишите краткое определение лингвистических
терминов. (2б)
Ответ №1.
Язык – это_________________________________________________________
__________________________________________________________________.
Речь – это__________________________________________________________
__________________________________________________________._____(б)
Задание №2. Назовите автора и заглавие произведения художественной литературы, в котором важную роль играет один из 3-х типов речи. Кратко перескажите фрагмент произведения, иллюстрирующий Ваш выбор. (10б)
Ответ №2.
Такой тип речи, как___________________________________________, играет важную роль в _____________________________________________________
__________________________________________________________________.
Это_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________._____(б)
Задание №3. Выберите один вариант ответа: к какому типу и стилю речи относится текст.
Поэзия обладает удивительным свойством возвращать слову его первоначальную свежесть. Самые стертые слова, потерявшие свежесть, живущие как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Но и проза, когда она достигает совершенства, становится подлинной поэзией. (По К.Г. Паустовскому).
А повествование; художественный стиль;
В повествование; разговорный стиль;
С рассуждение; публицистический стиль;
Д рассуждение; научный стиль. (1б)
Ответ №3.
__________________________________________________________._____(б)
Задание №4. Подчеркните в тексте, затем выпишите слова (словосочетания), характерные для научного стиля речи.
В текстах художественного стиля широко используются все типы речи. Одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния персонажей произведения и их психологической характеристики является форма рассуждения-размышления. (2б)
Ответ №4.
А______________________; В_______________________________;
С______________________; Д_______________________________.______(б)
Задание №5. Из какого стиля в бытовой ситуации неуместно использованы слова (словосочетания)?
Подчеркните их в тексте и выберите один вариант ответа.
Осуществив возвращение домой, я проделал работу по переодеванию и усаживанию в кресло с газетой. В этот период времени жена претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса и мойку посуды. (По О.В. Загоровской).
А публицистический стиль;
В официально-деловой стиль;
С разговорный стиль;
Д художественный стиль. (2б)
Ответ №5
_________________________________________________________._____б.
Рейтинговая оценка контрольной работы №1 _____б.
3.2 Контрольная работа №2 (ДЕ2 – риторика): предмет и структура учения о публичной воздействующей речи; типовые приемы разработки текста для речевого взаимодействия; логика, этика, эстетика публичного выступления.
Методические рекомендации студенту.
Особенности самоподготовки по риторике обусловлены новизной и актуальностью вопросов.
С одной стороны, Вы получаете возможность проанализировать свой опыт устного ответа, написания сочинений и рефератов с позиций учения о воздействующей речи, объективно оценить уровень своих компетенций, чтобы совершенствовать их.
С другой стороны, мы являемся свидетелями противостояния так называемой «черной риторики» и классического учения. Угасает или развивается ораторское искусство?
Безусловно, образованному и интеллигентному человеку необходимо не только самому владеть приемами разработки текста для публичного выступления, но и непредвзято воспринимать чужую речь.
Задумайтесь и сопоставьте: Ваш руководитель или лектор, участник дебатов или митинга, известный журналист или общественный деятель умеют убеждать или манипулируют аудиторией, не отступают от истины или «передергивают» факты, говорят просто и понятно или «жонглируют» фразами, используют логические и психологические ловушки?
Литература.
Обязательная.
2.1…глава III, с.95-106; гл. IV, с.116-147;
2.2…с. 31-33., с.34-51.
Дополнительная.
2.7…с.3-380.
Вопросы для самоподготовки.
· Какие изменения в классическое учение о воздействующей речи внесла современная так называемая «черная риторика»?
· Почему оратору не рекомендовано опираться на импровизацию?
· Как структурировать текст в целом и суждение в частности?
· Благодаря каким средствам и приемам ораторское выступление должно стать речевым взаимодействием?
· Какие логические ошибки и уловки можно назвать типичными?
· В чем заключается этика и эстетика публичной воздействующей речи?
Вопросы и задания для письменного ответа.(15б)
Задание №1. Выберите один вариант ответа: перечень наименований композиционных частей текста.
