Речева́я моде́ль. см. языковая модель
РЕЧЕВА́Я НО́РМА, или НО́РМА РЕ́ЧИ, – понятие, определяемое по-разному в зависимости от аспекта его рассмотрения – с точки зрения речевой деятельности и с точки зрения её продукта, однако и в том, и в другом случае имеется в виду язык в его функционировании.
1. То же, что коммуникативно-прагматическая норма(норма речевого общения/поведения), которую называют также речеповеденческой, лингвопрагматической, лингвоэтологической, конверсационной и определяют как принципы/постулаты/максимы и правила речевого поведения (см. Коммуникативная норма, Коммуникативные постулаты).
В качестве одного из компонентов коммуникативной нормы называют этикетныенормы (правила речевого этикета) и – шире – этические. Однако, поскольку прагматические постулаты речевого общения в значительной части имеют этический характер, существует противоположная точка зрения: не этические нормы входят в коммуникативные и подчиняются им, а «коммуникативные нормы “подчиняются” этическим: если эти нормы вступают в противоречие, то приоритет должен принадлежать этическим нормам…» [Ипполитова и др. 2004: 165]. В итоге признаётся взаимосвязь этических и коммуникативных норм и тот факт, что разделить их можно лишь условно.
2. То же, что текстовая норма(норма текста) – правила построения письменного или устного текста, обеспечивающие его связность, цельность, адекватность авторской интенции, а также среднестатистические языковые характеристики текстов определённой стилевой и жанровой принадлежности. Это определение характеризует общие закономерности построения текста. Такая общая текстовая норма не совпадает с индивидуально-авторской нормой – нормой индивидуального стиля, по которой возможна идентификация текстов того или иного автора, особенно если речь идёт о художественном тексте.
Разновидностями текстовой нормы являются Стилистическая норма (см.) и Жанровая норма (см.). В рамках текстовой нормы могут быть также рассмотрены нормы композиционно-речевые (мотивированная последовательность частей, их логичность и пропорциональность, оправданный выбор композиционно-речевых приёмов); нормы, связанные с техническим оформлением текста (правила оформления сносок, библиографии, правила цитирования, деление текста на абзацы и т.д.); нормы нерегулярной встречаемости однородных в каком-л. отношении языковых единиц (система статистических показателей, характеризующих «принцип нерегулярности текстовой структуры»: отсутствие закономерностей в чередовании языковых единиц, их повторяемости, совместной встречаемости единиц одного парадигматического класса) как нейтральный вариант Р.н.
Нормы речевого общения и нормы текста имеют общую основу в виде Коммуникативных постулатов (см.) и Коммуникативных качеств речи (см).
3. Родовое понятие для обозначенных выше норм, т.е. совокупность постулатов, правил ведения разговора (коммуникативно-прагматическая норма) и правил построения текста того или иного типа (текстовая норма). При таком понимании Р.н. в её составе можно выделить, помимо обозначенных выше, нормы: ситуационно-речевую(соответствие речи социальной роли, коммуникативному намерению, условию и обстановке, в которой происходит общение), информационно-речевую(смысловая полнота и завершённость, отсутствие превышения оптимального количества информации, используемой для передачи сообщения), логико-речевую(формально-логическую как соблюдение законов формальной логики; предметно-логическую как соответствие содержания речи общепринятой картине мира),этико-речевую (система нравственных предписаний к речи говорящего) иэстетико-речевую(эстетическая выдержанность речи как её максимальная приближённость к идеалу прекрасного).
Существуют работы, в которых нормы языка (собственно языковые нормы) и нормы речи не разграничиваются или нормы речи приравниваются к узусу.
Лит.: Анисимова Е.Е. Коммуникативно-прагматические нормы // Филологические науки. 1988. № 6; Анисимова Е.Е. Об императивности и изменчивости текстовых норм // Функционирование системы языка в речи / под ред. Н.К. Грабовского. М., 1989; Болотнова Н.С.Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск, 2008; Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993; Зиновьева А. Стилистическое значение, коммуникативно-прагматическая норма и контекст // Семантика языковых единиц и её нейтрализация в тексте. Курск, 1988; Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учебник. М., 2004; Колтунова М.В. Нормы конвенционального речевого поведения и практика их соблюдения в официальной деловой речи // Вопросы культуры речи / отв. ред. А.Д. Шмелёв. М., 2007. Вып. 9; Копнина Г.А. Риторические приёмы современного русского литературного языка: опыт системного описания: монография. М., 2009; Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Медникова Э.М. Сочетаемость слов и соотношение «норма языка – норма речи» (на материале русского и английского языков) // Сб. науч. тр. ГГПИИЯ. Вып. 145. Проблемы сочетаемости слов. М., 1979; Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994; Нормы человеческого общения: тезисы докладов межвуз. науч. конф. Горький, 1990; Самгар В.Н. Сферы регуляции и нормы речевого поведения // Филологические науки. 2003. № 3; Скороходова Е.Ю. Динамика речевых норм в современных текстах массовой информации: КД. М., 2008; Хорошая речь: сб. ст. Саратов, 2001.
