Композиция выступления. Основные аспекты вступления речи.
Композиция – мотивированная с содержанием и с замыслом расположение всех частей текста или выступления, а также целесообразность их соотношения.
Аристотель предложил трехчастную композицию текста, включающую вступление, основную часть и заключение. Данная композиция используется в качестве основы и по сей день.
Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства, как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.
Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.
Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. Вступление включает несколько аспектов:
· Психологический – вы должны вызвать интерес аудитории и попробовать создать атмосферу взаимопонимания;
· Содержательный – необходимо сформулировать цель речи и подготовить слушателя к ее восприятию;
· Концептуальный – необходимо указать на специфику темы, на ее актуальность и значимость
Во вступление необходимо создать у слушателя ощущение того, что тема важна для него лично. Виду вступления:
· Исторический;
· Комплементарный;
· Политический.
20. Логическая организация основной части выступления.
Основная часть имеет 3 требования:
· Новизна
· Полнота
· Достоверность
При изложение информации важно помнить о том, что этот текст должен быть ориентирован для восприятия на слух. В основной части необходимо выполнить следующие требования:
1) Как можно раньше и точнее сформулировать основной тезис. Тезис в речи может стать переходным элементом между вступлением и основной частью
2) Должны приводить только те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме
3) Нужно избегать нисходящего порядка расположения аргументов. Сначала приводим сильные аргументы, затем доказательства средней силы, но в большом объеме, в завершение приводим один наиболее мощный аргумент
4) Чем ниже интеллектуальный и образовательный уровень аудитории, тем больше примеров и иллюстраций должно содержаться. Визуальный канал восприятия у большинства развит гораздо лучше, поэтому необходимо сочетать аудио-визуальные средства
5) Ясность речи. Нельзя использовать слова и термины, которые могут быть непонятны слушателям (придется давать комментарии, а это разрушит выступление)
Методы и приемы логической организации материала:
1) Индуктивный – изложение материала от частного к общему. Сначала приводим частный случай, а затем слушателей подводят к обобщению и выводам;
2) Дедуктивный – изложение от общего к частному. Сначала выдвигают положение, а затем примеры;
3) Аналогии – заключается в сопоставление различных явлений, событий и фактов. Обычно параллель проводят с тем, что хорошо знакомо слушателям. Этот метод позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие, поэтому его следует активнее исполнять в аудитории с невысоким уровнем интеллекта и образования;
4) Концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой автором;
5) Ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-то проблему, автор к ней не возвращается
6) Исторический – изложение материала в хронологическом порядке. Определяющим моментом является развитие какого-либо явления;
«Логические единства» - те приемы, которые позволяют сделать речь доказательной и убедительной:
· Определение
· Объяснение
· Умозаключение
· Рассуждение
· Развертывание (может представлять из себя описание, характеристику, сообщение и повествование)
Приемы логической организации материала:
1) Параллелизм. (Самолету, чтобы взлететь, нужно сопротивление воздуха; человеку, чтобы добиться успеха, нужно преодолевать трудности.)
2) Рамки – сначала задается вопрос, затем озвучивается рассуждение, после самостоятельно отвечаете на вопрос
3) Концессии – возврат аргумента, используется в основном в дискуссиях. Вы соглашаетесь с аргументами оппонента, после этого анализируете под таким углом, что он доказывает вашу собственную мысль
4) Напряжение – говорящий группирует в нарастающей последовательности одноплановые, похожие факты, после чего редко противопоставляют им факты совершенно другого плана. Этот прием используется в судебной речи
21. Личностные свойства и качества оратора, способствующие контакту с аудиторией.
Речь произносится не для слушателя, а вместе со слушателем. Для установления контакта с аудиторией существуют следующие моменты:
· Личность выступающего, его компетентность и привлекательность для данной аудитории
· Особенности речи выступающего и форма передачи информации
· содержание сообщения, а также способы структурного построения этого сообщения
· характер аудитории, ее психологические и социальные особенности
Главной целью оратора является передача смысловой информации и убедительное воздействие на слушателя. Таким образом, необходимо понимать следующий момент – выступление может меняться в зависимости от реакции слушателя. Главной составляющей частью воздействия на аудиторию является удержание внимания слушателя.
Заключение публичной речи. Его основные аспекты.
Целью заключения являются:
· Суммировать сказанное;
· Закрепить впечатление от речи;
· Способствовать лучшему усвоению главной мысли
Для менее подготовленной аудитории достаточно повторить главную мысль каждого раздела, переформулировав их. В более подготовленной аудитории заключение может содержать прогнозы развития вопросов и формулирование новых идей. Вне зависимости от содержания выступления последние фразы должны поддержать позитивный эмоциональный фон. Виды заключения:
· Комплементарное;
· Информационное – делаются новые выводы и сообщаются факты, подтверждающие положения, приведенные в основной части;
· Открытое – не формулирует вывод, а предлагает слушателям самостоятельно поразмышлять и сделать вывод.