А вступление, абзац, заключение;
В аргументы, основная часть, выводы;
С вступление, основная часть, заключение;
Д основная часть, тезис, цитата. (1б)
Ответ №1.
_________________________________________________________._____б.
Задание №2. Выберите один вариант ответа: набор цифр соответствует последовательности предложений в связном тексте.
1) Он не пейзажист, не портретист и, конечно же, не художник-маринист.
2) Его картины написаны на темы, взятые из народных сказок и былин – словом, из народного эпоса.
3) Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник.
4) Такая направленность творчества объяснима: именно фольклор отразил мечты людей о счастливой жизни, о покорении могучей природы человеком.
А 1), 2), 3), 4); В 1), 4), 2), 3);
С 3), 4), 2), 1); Д 3), 1), 2), 4). (1б)
Ответ №2.
_____________________________________. _______б.
Задание №3. Подготовьте приведенный ниже текст к публичному выступлению, используя для этого контактоустанавливающие и активизирующие внимание средства и приемы: обращение, вводные элементы, усилительные частицы или междометия, риторический вопрос или восклицание, вопросно-ответную форму, эмоционально-оценочную окраску и т.д. Запишите переработанный текст.
А Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время.
В Читать – значит искать и находить.
С Этому искусству надо учиться, чтобы выбирать углубляющее душу чтение, а не «скользящее мимо сердца и ума».
Д По кругу чтения можно узнавать и понимать людей: каждый из нас есть то, что и как он читает. (По И. Ильину) (10б)
Ответ №3 (переработанный текст)
А_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
С_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Д_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________._______б
Задание №4. Представьте: Вы выступаете с хорошо подготовленной убеждающей речью. Однако на один из доводов аудитория реагирует резко отрицательно. Выберите реплики, неэтичные для речевого взаимодействия. Кратко объясните выбор.
А Возможно, моя формулировка не совсем удачна. Попробуем…
В А почему, уважаемые господа, вы возражаете против очевидных вещей?
С Так! Ваше отрицание неуместно! Не надо очернять! Смотрите на проблемы позитивнее!
Д Не согласится ли уважаемая аудитория с тем, что… (1б)
Ответ №4.
Такие реплики, как_______________________________, неэтичны, потому что__________________________________________________________.____(б)
Задание №5. Выберите один вариант ответа: средство выразительности, называемое «обратная гипербола». Приведите пример.
А литота; В градация;
С эллипсис; Д анафора. (2б)
Ответ №5.
«Обратная гипербола» - это __________________________________________,
например:__________________________________________________________
___________________________________________________________._____б.
Рейтинговая оценка контрольной работы №2 _____б.
3.3 Контрольная работа №3 (ДЕ3 – научный и деловой русский язык): структура и языковое оформление текстов научного и официально-делового стиля; аннотирование, реферирование, рецензирование; типичные ошибки при составлении деловой документации.
Методические рекомендации студенту.
Стандартность формы, содержания, языковых средств – вот ракурс анализа научных и деловых текстов.
Вспомните, с какими трудностями Вы сталкивались, готовя реферат, рецензируя чей-либо текст. Подумайте, от каких ошибок в написании стилистически окрашенных слов и конструкций Вам не удалось избавиться. Насколько точны Ваши представления о структурировании официально-деловых бумаг? Свободно ли Вы подбираете синонимы, чтобы избежать тавтологии?
Литература.
Обязательная.
2.1…гл.X, с.350-391; с.393-402
2.2…с.132-175; с.213-294
Дополнительная.
2.1…гл. V-VIII
Вопросы для самоподготовки.
· Какие тематико-структурные особенности отличают научный письменный текст?
· Каковы наиболее употребляемые при реферировании глаголы, оценочные конструкции, языковые средства организации текста?
· Как оформляется в научном тексте цитируемый и справочно-библиографический материал?
· Какую роль в языковом оформлении текстов делового стиля играет стереотипность?
· Какие ошибки при составлении деловой документации считаются типичными?
