Истоки риторического искусства
Риторика начала складываться еще в древности, в период, названный немецким философом К. Ясперсом «осевым временем» (7-2 вв. до н.э.). В Китае, Индии и на Западе почти одновременно начался распад мифологического миросозерцания, переход от мифа к логосу.
Риторика достигла расцвета в Древней Греции. В основе всех риторических учений мы видим и философские понятия (например, понимание риторического идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, метафора и пр.), и прагматические (образование, ораторство, деловой мир, политика).
Европейская риторическая традиция восходит к античной культуре 5-1-го вв до н.э. 5-й в. до н.э. – время «официального» появления риторики как научной дисциплины. Об «официальном» появлении риторики говорится потому, что задолго до этого времени соответствующие или, по крайней мере, сходные категории интенсивно разрабатывались в других «культурных регионах», особенно продуктивно – в Индии.
Однако именно в Древней Греции в 5-м в. до н.э. появляется первый учебник по риторике, составленный двумя греками из Сиракуз, а в 427 г. (в год рождения Платона) оратор Горгий явил в Афинах образец дотоле неслыханного красноречия, принесенного им из греческих колоний на Сицилии. Горгий и считается основоположником риторики (483-375 гг. до н.э.). Он выдвинул идею условности человеческого знания, или мнения. Из того, что убеждения людей неустойчивы, вытекало, что с помощью слов можно менять представления слушателя или читателя в соответствии с намерениями оратора (автора).
Пиком риторических идей стали 3-2-й вв. до н.э. – период, связанный с деятельностью «отцов риторики»: Аристотеля, Исократа, Дионисия Галикарнасского.
Первыми учителями красноречия были Тисий и Корак. Они ввели в обиход понятие плана ораторской речи, подвергли схематизации содержание речи. Повышенное внимание уделялось использованию специальных жалоб, призванных вызывать сострадание аудитории. Постепенно выработался целый комплекс приемов убеждения. Сократ сравнивал эти приемы с теми, которым обучают в школах борьбы. Риторика как обучение способам победить противника в состязании за доверие слушателей рассматривалась как искусство интеллектуальной борьбы.
Особых успехов в исследовании искусства убеждения и в обучении ему добились философы-софисты. Они ставили своей целью научить выдавать слабое за сильное, а сильное – за слабое, совершенно не заботясь о том, как все обстоит на самом деле.
С ними остро полемизировал Сократ (469-399 гг. до н.э.). Подлинного искусства речи, заключал Сократ, «нельзя достичь без познания истины, да и никогда это не станет возможным».
Платон (427-347 гг. до н.э.) строил риторику на совершенно иных принципах. Он считал, что не следует пытаться силой слова заставлять малое казаться большим, а большое – малым, говорить сжато по важным предметам и беспредельно просторно – по пустяковым.
Возникновение риторики как особой научной дисциплины, изучающей способы речевого воздействия на убеждения людей, можно связывать с написанием Аристотелем (382-322 гг. до н.э.) книги «Риторика».
В духе уже сложившейся традиции Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета». Иными словами, эта наука должна исследовать универсальные, не зависящие от обсуждаемых объектов способы, или приемы убеждения. Он выделял три фактора, определяющих убедительность речи: характер самой речи, особенности говорящего и особенности слушающих.
Однако подобная односторонняя трактовка риторики была обусловлена особенностями античного стиля мышления, за рамки которого не мог выйти Аристотель. Другая ограниченность античного мышления – пренебрежение опытным, эмпирическим подтверждением выдвигаемых идей.
В дальнейшем эти две особенности античной риторики – стремление свести все надежные способы убеждения к доказательству и принципиальное недоверие к опыту – долгое время принимались как сами собой разумеющиеся. В конечном итоге они привели риторику к многовековому застою.
Начало нашей эры стало расцветом древнеримской риторики, наиболее значительные памятники которой – трактаты Цицерона и Квинтилиана.