Г.А. Копнина
РЕЧЕВА́Я ОТВЕ́ТСТВЕННОСТЬ– одно из основных этических качеств, которым должен обладать говорящий; составляющая коммуникативной культуры; регулятор взаимоотношений между людьми и социумами; социально значимое качество личности. Р.о. подразумевает связь слова и дела, предугадывание возможных последствий своих речевых действий, уважительное отношение к людям. В любой коммуникации говорящему необходимо осознавать, что он несёт личную ответственность за содержание и форму речи. Это предполагает развитие способности прогнозировать результаты воздействия своей речи на собеседника, предварительное обдумывание речи. В следовании обязанности отвечать за свои речевые действия, а также за их последствия помогает Эмпатия (см.). Понимание действий, поступков, эмоций другого человека способствует осознанию того, как речь может повлиять на собеседника. При эмпатическом слушании, как отмечают Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков, открыты все каналы воздействия, отключены все психологические защиты, ослаблены все барьеры, партнёры понимают не только слова друг друга, но и чувства, состояния, возникают активные реакции, обеспечивающие рефлексивное слушание: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование [Крижанская, Третьяков 1999].
А.К. Михальская, вслед за американским лингвистом Р. Лакофф, полагает, что для успешной речевой коммуникации необходимо сотрудничество говорящего и слушающего: именно это речевое сотрудничество выражает этический аспект процесса коммуникации. А главное проявление этики речевого общения состоит в учёте говорящим воздействия своей речи на слушающего и соблюдении трёх принципов: 1) Не навязывайся; 2) Выслушай собеседника; 3) Будь дружелюбен [Михальская 1996: 95−96]. Соблюдать постулат ответственности современного человека учит весь опыт истории литературы, философии, риторики, религии. Апостол Павел говорит: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Послание к Ефсеянам, гл. 4, 29). Иоанн Дамаскин пишет: Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом. Душе израненной доброе слово – лекарство, – отмечает Григорий Богослов. Если начинаете говорить, то будьте готовы к ответственности. Этому учат нас и русские народные пословицы: Лучше оступиться, чем оговориться; Проврался, что прокрался; От одного слова да навек ссора; Скажешь с ноготок, а перескажут с локоток; Сначала подумай, потом говори.
Этическая ответственность автора речи определяется его стремлением сделать благо собеседнику, пониманием того, что конструктивными, целесообразными и эффективными могут стать те добрые намерения, которые совместимы с интересами другого, его взглядами, мировосприятием. Ответственности в отношении к людям учит Евангелие: И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Матф. 7: 12).
Безответственное отношение к своим речевым действиям наносит вред не только окружающим, но и самому человеку: разрушая его отношения, провоцируя коммуникативные неудачи, конфликты: Каков привет – таков ответ; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2). В ряде случаев отсутствие Р.о. имеет последствия уголовного и административного характера: наложение штрафа, преследование в судебном порядке и т.п. По сути дела, критерием ответственности или безответственности говорящего является соблюдение или несоблюдение им Коммуникативных постулатов (см.).
Р.о. должна быть необходимым параметром характеристики таких профессий, как журналист, педагог, врач, дипломат, менеджер, продавец и мн. др. В профессиях, где определяющую роль играет работа со словом, Р.о. становится фактором, определяющим профессиональную пригодность. Р.о. – одно из основных требований, которое предъявляется к человеку, чья деятельность связана с практикой публичных выступлений – к ритору. А.А. Волков пишет: «Ритор не должен: создавать заведомо ложные высказывания и вводить аудиторию в заблуждение относительно содержания и целей речи; <…> относительно своих личных интересов, связанных с предметом речи и предложениями и т.п.; ритор принимает на себя личную ответственность за последствия решений, которые предлагает; ритор несёт ответственность за свою речевую компетентность – ясность, определённость, последовательность, доказательность аргументации. Ритор обязан уважать нравственные принципы, убеждения и верования аудитории, к которой он обращается» [Волков 2001: 74–76]. В настоящее время в некоторые курсы, напр., риторики, включаются материалы, помогающие формировать Р.о. Осознать связь между словом и делом, необходимость выполнять свои обязанности по отношению к людям помогает в т.ч. изучение в курсах культуры речи и риторики таких речевых жанров, как «утешение», «совет», «обещание» и т.д.
Лит.: Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Гришина И.А. Педагогические условия формирования речевой культуры студентов гуманитарного вуза: КД. Казань, 2001; Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1999; Ладыженская Н.В. Будь своему слову господин: о речевой ответственности. URL: www.distedu.ru/mirror/_rus/rus.1september.ru/2004/03/5.htm; Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. М., 1996; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.,1997; СмелковаЗ.С., АссуироваЛ.В., СавоваМ.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М., 2003.
А.Н. Смолина