В) используются причастные обороты и обособленные дополнения;
г) деепричастные обороты встречаются редко, представляют устойчивые конструкции типа «исходя из…»; «принимая во внимание …»; «учитывая, что…»;
д) активное использование страдательных конструкций типа «представляется возможность…», «комиссией было обнаружено…» и безличных форм, хотя в целом документ составляется, как правило, от третьего лица;
е) использование нетипичных для других языковых стилей способов слово изложения, например, употребление форм множественного числа у отвлеченных существительных. Весьма специфичны такие способы управления, как «закончить строительство», «принять с хорошим качеством», «передать по принадлежности».
Несмотря на то, что подобные обороты встречаются в деловой речи довольно часто, по-видимому, их следует избегать, поскольку они не соответствуют нормам общелитературного словоупотребления.
Таким образом, процесс стандартизации деловой речи охватывает все уровни языка – и лексику, и морфологию, и синтаксис. В итоге складывается устойчивый речевой стереотип, воспринимаемый говорящими как особый, функционально ориентированный тип языкового нормирования текстов, т.е. особый функциональный стиль.
В унифицированную систему организационно - распорядительной документации входит комплект государственных стандартов, устанавливающих общие требования к содержанию и формам документов, применяемых на всех уровнях управления. Имеются в виду формы акта, делового письма, докладной записки, заявления, инструкции, кадровой анкеты, объяснительной записки, положения, постановления, приказа, протокола, распоряжения, решения, устава и др.
Форма служебного документа - это совокупность элементов его оформления и содержания, оцениваемых с точки зрения их состава, объема, последовательности распоряжения и взаимной связи. К элементам оформления документа относятся: наименования, разные адреса, даты, регистрационные номера и т.д.
Элементы содержания – это структурные части основного текста: обращение, мотивировки, выводы, цифровые перечни, схемы и т.д.
Форма документа определяется его назначением, типом, а также конкретным содержанием. Служебный документ, как правило, имеет стандартную форму и составляется в строгом соответствии с типовым формуляром, принятым для документов данной разновидности.
В соответствии с ГОСТ 6.39 – 72 формуляр – образец устанавливает следующий состав реквизитов и их расположение:
- государственный герб;
- эмблема организации (или предприятия);
- изображение наград;
- код организации по классификатору предприятий и организаций;
- код документа по классификатору управленческой документации;
- наименование министерства или ведомства;
- наименование учреждения, организации или предприятия;
- наименование структурного подразделения;
- индекс предприятия связи, почтовый и телеграфный адрес; номер телетайпа, номер телефона, факса, номер расчетного счета в банке;
- название вида документа;
- дата;
- индекс;
- ссылка на индекс и дату входящего документа;
- место составления или издания;
- гриф ограничения или доступа к документу;
- адресат;
- гриф утверждения;
- резолюция;
- заголовок к тексту;
- отметка о контроле;
- текст;
- отметка о наличии предложения;
- подпись;
- гриф согласования;
- визы;
- печать;
- отметка о заверении копии;
- фамилия исполнения и номер его телефона;
- отметка об исполнении документа;
- отметка о переносе данных на машинный носитель;
- отметка о поступлении.
В типовом формуляре закрепляются:
- Состав обязательных элементов оформления документа, обеспечивающий его юридическую и практическую полноценность.
- Логическая система документа, т.е. такое взаимное расположение его частей, которое дает наибольшие удобства в работе с документом.
В бланках писем печатают:
- эмблему учреждения (если она имеется);
- наименование ведомства;
- наименование структурного подразделения;
- наименование организации;
- адрес, номер телефона, телеграфный шрифт, номер телетайпа, номер расчетного счета в банке;
- ограничительные линии для полей, индекс, даты, ссылки на номер и дату;
- трафаретные части текста.
Каждый реквизит имеет строго установленный состав сведений и место их расположения.
Стандартизация формы значительно упрощает работу с массовой документацией – ее составление, оценку, обработку и т.д. Напротив, нарушение требований, предъявляемых к документу типовым формуляром, существенно осложняет работу. Так отсутствие в документе нужной подписи, визы, указания на должность сотрудника может лишить документ юридической силы.
Отсутствие нужного адреса или ссылки на другие документы нередко требует наведения справок, а это неизбежно ведет к затрате времени, сил и средств.
Неправильное расположение обусловленного типовым формуляром материала очень затрудняет использование документа.
Сияние исходит на подготовленную почву,
озарению всегда предшествует труд.
Р. Гамзатов
III. Тема: Культура публичной речи.
Цель: Дать понятие о лингвистических особенностях и сфере функционирования устной публичной речи, о композиционно – речевом оформлении публичного выступления, о речевом этикете публичной защиты научной работы, совершенствовать навыки поиска необходимого информативного материала, развить творческие способности, логическое мышление студентов, дать возможность осмыслить свое отношение к русскому языку.
Основные вопросы:
1. Культура публичной речи.
2. Лингвистические особенности и сфера функционирования устной публичной речи.
3. Выбор темы. Цели речи, поиск необходимого информативного материала.
4. Композиционно - речевое оформление публичного выступления.
5. Оратор и аудитория.
6. Речевой этикет.
Терминологический словарь:
Аргумент – (лат. arqumentum) – логический довод, служащий основанием доказательства.
Гипотеза (греч. hipothesis – основание, предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
Композиция – закономерное, мотивированное содержание, расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.
Оратор (лат.orare – говорить) – тот, кто произносит речи и обладает даром красноречия.
Публичная речь – это общественно значимое, социально обусловленное выступление.
Риторика (греч.rhetorike – искусство красноречия) – теория выразительности речи, красноречия, ораторского искусства.
Синоним (греч. synonymos – одноименный). Слова, близкие или тождественные по своему значению, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской.
Тема– то, о чем говорится в тексте.
Термин – (лат. Terminus – предел, граница, пограничный знак.) – слово или словосочетание, точно обозначающее какое – либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.
Формы речи – разновидности речи, различающиеся внешними средствами выражения высказывания (устная и письменная формы речи).
Этика – это учение о морали, система норм нравственного поведения.
Этикет – установленный, принятый обществом порядок поведения, отраженный в речевых формах.