Большинство крупных политических деятелей, писателей и даже полководцев Рима прошли риторические 14-летние школы. В книге «Об образовании оратора» М.Ф. Квинтилиана (1-й в. н.э.) представлены и модель учащегося, и развитие его способностей, и разделы риторических программ, и нравственные требования к носителю риторического мастерства. Престиж риторики и ее носителя – оратора – был настолько высок, что Марк Туллий Цицерон (1-й в.н.э.) ставил его на второе место после полководца. Материал, накопленный риторикой, начал использоваться стилистикой и поэтикой.
У Квинтиллиана убеждение выступает в качестве возможной, но отнюдь не главной цели речи оратора. Из искусства убеждающей речи риторика все более превращалась в искусство красноречия. Построение искусственных, опирающихся на неясные посылки доказательств и красивость выражения на долгое время стали самоцелью риторической практики.
Новая эра, связанная с ранним христианством, значительно развила риторику как науку. Хотя первая реакция идеологов христианства на риторику была резко отрицательной, как на языческую науку и культуру, но уже к 3-4-му вв. наступило осознание того факта, что само христианское учение, Евангелие, Послание Апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова, Проповеди Иисуса Христа – суть лучшие, высокоталантливые образцы красноречия, создававшиеся, по-видимому, первоначально в устной форме. Средневековье, включившее риторику в семь «избранных наук», широко использовало аргументы, связанные с традициями и авторитетами. И тем не менее в теории риторики по-прежнему говорилось о том, что убедительность речи определяется количеством приведенных в ней логически правильных доказательств и используемых словесных украшений.
Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомилетики – теории и искусства проповеди.
Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника – бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближнему, абсолютно убежденного в своей правоте, чувствующего себя защищенным силой самого Бога. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду. С соединением христианства с государственной властью церковь уточняет догматику проповедей, и острота борьбы направляется против ересей, против других конфессий. Суть же гомилетики остается.
Заслуживает внимания зарождение в Аравии в начале 7-го в. новой религии – ислама (от арабского «покорность»), распространившейся в связи с завоеваниями главным образом в северной Африке. Это активизировало проповедническую деятельность и дискуссии. В Европу проникают из Индии, Аравии также и науки – математика, астрономия, медицина.
Замечательные успехи поэзии, драматургии на санскрите, отзвуки восточной культуры достигают Европы, где в средние века, особенно в начале второго тысячелетия, формируется строгая, логическая научная речь в первых университетах: это лекции профессоров, диспуты. Развивается система доказательств, многообразной аргументации.
Эта дискуссионная речь (подчас на одиозные темы – с нашей современной точки зрения) получила название схоластики (от греческого и латинского «школьная»); в наши дни так обозначают бесплодное умствование, оторванное от жизни. Но эта презрительная формула далеко не всегда справедлива: так формировалось академическое красноречие, достигшее к 18-19-му вв.высочайшего уровня. К 20-му в. академическое красноречие насчитывает десятки тщательно отработанных форм: лекции и целые лекционные курсы, семинары, обсуждения заблаговременно поставленных проблем, защита курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских диссертаций, доклады на научных конференциях и пр.
Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету такой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как придворный этикет, получивший распространение преимущественно в аристократическом обществ. В 18-ом в. он был позаимствован российским императорским двором, распространился в придворных кругах и довольно строго соблюдался вплоть до падения монархии.
Придворный этикет и церемониал оказали сильное влияние на дипломатическую речь, а также на соблюдение стандартных форм общения в среде военных и даже чиновников.
Этикетные формы речи отражали сословное строение общества, субординацию чинов и в 18-19-м вв. давали пищу для сатиры и юмора в демократических слоях общества (что встречается и поныне в России).
Особенностью области общения, связанной с этикетом, служит применение особой символики (знаковой системы), обязательной для высших классов, причем знаками могли считаться не только предметы, но и поступки, принятые в обществе ценностные ориентации. Процедуры встреч, приветствий, вызовов на дуэль имели свои речевые формулы. Системы речевого этикета существовали всегда на разных уровнях социальной лестницы: обращение, приветствие, прощание, извинение, благодарность, приглашение (например, на бракосочетание дочери), извещение о кончине кого-либо, начало или окончание дружеского или родственного письма и другие стандарты вежливого обращения.
