Принципы построения выступления
Краткие методические указания
К проведению практического занятия №10.
При подготовке к практическому занятию студентам и курсантам необходимо будет:
1. повторить материалы лекции;
2. проработать теоретический материал.
Краткие методические указания к проведению практического занятия №10
В начале занятия будет проверено выполнение домашних заданий. После будут предложены упражнения для отработки полученных теоретических знаний по теме и подведены итоги занятия.
Тесты
1. При написании и редактировании текста не рекомендуется...
a) использовать большое количество терминов и заимствованных слов
b) обращать внимание на сочетаемость слов и фразеологизмов
c) необходимо уточнять по словарям значения заимствованных слов, неологизмов, паронимов
d) избегать двусмысленности при использовании многозначных слов
2. Имеется несколько способов изложения материала. Определите какой это способ:
Изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов).
a) метод аналогии
b) ступенчатый способ
c) индуктивный способ
d) дедуктивный способ
3. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Изложение материала от частного к общему.
a) индуктивный способ
b) дедуктивный способ
c) исторический способ
d) ступенчатый способ
4. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).
a) дедуктивный способ
b) исторический способ
c) концентрический способ
d) индуктивный способ
5. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.
a) ступенчатый способ
b) дедуктивный способ
c) исторический способ
d) индуктивный способ
6. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Изложение материала в хронологической последовательности.
a) исторический способ
b) индуктивный способ
c) концентрический способ
d) дедуктивный способ
7. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.
a) концентрический способ
b) исторический способ
c) индуктивный способ
d) дедуктивный способ
8. Назовите логический закон по его определению:
Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна сама себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.
a) закон тождества
b) закон достаточного основания
c) закон непротиворечия
d) закон исключенного третьего
9. Назовите логический закон по его определению:
Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.
a) закон непротиворечия
b) закон достаточного основания
c) закон исключенного третьего
d) закон тождества
10. Назовите логический закон по его определению:
Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно.
a) закон исключенного третьего
b) закон непротиворечия
c) закон достаточного основания
d) закон тождества
Задание 1.Каковы основные принципы выделения коммуникативных качеств речи? Ответьте на вопросы.
- Действительно ли был прав величайший мыслитель Древней Греции Аристотель, считавший, что «ясность – главное достоинство речи»?
- Можете ли Вы назвать наиболее значимые коммуникативные качества речи и попытаться их охарактеризовать?
Схема 1
По приведенной ниже схеме расскажите о принципах выделения коммуникативных качеств речи.
ЯЗЫК | МЫШЛЕНИЕ | СОЗНАНИЕ | ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ |
правильность, чистота, богатство | логичность, точность | богатство, выразительность, образность, действенность | точность, УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ (в том числе АДРЕСАТ) уместность, доступность |
Задание 2. Согласны ли Вы с утверждением известного русского лингвиста Б.Н. Головина, который считал, что «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной»? Обоснуйте свое мнение.
Задание 3. О каком коммуникативном качестве речи великий римский оратор Марк Туллий Цицерон писал так: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и ребяческой болтовней...»?
- Какие два вида логичности речи Вам известны? Какие необходимы условия для соблюдения или нарушения логики изложения?
- Согласны ли Вы с тем, что уместность речи заключается в таком подборе, такой организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям речи? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 4. Заполните таблицу:
Принципы построения выступления
краткость | детальность | последовательность | усиление | результативность |
Задание 5. Проанализируйте с точки зрения риторики окончание речи выдающегося реформатора, Председателя Совета министров Российской империи П.А. Столыпина: «Все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния – земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля – это залог нашей силы в будущем, земля – это Россия». Определите с точки зрения экономических реалий сегодняшнего дня, насколько актуальными являются положения реформы П.А. Столыпина.
1. Разберите несколько выступлений современных политиков, деятелей культуры, публичных юристов, известных бизнесменов и выявите при этом, насколько их речи соответствуют требованиям, предъявляемым риторикой. Какие основные требования предъявляли к структуре речи теоретики риторики?
Задание 6.Ответьте на вопросы. Аргументируйте свой ответ. Используйте общие принципы построения выступления.
1.Какую роль играет в структуре речи введение и каким правилам оно подчиняется?
2. Почему так важно привести яркое описание (повествование, наррация) при изложении сухих фактов? Каково место наррации в структуре речи и каким правилам она подчиняется?
3. Какова роль подтверждения (конфирмации) как основной части речи, представляющей собой систему отбора и развертывания аргументов?
4. В чем значение опровержения аргументов оппонента и каким правилам опровержение подчиняется?
5. Действительно ли прав известный русский поэт и художник Максимилиан Волошин, считавший, что «в области споров отрицание всегда сильнее утверждения»?
6. Какую роль в выступлении юриста должно играть заключение и каким правилам оно подчиняется?
7. Почему теоретики и практики красноречия уделяли такое внимание средствам украшения речи, то есть тропам и фигурам риторики?
8. Какие тропы и фигуры риторики наиболее употребимы в речи современного юриста?
9. Почему простое заучивание текста не может принести успех выступающему в современных условиях? Какие приемы запоминания являются наиболее эффективными и почему?
10. Действительно ли был прав величайший оратор Древней Греции Демосфен, утверждая, что для успеха речи необходимо только три условия: «Произнесение, произнесение и произнесение»?
11.Какие способы изложения материала существуют? В чем их особенности?