Вопросы и задания для письменного ответа.(15б)
Задание №1. Выберите варианты ответов: что из перечисленного НЕ относится к письменному научному тексту.
А резюме; В реферат;
С инструкция; Д аннотация. (1б)
Ответ №1.
___________________________________________________________._____б.
Задание №2. Впишите в таблицу по одной языковой формуле к каждой смысловой части реферата. Используйте безличные конструкции. (8б)
Ответ №2.
Смысловые части реферата | Используемые языковые формулы |
Название реферируемой работы | ____________________________________________________________________ |
Композиция реферируемой работы | ___________________ |
Проблематика и основные положения | _______________________ |
Аргументация основных положений | _______________________ |
Выводы, заключения | ____________________________________________________________________ |
Дополнение к информационному реферату.
Согласие (положительная оценка) | Несогласие (отрицательная оценка) |
________________________________ | ________________________________ |
Задание №3. Выберите варианты ответов: какие особенности речи НЕ относятся к деловому стилю.
А выразительность; В точность;
С информативность; Д эмоциональность (1б)
Ответ №3.
___________________________________________________________._____б.
Задание №4. Выберите один вариант ответа: фамилия записана НЕпривильно (в скобках даны фамилии в именительном падеже).
Заявление подано…
А от Бориса Живаго (Живаго);
В от Натальи Седых (Седых);
С от Ирины Хакамады (Хакамада);
Д от Олега Мицкевич (Мицкевич).
Ответ №4.
___________________________________________________________._____б.
Задание №5. Составьте заявление по всем правилам, используя вымышленные данные. Запишите получившийся текст. (4б)
Ответ №5.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
___________________________________________________________._____б.
Рейтинговая оценка контрольной работы №3 ._____б.
3.4. Контрольная работа №4 (ДЕ4 – культура устной и письменной речи): лингвистические словари; нормы фонетические, лексические и фразеологические, грамматические, орфографические и пунктуационные.
Методические рекомендации студенту
Данная контрольная работа, наиболее объемная из всех, предназначена для повторения и систематизации материала, подробно изученного в довузовский период, и, следовательно, полезна для самопроверки.
В отличие от традиционных новейшие методики не отвергают принцип «На ошибках учатся» (см. варианты Централизованного тестирования или Олимпиады МГУ и ЕГЭ по русскому языку). Именно поэтому Вам предстоит на примере исправления речевых и грамматических ошибок учиться соответствующим нормам.
Целесообразно совершенствовать безошибочное письмо, преобразовав знание «параграфа» в алгоритм проверки.
Не будем забывать, что язык – это устойчивая и динамичная система, а словарь – безотказный помощник!
Литература.
Обязательная.
2.3…(в качестве справочника полностью)
Дополнительная
2.1…глава IX, с.272-349;
2.2…с.83-117;
2.6…(в качестве справочника полностью);
2.8. – 2.15. (словари).
Вопросы и задания для письменного ответа.(35б)
Задание №1. Выберите один вариант ответа: чтобы узнать значение слов «релятивный», «пролонгировать», следует воспользоваться словарем…
А этимологическим; В орфографическим;
С толковым; Д орфоэпическим. (1б)
Ответ №1.
___________________________________________________________._____б.
Задание №2. Поставьте ударение в словах. (3б)
А договоры, каталог, обеспечение, диспансер;
В дозвонимся, отключим, ходатайствуем, хотим баловать;
С языковые барьеры, взглянуть мельком, кому-то завидно, красивее
других. _____б.
Задание №3. Выберите один вариант ответа: словосочетание, в котором вместо «информационный» надо употребить пароним «информативный».
А информационные носители в электронном виде;
В руководитель информационной телепрограммы;
С современные информационные технологии;
Д статья весьма информационная и очень полезная. (1б)
Ответ №3.
___________________________________________________________._____б.
Задание №4. Найдите и подчеркните в предложениях речевую ошибку (нарушение лексической сочетаемости). Запишите правильное сочетание слов.