Что касается парламентских традиций конца 19-го начала 20-го вв., то они характеризовались выдвижением ярких полемистов (типа Жана Жореса), но в итоге породили ироническое отношение к парламентаризму как к «говорильне» (от фр. рarle – «говорить»).
Таким образом, в истории европейской риторики исследователи выделяют следующие периоды:
· до 15-го века – риторика в основном схоластическая. Признаки – стиль становится законом, особая манера говорить и одеваться; в основе обучения – высокий, средний и низкий стили; влияние этого этапа риторических правил отчетливо отразилось в русской практике общения 18-го века;
· с 16-го века – гуманистическая. Она связана с эпохой Возрождения, ее центром становится Дворцовая академия, составляется французская риторика для короля Генриха III, вводится французское красноречие (на французском). Риторика стимулирует разработку грамматики и литературной нормы языка, всего того, что мы в 20-м веке называем культурой речи. Вводится «инсценирование речи», растет внимание к дикции, произношению, интонации. Образцы берутся из литературы, развивается мастерство перевода.
· В 17-м веке – реформистская. Она становится наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания, под ее влиянием издаются книги, которые широко используются: например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Красноречие для обучения дамы высшего света». Идут дискуссии по риторике, создаются салоны и частные академии, развиваются отдельные виды красноречия: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика метаморфозы. Идет борьба с плебейским стилем, отвергаются диалекты и жаргоны, иноязычные заимствования, даже научная речь. Риторики Аристотеля и Цицерона приспосабливаются к вкусам королевского двора.
Риторика энциклопедическая и натуристская – время эмансипации ума, союза между мыслью и языком, быстрого развития интеллектуального потенциала нации. Укрепляется фактор логики, растет авторитет Аристотеля, господствует античная формула «искусство мыслить – искусство говорить – искусство писать».
На рубеже 18–19-го вв. наступает период кризиса, утраты авторитета риторики, ее критики с позиций как научных, так и нравственных. Причины этого надо искать как в социальной сфере, так и в самой риторической практике.
Риторика в России. Те скупые сведения о речи наших далеких предков, которые сохранились, связаны с развитием письма. Оно вошло в жизнь славян во второй половине 9-го века, обычно указывается 863 г. Азбука создана славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Есть, однако, сведения, что славяне имели и докириллистическое письмо – писали «клинами и резами». Известно также, что в 8–10-м вв. в Киеве и других городах действовали христианские храмы и обучались священнослужители до официального крещения Руси в 988 г.
Церковные и риторические традиции православной ритуальной речи на Руси были приняты с одобрением. Этому способствовали торжественность службы, высокая культура церковного пения, эмоциональность общения, одухотворенность проповеди.
Расцвет ораторских жанров приходится, по мнению исследователей, на 11-12-й вв. Образцом проповеди может служить творчество Кирилла, епископа Туровского, инока и аскета. Духовное направление ораторства представлено также житиями святых – в «Житии Феодосия Печерского», «Сказании о Борисе и Глебе». В житиях формируются литературные традиции Руси.
Это же направление приобретает политическую тенденцию в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (первого митрополита из русских). Автор выступает в качестве апологета русской государственности и самостоятельности русской церкви. Влияние «Слова…» сказывается в произведениях ораторства и публицистики более позднего времени, например в Ипатьевской летописи, в «Житии Степана Пермского».
Образцом «послания» может служить «Моление Даниила Заточника», обращенное к князю, с жалобами на свои страдания и просьбами о милости.
Особо нужно выделить речи – поучения, обращения к потомкам. Наилучшая из них – «Поучения чадам Великого князя Владимира Мономаха» (конец 11-го – начало 12-го в.). Автор известен как энергичный военачальник, гуманный и образованный государственный деятель Киевской Руси.
В более поздние времена возникли новые формы: повести, «хожения», полемическая переписка, похвальные слова, а также письма и записки.
