Социа́льный диале́кт. см. социолект
СОЦИОЛЕ́КТ, или СОЦИА́ЛЬНЫЙ ДИАЛЕ́КТ, – набор языковых кодов (средств), которые обслуживают субкультуру и коммуникативные потребности изолированных социальных общностей или групп, объединённых по возрасту, полу, роду деятельности, интересам и т.п.
С. представляют собою низший уровень социальной дифференциации языка. Некоторые учёные по сложившейся традиции используют термин «С.» как синоним терминов «жаргон», «сленг», напр., [Анищенко 2010; Беликов, Крысин 2001: 47]. Другие – аргументированно настаивают на необходимости их дифференцированного употребления [Бондалетов 1987: 66–74; Стойков 1957: 80 и др.]. Авторы «Словаря социолингвистических терминов» подчёркивают, что термин «социолект» «употребляется как общее название для разнообразных языковых образований, основанных на социальном обособлении людей» [Словарь… 2006: 205]. Сторонники широкого понимания термина С. к его разновидностям относят жаргоны, сленг (интержаргон, общий жаргон), арго (условные языки, тайные языки) и воровской язык (воровское арго, арго криминального мира).
Все типы С., как правило, служат дополнительным средством общения к общенародному языку или территориальному говору. В зависимости от условий общения говорящий переключается с одного языкового кода на другой. Основными функциями С. являются коммуникативная (служит средством общения членов той или иной социальной общности, группы), аксиологическая и эмотивная (служит средством оценки окружающей действительности и выражения эмоций), идентифицирующая/опознавательная (служит средством распознавания «своих») и конспиративная (функция засекречивания). Различные виды С. различаются набором доминирующих функций, характерными семантическими и стилистическими особенностями словаря, а также сферами употребления и кругом носителей. Лексико-фразеологический состав С. резко противопоставлен кодифицированным средствам литературного языка. Социолектизмы имеют сниженную эмоционально-стилистическую окрашенность. Для современной коммуникативной ситуации характерны активизация словообразовательных процессов в различных С., увеличение числа их носителей (за исключением арго), утрата строгой замкнутости употребления. Использование социолектизмов, особенно элементов воровского арго, за пределами их социальных границ снижает уровень речевой культуры общества, а также в некоторых случаях свидетельствует о неблагополучии морально-нравственного климата.
Лит.: Анищенко О.А. Генезис и функционирование молодёжного социолекта. М., 2010; Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика: учебник. М., 2001; Бойко Б.Л. Основы теории социально-групповых диалектов: АДД. М., 2009; Бондалетов В.Д. Социолингвистика: учеб. пособие. М., 1987; Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты. Л., 1936; Ерофеева Т.И. Социолект: стратификационное исследование: АДД. СПб., 1995; Ерофеева Т.И. Понятие «социолект» в истории лингвистики // Изменяющийся мир. Пермь, 2002. URL: www.philology.ru/linguistics2/erofeeva-02.htm; Кёстер-Тома З.Сферы бытования русского социолекта (Социолингвистический аспект) // Russistik (Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка).Berlin, 1994. № 1–2; Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989; Словарь социолингвистических терминов/ под ред. В.Ю. Михальченко. М., 2006; Стойков Ст. Социальные диалекты (на материале болгарского языка) // Вопросы языкознания. 1957. № 1.
О.В. Фельде
СОЦИОЛИНГВИ́СТИКА–междисциплинарнаяотрасль языкознания, изучающая различные аспекты взаимодействия языка и общества, а также особенности функционирования языков или форм одного языка в социально-коммуникативных системах, обслуживающих общество. Как автономная отрасль сложилась лишь к середине ХХ в., хотя идея социальной обусловленности языка высказывалась намного раньше учёными России, Испании, Франции, Чехии и др. Большой вклад в формирование теоретико-методологических основ социологического направления в языкознании, послужившего базовой площадкой для новой науки, внесли такие учёные XIX – первой половины ХХ вв., как И.А. Бодуэн де Куртене, А. Мейе, Ш. Балли, Е.Д. Поливанов, В.М. Жирмунский, А.М. Селищев, Б. Гавранек и нек. др. С. на всех этапах своего развития характеризуется глубоким проникновением в предметные области других наук: социологии, демографии, социальной психологии, этнографии, культурной антропологии, истории, политологии, юриспруденции. Из лингвистических дисциплин С. наиболее близки диалектология, лексикология, лингвистическая эмотиология (лингвистика эмоций), лингвистическая (функциональная) типология, психолингвистика и различные направления коммуникативной лингвистики. Исследование языка в С. осуществляется чаще всего с помощью методов, заимствованных у социологии (приёмы массовых обследований: анкетирования, устных опросов и интервью). Предмет исследования С. изменчив, задачи многообразны. С. отвечает на вопросы: каков механизм взаимодействия внутренних и внешних законов развития языка, как отражаются в языке изменения в политической, социальной-экономической, культурной жизни общества, может ли человек влиять на языковые процессы, как функционирует язык (языки) в полиэтническом обществе и в малых социальных группах и др. Данная наука рассматривает весь комплекс внешних обстоятельств, в которых функционирует язык: языковую политику страны, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, месте проживания, уровне образования и культуры, в социальных установках и ценностях, а также в речевом поведении людей в зависимости от ситуации общения и социальной роли. В составе современной С. выделяются более 10 направлений, в числе которых: 1) макросоциолингвистика, которая исследует функционирование языка в больших социальных общностях, языковую ситуацию в стране или регионе, взаимодействие различных языков, проблемы нормализации и кодификации языка и др.; 2) микросоциолингвистика, в задачи которой входитанализ функционирования языка в малых социальных группах (напр., жаргона программистов, байкеров и т.п.), а также речевое поведение человека в зависимости от его социальной роли (директор завода – отец – сосед – автомобилист-любитель и т.п.); 3) диахроническая С., которая исследует языковую ситуацию прошлых веков, а также внешние факторы исторической изменчивости языка; 3) экспериментальная С., которая занимается сбором социально обусловленных языковых данных путём включённого наблюдения, анкетирования, тестирования, интервьюирования большого количества людей (напр., при выяснении числа носителей конкретного языка в многоязычной стране, мотива использования того или иного языка в качестве основного средства общения и др.); 4) практическая С., основной задачей которой является сбор и обработка данных для субъектов языковой политики, а также языковое прогнозирование; 3) теоретическая, или общая, С., которая разрабатывает теоретико-методологическую базу для всех направлений С., исследует её понятийный аппарат, методы, определяет статус и место в системе других наук, а также изучает наиболее общие социально обусловленные закономерности функционирования языка.
Социолингвистические знания имеют большую общественную значимость. Они помогают осознать объективные факторы и реальные границы функционирования конкретного языка и адекватно соотнести их с культурными особенностями народа, предотвратить языковые конфликты в многоязычном социуме; способствуют эффективному решению таких общественных и личных задач, как выбор государственного языка, выбор языка общения, воспитания и творчества, сохранение языков национальных меньшинств, повышение престижа языка за рубежом, в родной стране или регионе.
Лит.: Бондалетов В.А. Социальная лингвистика. М., 2011; Вахтин Н.Б., Головко Е.В.Социолингвистика и социология языка. СПб., 2004; Кручкова Г.Б., Нарумов Б.П. Зарубежная социолингвистика. М., 1991; Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989; Методы социолингвистических исследований. М., 1995; Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2007; Словарь социолингвистических терминов / под. ред. В.Ю. Михальченко.М., 2006; Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М., 1978.
О.В. Фельде