А Встреча сыграла огромное значение в судьбе человека.
В Через этот банк проводились махинации.
С Проблема в том, что документ не выполняется.
Д Благодаря пожару лес уничтожен (4б)
Ответ №4.
А________________________; В_____________________________;
С________________________; Д_____________________________;_____б.
Задание №5. Подчеркните и заключите в скобки слова, создающие смысловую избыточность (плеоназм). (2б)
А ответственный за точную достоверность информации;
В большой выбор памятных сувениров;
С объявление о свободных вакансиях;
Д хронометраж времени процесса кристаллизации. _____б.
Задание №6. Найдите и подчеркните в предложениях речевую ошибку (искажение фразеологизма). Запишите устойчивое сочетание слов правильно.
А «Мир растений и животных» - увлекательное чтение о братьях наших по разуму.
В СМИ пытаются вбить кол между участниками дискуссии.
С К счастью, она воспряла из пепла.
Д Они присвоили львиную часть прибыли. (4б)
Ответ №6.
А__________________________; В___________________________;
С__________________________; Д___________________________;_____б.
Задание №7. Выберите один вариант ответа: перечень слов, соответствующих грамматическим нормам.
А лягте на кровать, с обеих сторон, согласно расписанию;
В зажгем свет, наиболее решительнее, трое девушек;
С едь быстрее, на ихней территории, 100 килограмм;
Д бежите сюда, в двух тысяч первом году, пара туфлей. (1б)
Ответ №7.
___________________________________________________________._____б.
Задание №8. Выберите один вариант ответа: принцип однородности НЕ нарушен в предложении.
А Рабов травили и кусали собаками.
В Я всегда восхищаюсь и поражаюсь его таланту.
С Все были счастливы и веселые.
Д Надо найти и проанализировать первоисточник. (1б)
Ответ №8.
___________________________________________________________._____б.
Задание №9. Укажите цифрами над словами, в какой последовательности их надо расположить, чтобы информация воспринималась однозначно. (1б)
А Они будут обсуждать трагедию в нашем эфире _____б.
Задание №10. Выберите один вариант ответа: деепричастный оборот включен в предложение правильно.
Работая над рефератом,…
А сначала составляются тезисы;
В ничто не должно отвлекать;
С нужны учебники;
Д не отвлекайтесь. (1б)
Ответ №10.
___________________________________________________________._____б.
Задание №11. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. (4б)
А препод_ватель, предпол_жение, уча_ствовать;
В мирово_зрение, ра_суждать, пр_дел функции;
С доверч_вый, реч_вой, совестл_вый;
Д сверх_естественный, комп_ютер, с_экономить. _____б.
Задание №12. Перепишите, раскрыв скобки.
А повыше(н?нн?)ые обязательства, беше(н?нн?)ый темп, сезо(н?нн?)ые работы;
В (не) выносимые условия, вовсе (не) прав, никем (не) решенная задача;
С (кое) как, как (бы), (по) моему мнению;
Д (в) течение семестра, сделать то (же) самое, (в) связи с отпуском. (4б)
Ответ №12.
А___________________________________________________________________
В___________________________________________________________________
С_________________________________________________________________
Д___________________________________________________________.______б.
Задание №13. Расставьте знаки препинания. (4б)
А Иногда когда редакцию лихорадило старейший из сотрудников вспоминал как быстро решались проблемы прежде и выглядывал в окно как будто хотел там увидеть свою молодость и приходилось постараться для того чтобы вернуть старика в наше время. ______б.
Задание №14. Вычеркните, где необходимо, неправильно поставленные знаки препинания. (4б)
А Новая дисциплина преподается: на дневном, вечернем, заочном отделениях вуза.
В В продолжение месяца отдел работал, спустя рукава.
С Обсуждение дипломного проекта, очевидно, удовлетворило, назначенного кафедрой, опытного научного руководителя.
Д По моему мнению, эта работа, как стихийное бедствие. ______б.
Рейтинговая оценка контрольной работы №4 ______б.