В.И. Аннушкин показал, что уже в 11–13-м вв. риторика упоминалась в качестве учебного средства; использовались не только ее правила, но и синонимы.
Первый в России курс риторики (1620 г.) представляет собой перевод латинской риторики Ф. Меланхтона в переработке Л. Лосия (Франкфурт, 1577) с пояснениями и дополнениями русского переводчика. Книга использовалась и хранилась в московских и северорусских монастырях. Судя по количеству сохранившихся списков (36), риторика изучалась весьма широко. В этой книге пять разделов: инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акция (каноны).
В 17–18-м вв. были созданы десятки риторических курсов, наиболее известные – М.Усачева, Ф.Прокоповича, С.Яворского, Симеона Полоцкого, М.В. Ломоносова, В.А. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.М. Сперанского. А.Ф. Мерзлякова. Если до 18-го в. авторами риторик были церковные лица, то, начиная с Ломоносова, ею занимаются светские авторы – филологи, писатели, государственные деятели.
Подлинный расцвет и всеобщее признание риторики в России началось с выхода в 1747 г. «Краткого руководства к красноречию». Этот труд М.В. Ломоносова сразу получил признание, несколько раз переиздавался при жизни автора. Его риторика обращена к античному миру – Сократу, Платону, Аристотелю, она имеет философские обоснования. В ней рассматриваются педагогические проблемы: о природных дарованиях тех лиц, которые отбираются для риторического обучения, решается вопрос об интуиции и правилах, о корнях ораторского мастерства. Функцию убеждения М.В. Ломоносов дает в смягченном варианте. Предметом науки риторики автор считает не только ораторию, но и поэзию, допускает подражание и постоянное упражнение, призывает учиться на опыте прославленных художников, превозносит мастерство Кикерона (Цицерона), речи которого казались божественными, ибо были выше сил человеческих.
Он отстаивал научную истину в речах, разрабатывал каналы инвенции – изобретения (оно должно касаться настоящего и прошедшего), учил находить главное в содержании и выделять его. Он советовал, во-первых, в совершенстве знать предмет своей речи, во-вторых, уметь сказать о нем, передать другим свое знание, т.е. построить свою речь так, чтобы слушатель понял её и принял.
К риторике прилагается учение о трех штилях: высоком, среднем и низком. Такое разграничение имело место и в античном мире, разрабатывалось оно и в западноевропейской стилистике, поэтике, риторике. Заслуга Ломоносова в том, что он впервые построил риторическую систему на основе русского языка – его лексики, фразеологии, синтаксиса и предназначил свой труд для светского образования, что получило живой отклик как в среде молодых людей, стремившихся к культуре, так и среди светских людей, жаждавших блеснуть метким, образным словом на ассамблеях.
К концу 18-го века речевое мастерство ценилось весьма высоко не только в ораторстве, но и в светском общении, в университетах, спорах, полемике, в среде военных. Риторика преподавалась во всех гимназиях, лицеях, в форме частных уроков. В первой половине 19-го века действовали учебники А.С. Никольского, А.И. Галича, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, И.С. Рижского, К.П. Зеленского. Высоко ценился труд М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия», а также общая и частная риторики Н.Ф. Кошанского – профессора Царскосельского лицея, одного из учителей юного Пушкина.
В конце 18-го века в России, так же как и в Европе, начался кризис риторики. Но если на западе, в частности во Франции, он был связан с языковыми проблемами, то в России – с нравственно-педагогическими.
В 1844 г. В.Г. Белинский в рецензии на «Общую риторику» Н. Кошанского писал, что «риторика есть наука красно писать о том, чего не знаешь, стоит только отвечать на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Удивительная школа фразерства! И потому, когда почтут драму, в которой оболгано человеческое сердце, говорят: «Риторика!». Подобная критика постепенно привела к тому, что во второй половине 19-го века реже издаются книги по риторике, она исчезла из планов многих учебных заведений. Причем школы не отказываются от ее содержательных материалов, от многих приемов, таких, как работа над темой, композицией сочинений, как рассуждение и доказательство, тропы и стилистические фигуры, но употребляют их под другими названиями: развитие речи учащихся, стилистические упражнения, теория словесности, поэтика, культура речи.
Отказ от риторики подчас носил лишь внешний характер. Так, демократические реформы судебного дела привели к расцвету судебного красноречия. Заметен подъем академического мастерства.
В начале 20-го века оживляется теоретическая деятельность: появляются книги Н. Абрамова «Дар слова» (1901), Г.Д. Давыдова «Ораторское искусство», программы курсов по этике живого слова А.Ф. Кони, Е.Е. Соловьевой и др. В 1918 г был создан Институт живого слова (действовал до 1924 г.), в котором работали Л.В. Щерба, В.Э. Мейерхольд, С. М. Бонди, Л.П. Якубинский и др.
Но взлет риторического направления был непродолжителен: власти поддержали лишь одно направление – мастерство агитатора и пропагандиста, его политический аспект.
Риторика как самостоятельный предмет с 20-х по 80-е годы 20-го века сохранилась лишь в некоторых университетах (МГУ, Тбилисском, ЛГУ) на факультетах классической филологии, в духовных академиях.
Игнорирование систематического, целостного предмета привело к заметному упадку речевых умений в самых разнообразных сферах общения. Не изучались эстетические, философские основы общения, когнитивные аспекты речи, игнорировалась история риторики. Изучение языкознания теряло полноту, ибо в центре внимания оказывались лишь структуры языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека.
Между тем 20-й век стал веком рождения наук о речи, ее механизмы изучали лингвисты Ф. де Соссюр, А.А. Потебня, Л.В. Щерба и психологи Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия. Сложилась система наук о речи, в какой-то степени компенсирующих утрату риторики и, в общем, обогативших ее, когда наступило время ее ренессанса.
В конце 70-х годов в России, а во Франции – на 30 лет раньше, поднимается новая волна интереса к риторике. И возникает этот интерес, прежде всего, в молодежной среде.
Не менее важно, что в научной среде даже в самые трудные годы мысль не угасала: были переведены на русский язык «Общая риторика» (с фр.) Ж. Дюбуа, «Основы искусства речи» П.С. Сапера (с анг.), книги Д. Карнеги.
Традиции высокой культуры стали одной из важнейших причин пробуждения интереса к риторике среди аспирантов и преподавателей. Другой причиной можно назвать успехи наук о речи, возникшие на рубеже языкознания и психологии.
В качестве важной причины возрождения риторики нередко называют возрождение демократии в России в конце 80-х годов. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы, первые попытки создания юридического пространства, плюрализм в образовании – все это вызвало у многих недоумение: почему мы, имея среднее и даже высшее образование, не умеем ясно и толково, образно выразить свою мысль? Нельзя игнорировать и тот факт, что речи политиков, транслируемые по телеканалам, за последнее десятилетие улучшились и по их логике, и по культуре по сравнению с тем, что мы слушали на рубеже 80–90-х годов 20-го в.
Есть еще одна причина: это падение у молодежи интереса к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных, изобилующих исключениями из правил орфографии. Усилилась тяга к широким и многогранным курсам словесности, филологическим программам, к общественно значимым умениям. Риторика – и теоретическая, и практическая – восполняет указанный недостаток.
Литература:
1. Антология русской риторики. Учебное пособие/ Отв. ред. и сост. проф. М.И. Панов. — М.: Университетский гуманитарный лицей, 1997, 315с
2. Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. – М.Прогресс, 1996. 452с
3. Клюев Е.В. Риторика/Учебное пособие для Вузов – М. Приор, 2005. 120с.
4. Кузнецов И.Н. Современная риторика. – М.Издательский дом Дашков и К, 2005. 480с.
5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. /Учебное пособие – М. Прогресс, 2002. 136с
6. Общая риторика: Пер. с фр. / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др. Общ. ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева. М.: Прогресс, 1999. 392 с.